Статья посвящена проблемам преподавания физики и астрономии в общеобразовательных учебных заведениях Узбекистана. В статье проанализированы результаты внедрения методики преподавания физики с использованием методов аналогий и моделирования во время педагогической практики.
Ключевые слова: методика, аналогия, моделирование, методы познания, абстрактное мышление, педагогический процесс.
Нельзя отрицать, что в последние десятилетия основным критерием успешности и показателем рейтинга средних школ стал процент поступления выпускников в высшие учебные заведения и подготовка одного или нескольких участников ежегодных областных и республиканских олимпиад. В результате чего, отступила на второй план основная задача общеобразовательной школы, а именно воспитание всесторонне развитой гармоничной личности, с крепкими базовыми знаниями как в области естественных, точных, так и в области гуманитарных наук, формирование у учеников научного мировоззрения, развитие творческих и аналитических способностей, а также их всестороннее воспитание и развитие. Определяющую роль в достижении этих целей играют методы и методики обучения, используемые при организации и проведении уроков.
Хотя педагогическая деятельность и разнообразна, но она все же подчиняется определенным закономерностям. Эти закономерности можно понять лишь систематизировав педагогический опыт многих поколений преподавателей и результаты специальных научно-педагогических исследований.
Педагогический процесс — это совместная работа преподавателя и учеников, преподаватель непосредственно организует их учебно-познавательную деятельность различными способами. Эти способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, некоторым образом упорядоченные и направленные на достижение определенной цели образования и называются методами обучения.
Разработкой методов обучения и их классификацией занимается дидактика. Принято считать, что усвоение новых знаний происходит в трех стадиях [4]:
осмысленное восприятие и запоминание;
применение знаний по образцу и в похожей ситуации;
творческое применение знаний.
Методы обучения физики подразделяются на: модельные гипотезы, математические гипотезы и принципы.
К модельным гипотезам относятся модели идеального газа, броуновского движения, планетарная модель атома и другие. Метод модельных гипотез основывается на наглядных образах и представлениях, которые возникают у учеников в ходе повседневных наблюдений.
В результате ученики обучаются восприятию при помощи аналогий.
Методы обучения появились в результате обобщения колоссального опыта преподавателей и педагогов, приобретенного в процессе преподавания физики и астрономии в школе. Поэтому в них нашли отображения все методы познания, творческого и логического мышления, которые стали теоретической основой каждого метода обучения.
Аналогия представляет собой вывод, сделанный на основе подобия объектов, процессов и явлений. Аналогии в учебном процессе позволяют эффективно использовать и закреплять ранее изученный материал или знания учеников, приобретенные при изучении других предметов или в повседневной жизни. Ярким примером этого является гидродинамическая аналогия электрической цепи, в которой электрический ток заменяется потоком воды, соединительные провода — водопроводными трубами, вольтметр — манометром и т. д.
Модели — это макеты или объекты, которые имеют сходство по форме с натуральными объектами или логическими построениями для лучшего представления процессов, проведения определенных манипуляций и получения количественных или качественных результатов. Модели можно разделить на материальные (модель генератора, гидравлического пресса, конденсатора и т. д.) и идеальные (графики, формулы, графы и т. д.).
Аналогия является одним из наиболее эффективных методов научного познания, который имеет большой потенциал применения при преподавании физики и астрономии. В его основе лежит сравнение. Если два или более объектов имеют одинаковые признаки или ведут себя одинаково при определенных условиях, то можно сделать вывод, что они имеют и некоторые другие схожие признаки или ведут себя одинаково в других условиях [4].
Рис. Процесс сбора электрической цепи учениками 10 Г класса СГОШ № 14 для изучения характеристик транзистора.
Использование аналогий при преподавании повышает научно-теоретический уровень изложения материала на уроках физики и астрономии, помогает формированию научного мировоззрения у учащихся [1]. К примеру, процесс формирования газо-пылевого диска вокруг уже сформировавшейся звезды (планетеземалий) на уроках астрономии можно объяснить на примере следующего кулинарного приема. Мастера-кулинары для утоньшения теста, подкидывают её в воздух, одновременно дав ей вращательное движение. В результате чего, сферический кусок теста приобретает форму лепешки.
В педагогической практике метод аналогий используется в основном для пояснения уже введенных наиболее трудных для понимания учеников понятий и закономерностей, физических процессов и явлений. Приводимые примеры должны быть понятны ученикам из повседневной жизни или из предыдущих разделов, которые ученики хорошо освоили [2]. Рассмотрим примеры применения этого метода при изучении физических явлений и законов из некоторых разделов физики и астрономии.
Для объяснения протекания тока в проводниках можно воспользоваться аналогией электрической цепи и гидравлической системы [3].
Рис. 1. Гидравлический аналог протекания электрического тока от точки с высоким потенциалом к точке с низким потенциалом
Для объяснения различия между такими понятиями как напряжение и сила тока очень удобно и эффективно использовать аналогию с давлением и потоком воды в водопроводной трубе.
Рис. 2. Гидравлический аналог электрического тока для объяснения электрического напряжения и силы тока
Работа пилорамы и электрического лобзика может наглядно продемонстрировать различие постоянного и переменного тока в проводнике.
Рис. 3. Аналог постоянного и переменного тока
Изучение электромагнитных колебаний и волн в средней школе всегда вызывает у учеников большие затруднения, связанные с недостаточно развитым образным мышлением. Для облегчения понимания электромагнитных процессов вводится аналогия с механическими колебаниями и волнами, поскольку колебания и волны различной природы подчиняются общим законам и закономерностям.
Рис. 4. Механический аналог электромагнитных колебаний
Электромагнитные колебания в контуре имеют сходство со свободными механическими колебаниями, например, с колебаниями тела, закрепленного на пружине. Это сходство проявляется не в отношении природы величин, которые периодически изменяются, а в отношении процессов периодического изменения различных физических величин.
Таблица 1
Механическая аналогия электрических величин
При изучении динамики вращательного движения введение аналогии с поступательным движением тела поможет ученикам легче освоить материал.
Таблица 2
Аналогия физических величин поступательного движения с величинами во вращательном движении
Конечно же, каждый ученик — это прежде всего ребенок, которому интересно все новое, неизведанное. И преподавателю необходимо своевременно уловить этот интерес, развить ее и направить в правильное русло. Ученикам, как и всем детям интересно испробовать все самим, сделать все своими руками, познавать окружающий мир самостоятельно. Хороший педагог может перенаправить эту тягу к научному познанию мира, к повышению интереса учеников физике и астрономии. Для этого можно использовать применение в уроках наглядных пособий, демонстрационных опытов, привлечение учеников к сборке различных моделей.
Рис. Процесс разбора с учениками работы реостата
Все вышеперечисленные методы были опробованы авторами при проведении педагогической практики в среднеобразовательных школах № 14 города Чирчик и № 20 Пскентского района в течении трех месяцев с сентября по декабрь 2022 года. Анализ результатов наглядно показывает, что ученики стали меньше пропускать уроки физики и астрономии, повысился интерес к предметам, качественно улучшилось участие учеников на уроках и их успеваемость.
Анализ посещаемости занятий по физике и астрономии в период с сентября по декабрь 2022 года
№ п/п |
Классы |
Посещаемость уроков физики и астрономии, % |
||
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
||
1 |
7б |
95 |
97 |
99 |
2 |
7в |
90 |
93 |
94 |
3 |
7г |
92 |
95 |
97 |
4 |
8г |
90 |
93 |
97 |
5 |
9г |
92 |
94 |
97 |
6 |
10г |
90 |
92 |
92 |
7 |
11г |
90 |
90 |
91 |
8 |
11г |
90 |
90 |
91 |
Анализ успеваемости по урокам физики и астрономии в период с сентября по декабрь 2022 года
№ п/п |
Классы |
Успеваемость по урокам физики и астрономии, % |
||
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
||
1 |
7б |
87 |
90 |
92 |
2 |
7в |
80 |
85 |
87 |
3 |
7г |
74 |
80 |
84 |
4 |
8г |
82 |
85 |
91 |
5 |
9г |
85 |
88 |
92 |
6 |
10г |
77 |
79 |
85 |
7 |
11г |
85 |
89 |
92 |
8 |
11г |
80 |
85 |
90 |
Рис. Анализ результатов использования методов моделирования и аналогий в СГОШ № 14 города Чирчик, Ташкентской области
Вывод:
Использование метода аналогий и моделирования в преподавании физики астрономии позволяет не только повысить интерес учеников к предмету, но и реально улучшать их показатели по успеваемости. Учитель, совмещая в своей практике эти методы с современными методами обучения, реально сможет достичь основных целей и задач педагогики.
Литература:
- Методика преподавания физики в средней школе. Л. И. Резников, С. Я. Шамаш, Э. Е. Эвенчик. Москва, «Просвещение», 1974 год.
- Преподавание физики в 10-классе. Ванеев А. А. и др. Москва, «Просвещение», 1974 год.
- Научный журнал «Фундаментальные исследования». https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36934
- https://fizmet.org/ru/L5.htm