В статье рассматриваются особенности реализации гендерно-ориентированного подхода в рамках обучения в средней школе. Раскрываются принципы планирования уроков в однополых классах на основании опыта работы в образовательных учреждениях с раздельным обучением мальчиков и девочек.
Ключевые слова: гендер, гендерная педагогика, гендерно-ориентированное обучение, средняя школа, обучение.
В настоящее время в России насчитывается порядка тысячи школ с гендерным разделением классов [1]. Такое обучение практикуется и в школах Татарстана. Так, например, в г. Казани гендерная сегрегация осуществляется в четырех образовательных организациях: МАОУ «Лицей-интернат № 7», МАОУ «Лицей-интернат № 2», МАОУ «Гимназия-интернат № 4», МБОУ «Гимназия № 12 с татарским языком обучения имени Ф. Г. Аитовой». Несмотря на распространенность образовательного подхода, в учебной и методической литературе, ФГОС и нормативно-правовых актах практически отсутствуют рекомендации, связанные с особенностями преподавания в таких школах. Указанное наличие противоречий между необходимостью формирования компетенций в рамках образовательного предмета и фактическим отсутствием научно обоснованных педагогических условий для их формирования и обусловливает актуальность заявленной темы.
Существуют понятия «гендер» и «пол», которые часто используют как синонимичные по смыслу. Понятие «гендер» включает в себя совокупность культурных и социальных ролей, психологических и поведенческих особенностей, предписываемых и ожидаемых обществом от мужчины или женщины, тогда как «пол» — это всегда биологический конструкт, определяющий физиологические особенности женщин и мужчин. Отсюда вытекает определение гендерной педагогики как раздела педагогики, изучающего образование, воспитание и социализацию обучающихся с учетом особенностей гендера.
На гендерной педагогике основывается гендерно-ориентированное обучение (ГОО). Гендерно-ориентированное обучение представляет собой педагогическое воздействие с учетом половой принадлежности обучающихся, имея целью проявление и развитие индивидуальных качеств каждого ученика. Таким образом, в результате ГОО формируется социальный тип личности, соответствующий половой принадлежности. Важно и обратное: благодаря пониманию психофизиологических особенностей индивидуума, возможно достижение значительных успехов в его обучении.
Несмотря на отсутствие в отечественной литературе устойчивой научно-обоснованной концепции ГОО, вопросам гендерной педагогики посвящено множество психолого-педагогических работ. Т. А. Араканцева пишет: «Современному подростку предоставляется больше свободы в выборе «образа» половой роли…, соответствие которому обеспечит подростку согласованную половую идентичность. … Формирование «образа» половой роли является одной из задач развития в подростковом возрасте, именно поэтому педагогу так важно знать, в каких направлениях может идти этот процесс, учитывать факторы, его обуславливающие, и понимать, с какими личностными особенностями связан тот или иной выбор, как он сказывается на психологическом благополучии подростка» [2]. О полоролевой социализации и половом воспитании детей написаны труды B. C. Агеева, С. Л. Бем, О. С. Богдановой, Г. А. Вельской, В. П. Вахтерова, И. В. Грошева, В. В. Давыдова, Д. Н. Исаева, И. С. Кона, Я. Л. Коломинского, Н. Н. Куинджи, А. С. Макаренко, К. Г. Юнга и других.
В. П. Симонов в своих работах подчеркивает наличие различий между мальчиками и девочками во всех сферах:
1) генетические различия, определяемые доминированием разных полушарий при проявлениях маскулинности (правого) и феминности (левого), активности нейронов, регулирующих разные виды деятельности, преобладании разных типов памяти;
2) физические различия (разница в массе тела, развитии физических навыков, особенностях обоняния и ощущения пространства);
3) когнитивные различия (особенности концентрации внимания, поведения в стрессовых ситуациях, склонности к изучению определенных наук, тяга к определенным видам деятельности);
4) психологические особенности (преобладание определенного темперамента, логичность и эмоциональность, особенности адаптации, способность переключаться с одного объекта на другой);
5) различия в общении (стиль общения, стремление к лидерству и конкуренции, навыки эмпатии и т. д.) [3].
Имея опыт работы учителем химии и биологии в образовательных учреждениях гендерного типа (МАОУ «Лицей-интернат № 7» с обучением мальчиков и МАОУ «Гимназия № 4» с обучением девочек), мы склонны согласиться с вышеуказанными утверждениями. При этом в первую очередь необходимо учитывать психологические и когнитивные особенности мальчиков и девочек в процессе планирования учебного процесса. Обучение девочек должно быть основано на планомерности и закреплении материала, мальчиков — с использованием алгоритмов, большого количества прикладных заданий, акцентом на самостоятельность и конкуренцию.
Кроме того, следует заметить следующие гендерные различия.
Для мальчиков характерна абстрактность мышления, восприятие мира через зрительные образы, как следствие — склонность к работе с графиками, символами, схемами и «концентрированной» информацией. При этом они динамичнее, быстрее усваивают материал, однако обладают кратковременной памятью, что усложняет его дальнейшее закрепление. Предпочтение отдается диалогово-дискуссионному общению, эффекту новизны, практическим заданиям. Мальчики стремятся самостоятельно дойти до сути, стать первооткрывателями, поэтому необходимо включать в урок элементы соревновательного характера, позволяющие проявить лидерские качества и ощутить удовлетворенность от достижения результата. Неслучайно классы мальчиков практически всегда технической направленности: это относится и к лицею-интернату № 7, ориентированному на изучение физико-математических наук.
В свою очередь девочки учатся более ровно, не стремятся быстрее завершить начатое и спокойно работают в индивидуальном темпе. Они лучше воспринимают информацию на слух, нуждаются в тщательном, порой неоднократном объяснении материала и приведении наглядных примеров, однако обладают долговременной памятью и нацелены на понимание принципов работы. Предпочтение отдается аналитической деятельности, индукции (выведению из частных фактов общего вывода), методичности, возможности повторения и воспроизведения материала. Благодаря высокой развитой эмоциональной составляющей, оценивать деятельность и результаты необходимо с проявлением эмпатии. Девочки также приветствуют здоровую конкуренцию, но включаются в нее с меньшим энтузиазмом. При этом присутствует тяга к монологу и развиты навыки повествования. Все перечисленное обусловливает акцент школ с обучением девочек на изучение языков. Гимназия № 4 не является исключением: помимо русского и татарского языков как базовых, в учебной программе образовательного учреждения присутствую два иностранных языка — английский и турецкий.
Таким образом, теория ГОО представляет собой обширное поле для тщательного анализа не только особенностей гендерного обучения, но и учета психологических, коммуникационных, когнитивных факторов. Важно помнить также о дальнейшей социализации ученика из однополого коллектива в обществе без гендерного разделения. Ведь отсутствие опыта взаимодействия с представителями противоположного пола может привести к дальнейшим сложностям в построении коммуникаций, налаживании отношений и выборе спутника жизни. Поэтому педагогу следует ставить в процессе обучения и воспитания такие цели, которые позволяли бы компенсировать установки и навыки противоположного пола, тем самым смягчив последующую адаптацию.
Подводя итоги, отметим, что процесс изучения особенностей гендерно-ориентированного обучения продолжается. Целью работы остается анализ образовательного процесса в однополом коллективе, разработка рекомендаций и создание авторской методики преподавания в двух разных школах.
Литература:
- По стопам английских традиций: приживутся ли гендерные школы в России. — Текст: электронный // Ведомости: [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/ (дата обращения: 6.02.2023).
- Араканцева, Т. А. Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации: специальность 19.00.07 «»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Араканцева Татьяна Александровна; Московский педагогический университет. — Москва, 1999. — 195 c. — Текст: непосредственный.
- Симонов, В. П. Сущность гендерных различий и их учёт в образовательном процессе. // Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. — 2014. — № 1. — С.1–13.
- Кац, А. С. Исследование гендерных особенностей в когнитивной педагогике // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 2 (151). — С.206–211.
- Якуба, С. А. Гендерные проблемы современного образования // Проблемы педагогики. — 2020. — № 5 (50). — С.8–9.