Важным условием успешности освоения школьником изучаемого материала является его интерес к предмету как таковому, желание и стремление ребенка к постижению новых знаний, расширению собственного кругозора в контексте восприятия окружающей действительности.
Современные информационные технологии, прочно вошедшие в образовательное пространство и, по сути, уже являющиеся ее составной частью, с одной стороны, упростили доступ к образовательным ресурсам по всему спектру изучаемой тематики учебной дисциплины, а с другой — являются фактором снижения интереса у части школьников к учебе как таковой. Развлекательный, игровой сегмент интернет-пространства, упрощенные, в том числе и языковые, модели коммуницирования в детской и молодежной среде вызывают обоснованную обеспокоенность учительского сообщества. Поэтому педагогами предпринимаются определенные усилия для поддержания уровня интереса обучающихся к учебным дисциплинам: проводятся предметные недели, разрабатываются методики и технологии ведения уроков, обобщаются эффективные образовательные практики.
Рассматриваемые в данном материале занятия в рамках внеаудиторной занятности по стихосложению — одно из возможных направлений по повышению интереса к усвоению учебного материала по литературе в 5-м классе. Даная практика является ситуативной и основана на проблемном анализе успеваемости конкретной группы пятиклассников по литературе по итогам 1 четверти обучения. Цель практики — повышение качества знаний по предмету посредством роста мотивированного интереса к изучению учебной дисциплины. Ее особенностью является координация по времени проводимых занятий с изучаемыми темами на уроке.
Обучающимся 5-го класса были предложены дополнительные занятия по основам стихосложения в развитие изучаемых тем на уроках литературы.
Всего изъявили желания посещать дополнительные занятия 14 человек. В процессе занятий по разным причинам прекратили свое посещение 2 обучающихся. Всего, таким образом, программу занятий прошли 12 обучающихся — 4 мальчика и 8 девочек 5-го класса. На момент начала занятий стихотворчеством общий средний бал успеваемости по литературе — 3,83. Цикл состоял из 5 занятий: 2 раза в 1-ю неделю и 1 раз в последующие три недели. Продолжительность — 1 учебный час.
В данном материале будут рассмотрены, главным образом, практические аспекты работы с школьниками. Углубленное изучение теория стихосложения, развитие творческих способностей обучающихся не являлось целью проводимых занятий, это, скорее, инструмент для повышения интереса школьников к изучению учебного предмета, результатом которого должно быть повышения качества знаний по литературе.
Первое занятие — установочное. Стихосложение
Информативная составляющая
Стихосложение (версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи, которая отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки — стихи, соотносимые и соизмеримые между собой; членение на отрезки твёрдо задано (в устной поэзии — мелодией, в письменной — чаще всего графикой, т. е. записью отдельными строками) и может не совпадать с синтаксическим членением текста. Заданное членение на стихи — необходимый и достаточный признак стихотворного текста; тексты, никакой иной организации не имеющие, уже воспринимаются как стихи (т. н. свободный стих) и приобретают характерную стиховую интонацию — независимые от синтаксиса паузы на границах стихов, повышение голоса в начале стиха, понижение к концу. Кроме того, чтобы подчеркнуть соизмеримость стихов, строки их обычно упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически, т. е. через одну или несколько) по наличию тех или иных звуковых элементов. В зависимости от того, какие именно элементы выделяются в качестве такой основы соизмеримости, стихи относятся к той или иной системе стихосложения.
Практика. Ознакомление обучающихся с основными понятиями стихосложения, Важно установить взаимосвязь полученной информации с текущими темами, изучаемыми по уроках литературы. Также на первом задании начали рассматривать идеи детей по реализации своих словотворческих возможностей.
В процессе занятия, исходя из индивидуальных предпочтений обучающихся, были определены возможные направления для их первых стихотворных опытов.
В качестве фокус-группы рассматриваем траектории двоих обучающихся Александр К., и Саша П.
Александр К., нравится техника, занятия спортом, активный образ жизни, поэтому выбрал спортивную тематику, состязательность, динамичность.
Саша П., общительная, наблюдательная, изъявила желание попробовать написать о природе, о прогулках на свежем воздухе, играх.
Второе занятие. Метр. Размер. Стопа
Информативная составляющая
Ритм — звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.
Метр (греч. metron — мера, размер) — упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма.
Размер — способ звуковой организации стиха; частный случай метра. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом — числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом — метром и числом стоп.
Стопа — единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т. д.
Практика. Рассматриваем домашние «заготовки» воспитанников, совместно вносим коррективы в сюжетные линии.
Александр К. Гонки, лыжи спорт; далее рифма корт, автомобиль, авто, не то
Старт финиш, скорость — ассоциации
Лыжи, ролики — не то,
Не мопед, не карт,-
Я сажусь за руль авто,
Ассоциация старт!
Развитие темы — попытаться представить, какие эмоции и ощущения испытывает гонщик непосредственно в кабине спортивного автомобиля. Отметим, что на втором занятии Саша К. более увлеченно работает, тема ему понравилась, он уже боле самостоятельно формирует сюжетную линию.
Мощность двигателя в лошадиных силах, табун лошадей, зрители, трибуны, шины-машины, газ, тормоз — своеобразные реперные точки домашней работы.
Под капотом сотни сил,
Лошадей табун;
Диктор список огласил
К радости трибун.
Саша П. Снежинка, пушинка, хоровод снежинок, ассоциация радости, детского веселья, подвижности.
Белая снежинка
Легкая пушинка
Кружит хоровод — следовательно, во множественном числе
Белые снежинки
Легки как пушинки
Кружит хоровод — вот, у ворот, прямо у ворот
Саша П., также эмоционально погружается в процесс стихосложения, активно используя познания в области литературы и искусства. Разбираем варианты развития темы.
Третье занятие. Строфа. Виды строф
Информативная составляющая
Строфа (греч. strophe — поворот) — группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы — повторяемость еѐ элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр.
Практика. Продолжаем работать над текстом. На третьем занятии понятен творческий потенциал школьников; важно, чтобы, столкнувшись с определенными трудностями построения текста, дети преодолели эти сложности посредством усердия, концентрации внимания и расширения спектра своих метапредметных знаний. В этом, собственно, и цель занятий: сподвигнуть детей к более углубленному изучению предмета, а так же дополнительной литературы.
Александр К. Вместе рассмотрели процедуру спортивного заезда в автоспорте. Потому что важна детализация состязания, которая вкупе с эмоциональным восприятием воображаемого гонщика, создаст эффект непосредственного участия при прочтении стихотворного текста.
Взмах флажка — и рой машин
Устремился вперед, вдаль;
Летит гравий из-под колес, шин,
Газа жму педаль.
Обгоняю первого, второго, первых двух,
Ухожу вперед, в отрыв-
Как захватывает сердце, дух
Скорость, скоростной порыв!
Саша П. В связи с ее легким простудным заболеванием вносим соответствующие коррективы в предполагаемый сюжет. Теперь героиня стихотворения, будучи простужена, смотрит в окно, видит снег, красоту природы, но сама физически пока не может выйти во двор погулять и порезвиться.
Я смотрю в окошко
Немножко, хлопаю в ладошки
Говорю, нет, кричу:
На улицу, с вами я хочу! — Времяпровождение на улице, активность на свежем воздухе — эффект непосредственного участия.
Танцевать, кружиться,
Петь и веселиться
Бегать во всю прыть
Звездочкою быть!»
Следует отметить, что прием эффекта непосредственного участия всеми участникам занятий активно использовался в той или иной мере, позволяя проявить свои познания в той тематике, которую каждый для себя выбрал.
Четвертое занятие. Тропы и стилистические фигуры
Информативная составляющая
Тропы (греч. tropos — поворот, оборот речи) — слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы — важный элемент мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
Стилистические фигуры — обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.
Практика. Продолжилась практическая часть работы над выбранными стихотворными сюжетами. Очень важно, что все обучающиеся, в период между занятиями, подходили со своими наработками, черновыми вариантами текста, рифмованных связок, что подтверждает высокую степень вовлеченности обучающихся в стихотворный процесс, и, опосредованно, в изучение учебного предмета.
Александр К., Все это время оттачивали структуру текста стихотворения с динамикой сюжета.
Остается поворот, (прямая)
Дальше — по прямой.
Крики, возгласы, народ
Финиш красивый мой!
Учитывая, что гонка на стадионе, круговая, кольцевая, важно в этом случае и нам как-то «закольцевать» историю. Сошлись на мнении, что он дома поработает над концовкой стихотворения и на последнем занятии займемся «отшлифовкой» текста.
Хотя сама Саша П, уже выздоровела, тема простуды вылилась в следующие строки:
Но слышны лишь всхлипы-
Я болею гриппом — тем самым обогатив фактуру самого текста, сделав стихотворение более «жизненным».
Далее нужно выходить на позитив момента,
Вот немного подлечусь
И во двор скорей умчусь
Пятое занятие — заключительное. Рифмовка. Способы рифмовки
Информативная составляющая
Рифмовка — порядок чередования рифм в стихе. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка «ААBB», перекрѐстная рифмовка «АBАB», кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА», холостая рифмовка «АВСВ», гиперхолостая рифмовка «АВAС», смешанная рифмовка (вольная) и др.
Практика. Обобщение полученных дополнительных знаний по основам стихосложения. Работа над стихотворением.
Как определили с Александром К. на предыдущем практическом занятии, смысловая «закольцованность» стихотворного текста символически подчеркивала бы логику сюжета, основанную на предполагаемых ощущениях воображаемого автогонщика и процедуре самого состязания.
Таким образом, в результате доработки текста под определенные изначально критерии написания стихотворения, соблюдая нами же установленные смысловые рамки, получился следующий стихотворный текст.
Буду автогонщиком
Лыжи, ролики — не то,
Не мопед, не карт,-
Я сажусь за руль авто,
Жду сигнал: «На старт!»
Под капотом сотни сил,
Лошадей табун;
Диктор список огласил
К радости трибун.
Взмах флажка — и рой машин
Устремился вдаль;
Летит гравий из-под шин,
Газа жму педаль.
Обгоняю первых двух,
Ухожу в отрыв-
Как захватывает дух
Скоростной порыв!
Остается поворот,
Дальше — по прямой.
Встретит с возгласом народ
Славный финиш мой!
Лыжи, ролики, не то-
Круче есть азарт!
Я мечтаю на авто
Выезжать на старт!
Перед последним запланированным занятием имелось четкое понимание сюжетной линии, которая с учетом простудного недомогания Саши П., внесла в легкий воздушный нарратив текста нужную «жизненность», поэтому «шлифовка» проводилась чисто техническая. Итогом кропотливой работы явился следующий стихотворный текст:
Белые снежинки
Белые снежинки
Легкие пушинки
Прямо у ворот
Кружат хоровод.
Я смотрю в окошко
Хлопаю в ладошки
Сквозь стекло кричу:
«С вами я хочу!
Танцевать, кружиться,
Петь и веселиться
Бегать во всю прыть
Звездочкою быть!»
Но слышны лишь всхлипы-
Я болею гриппом.
Вот немного подлечусь
И во двор скорей умчусь.
В заключении следует отметить, что цель курса — повышение интереса к успешному изучению обучающимися литературы в 5-го классе среди посещавших дополнительные занятия достигнуты. На момент окончания курса по основам стихосложения общий средний бал успеваемости по литературе — 4,34 (+13 %).
Обучающиеся стали более мотивировано относиться к изучению учебного предмета — литература, появился устойчивый интерес и желание творчески проявлять себя,
Литература:
- Тимофеев Л. И. — Изучение стихосложения в школе. -М., 1960
- Холшевников В. Е. — Основы стиховедения: Рус. Стихосложение, -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.
- Чернец Л. В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. -М., 1982