В статье раскрыты причины в трансформации информационной повестки за последние два года. Отмечено, что информационная повестка — важнейший инструмент, который влияет на общественное и политическое сознание в современных условиях политико-коммуникативных процессов. В этой связи анализ контента (например, новостных сообщений) средств массовой информации и социальных медиа помогает изучить повестку дня и позволяет выявить, какие политические темы, проблемы, вопросы популярны в обществе и медиасреде. Кроме того, в статье представлены результаты основного контент-аналитического исследования, которое позволило выявить реальное состояние информационной повестки в практике СМИ и соцмедиа при освещении деятельности ТОП-10 губернаторов в условиях кризисной ситуации.
Ключевые слова: информационная повестка, социальные медиа, региональные сетевые издания.
The article reveals the reasons for the transformation of the information agenda over the past two years. It is noted that the information agenda is the most important tool that affects the public and political consciousness in the current conditions of political and communication processes. In this regard, the analysis of content (for example, news reports) of the media and social media helps to study the agenda and allows you to identify which political topics, problems, issues are popular in society and the media environment. The article also presents the results of the main content-analytical study, which made it possible to identify the real state of the information agenda in the practice of the media and social media when covering the activities of the TOP-10 governors in a crisis situation.
Keywords : information agenda, social media, regional online publications.
Информационная повестка — это «совокупность актуальных проблем и сюжетов, имеющих ряд самостоятельных характеристик» [Мамонов 2008: 97], важнейший инструмент, который влияет на общественное и политическое сознание в современных условиях политико-коммуникативных процессов. Активную роль в формировании политической повестки дня играют субъекты — общественные, политические и медийные. Политологи считают, что основные действующие лица, участвующие в процессе установления информационной повестки, относятся к правительствам регионов.
В. Н. Колесников подчеркивает, что в отечественном инфополе именно государство «является основным актором, формулирующим политическую повестку дня» [Колесников 2017: 10]. Однако М. В. Мамонов отмечает, что «есть основания для того, чтобы заявлять о доминировании органов власти федерального уровня, их руководителей в процессе формирования межличностной повестки дня населения» [Мамонов 2008: 105]. Другой исследователь этой темы обращает внимание на то, что в процессе формирования повестки «важное значение приобретает культура политического дискурса между представителями органов государственной власти и институтами гражданского общества» [Сосунов 2018: 143].
Информационную повестку формируют не только губернаторы и общество в целом, но и средства массовой информации. По мнению Д. И. Каминченко, «из высокой распространенности контента и большого влияния на восприятие различных тем и вопросов обществом складывается особое значение медийных платформ. В этой связи анализ контента (например, новостных сообщений) средств массовой информации и социальных медиа помогает изучить повестку дня и позволяет выявить, какие политические темы, проблемы, вопросы популярны в обществе и медиасреде» [Каминченко 2019: 576].
Во многих исследованиях отмечается, что сегодня читатели не углубляются в суть публикации. Так, Т. Р. Красикова в своём исследовании отмечает, что «аудитория сейчас оценивает факты и события, происходящие в мире, стране, городе по упоминаниям. Появление в новостях той или иной темы, события, лица откладывается в памяти читателя самим фактом упоминания. Современный читатель быстро и поверхностно знакомится с повесткой дня. Для него часто не имеет значения характер упоминания, будь он негативным или позитивным» [Красикова 2014: 5].
Е. Н. Меркушина выделяет следующие особенности формирования информационной повестки в региональных сетевых изданиях:
«– однотипность структуры сайта, и, следовательно, его наполнения. Большинство сайтов имеет разделы, посвященные социальной сфере, политике, экономике, культуре, спорту, происшествиям, а также справочную и рекламную информации и прочее. Некоторые сайты имеют уникальные разделы, спецпроекты, но обновление информации там происходит нерегулярно, с большими перерывами между публикациями, из-за чего для аудитории, интересующейся той или иной тематикой, он не может быть преимущественным источником информации. Однотипность структуры проявляется в однотипности контента;
— сближение стиля журналистского текста со стилем пресс-релиза. Ленту составляют короткие информационные сообщения, без авторской оценки и выводов, часто — без предыстории и продолжения; текст обезличен; публикуются официальные материалы пресс-служб различных ведомств без переработки;
— совмещение рекламно-справочной и информационной деятельности;
— ориентация на локальный контент, это значит, что федеральные новости попадают в ленту новостей только в случае, если имеют большое значение для всех жителей страны;
— ориентация на жителей областного центра;
— социально-событийный контент, который состоит из новостей о произошедших или информация о предполагаемых фактах в жизни общества» [Меркушина 2021: 160].
Для органов исполнительной власти и местного самоуправления эффективность СМИ заключается в достижении определенных результатов, где показателем выступает медиарейтинг. Высокое качество освещения в средствах массовой информации деятельности является актуальной задачей для различных субъектов управления, к которым относятся органы государственного управления, институты гражданского общества и бизнес-структуры.
Роль социальных медиа претерпела изменения в связи с появлением в информационном поле мессенджера Телеграм. Сегодня не только СМИ имеют свои Телеграм-каналы, но и все влиятельные политические деятели. Д. С. Артамонов и С. В. Тихонова пишут: «В отличие от традиционных СМИ, имеющих однонаправленный характер воздействия на аудиторию, в социальных сетях происходит постоянное массовое производство новых символов, образов, знаков, сообщений, которые оказывают влияние на политику» [Артамонов, Тихонова 2018: 451].
Е. В. Ефанова и Д. В. Мельниченко также признают немаловажную роль социальных медиа, обозначая их как «форму публичной политики» [Ефанова, Мельниченко 2018: 94]. Аудитория действительно активно использует соцмедиа, посредством которых можно сделать выводы о том, какие общественные настроения существуют в медиапространстве [Каминченко 2016: 42].
В 2021 году основной темой в СМИ было здоровье населения и работа систем здравоохранения, прежде всего в контексте борьбы с пандемией коронавируса. В 2022 году на первое место выходят темы военных действий, связанных с СВО, и армии, частичной мобилизации, а также способности глав субъектов отражать поступающие вызовы.
Важным становится демонстрация эффективных административных действий в региональном управлении главами республик и губернаторами на период проведения специальной военной операции, в частности, для снижения социального давления на властные институты, а также для обеспечения прочного социально-экономического фундамента. Основным вектором освещения деятельности в этот период большинство глав регионов выбрали рабочие совещания, мероприятия по поддержке экономики и населения, федеральные встречи и поездки по муниципалитетам своих регионов.
В настоящее время ежедневное отслеживание статистики по ковиду сместилось на периферию управленческих решений губернаторов и глав субъектов, это доказывает, что за исследуемый период большинство губернаторов отказалось от традиционных совещаний по этим проблемам. Вопросы контроля и мер, связанных с противостоянием пандемии, сместились на уровень заместителей глав или подведомственных учреждений, например, в региональный Роспотребнадзор.
Уход многих иностранных компаний с российского рынка и снижение производства товаров народного потребления стал еще одной кризисной ситуацией в описываемом году. На протяжении года СМИ активно освещали вопрос сохранения предложения товаров — повседневных и длительного пользования. От губернаторов ждали меры поддержки локального бизнеса, работающего на находящейся в их управлении территории. Вопросы недопущения сильного роста безработицы и создания мер поддержки для субъектов, на которые напрямую оказали влияние введенные ограничения и санкционное давление, находились в центре региональной повестки. Удачный пример оперативного взаимодействия бизнеса и власти можно найти в Татарстане, где Р. Минниханов принимает участие не только в разработке региональных антикризисных мер, но и встречается с ведущими продуктовыми ритейлерами страны, компаниями, составляющие значительную часть экономики региона, с предпринимателями республики, контролирует сохранение рабочих мест.
В 2022 году, в частности в ситуации с объявленной частичной мобилизацией, потребовала от губернаторов и глав субъектов плотного взаимодействия с силовыми структурами, СМИ и населением. Главы регионов сейчас предстают основными спикерами, главная задача которых — выстраивание доверительной системы коммуникации с населением с целью снижения социального напряжения.
Публичное признание ответственности за ход мобилизации, таким образом, лежит на представителях губернаторского корпуса и определяет рост информационной активности глав регионов, в том числе тех, кто ранее избегал этой темы. В этой ситуации преимущество получают губернаторы, уже долгое время уделяющие значительное внимание теме СВО. Например, Вячеслав Гладков, Рамзан Кадыров, Сергей Аксёнов и Роман Старовойт.
Среди ключевых направлений информационной работы выделяются: контроль за ходом мобилизации; реакция на возможные нарушения; посещение пунктов дислокации мобилизованных и их проводы; вопросы материально-технического обеспечения призывников из региона.
В конце 2022 года СМИ сфокусировали свое внимание на принятии главами субъектов РФ мер экономического и социального характера по поддержке семей военнослужащих, выделении дополнительных выплат. Отметим, что при этом большинство регионов анонсировало меры материальной поддержки мобилизуемых, зачастую это не только единовременные выплаты, но и сохраненная заработная плата. Высокое число социальных выплат и льгот для мобилизованных и членов их семей было представлено в Белгородской области, Башкортостане, Татарстане и некоторых других субъектах России.
Другой круг проблем связан с доверием к источникам информации. СВО и частичная мобилизация резко повысила уровень доверия к официальным каналам в соцмедиа. Системой «Медиалогия» был представлен рейтинг ТОП -20 Телеграм-каналов по просмотрам за 2022 год, где политические деятели заняли первые места. Так, Телеграм-канал заместителя председателя Совета Безопасности РФ Дмитрия Медведева насчитывает более одного миллиона подписчиков, а количество просмотров постов доходит до пяти миллионов; на Телеграм-канале главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова свыше трёх миллионов подписчиков (среднее количество просмотров каждого поста — один миллион); у губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова на текущий момент 317 тысяч подписчиков (среднее количество просмотров колеблется в районе 250 тысяч просмотров).
Здесь стоит отдельно отметить, что после начала СВО 24 февраля 2022 г. значительно усилились информационные атаки на сайты органов власти, личные аккаунты представителей администраций, а также существенно возросла доля фейковых аккаунтов и сообществ. Цель такой активности — увеличение тревожных и панических настроений в обществе, искажение действительности. Для противодействия деятельности фейковых аккаунтов министерством общественных коммуникаций Белгородской области, например, 25 февраля 2022 г. было принято решение о создании регионального телеграм-канала «Война с фейками. Белгород» (https://t.me/warfakebelgorod), в котором ежедневно проводится работа по борьбе с ложной информацией с целью снижения уровня тревоги среди населения. Для оперативного реагирования на комментарии в социальных сетях правительством Белгородской области были созданы сообщества Оперативного штаба в ВКонтакте (https://vk.com/operativno31–8 769 участников) и Одноклассниках (https://ok.ru/operativno31–1 268 участников).
Руководитель экспертной сети «Клуб регионов», политолог Сергей Старовойтов отмечает, что ковидный кризис был подготовительным: «Ковид позволил втянуться в мировую повестку, включиться в единую семью, которая борется со злом. Хотя и было противостояние вакцин, национальных практик борьбы. Ковидные времена для губернаторов — время решений и становления, урегулирования конфликтов, в том числе и в бизнесе, адаптирование системы под вызовы» [Внутриэлитные противоречия и эталонный Гладков — эксперты проанализировали антикризисные стратегии губернаторов -2: https].
Однако в 2022 году ситуация кардинально изменилась. По мнению Старовойтова, губернаторам нужно было перестроить работу и переделать стратегии, ориентированные на Запад: «Мы пока недооцениваем кризис в регионах. Следующий год покажет. Губернаторы хорошо обучены. Новая реальность — это надолго. Губернаторы понимают, что приближаются 2024-й и выборы президента» [Внутриэлитные противоречия и эталонный Гладков — эксперты проанализировали антикризисные стратегии губернаторов -2: https].
Таким образом, если в 2021 году основной темой в СМИ было здоровье населения и работа систем здравоохранения, прежде всего в контексте борьбы с пандемией коронавируса, то в 2022 году на первое место выходят темы военных действий, связанных с СВО, и армии, частичной мобилизации, а также способности глав субъектов отражать поступающие вызовы.
Литература:
- Артамонов Д. С., Тихонова С. В. Меминг в политике памяти России. Известия Саратовского университета / Д. С. Артамонов, С. В. Тихонова // Новая серия. Серия: Социология. Политология, 2018. — с.450–456.
- Внутриэлитные противоречия и эталонный Гладков — эксперты проанализировали антикризисные стратегии губернаторов [Электронный ресурс] / Внутриэлитные противоречия и эталонный Гладков — эксперты проанализировали антикризисные стратегии губернаторов. Режим доступа: https://abireg.ru/newsitem/96055
- Ефанова Е. В., Мельниченко Д. В. Социальные медиа как инструмент публичной политики в современной России / Е. В. Ефанова, Д. В. Мельниченко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 2018. — с. 92–95.
- Каминченко Д. И. Порядок как ценность в текстах современных социальных медиа / Д. И. Каминченко // Информационное общество, 2016. — с. 3–42.
- Красикова Т. Р. Особенности конструирования социально значимого события в медиатекстах новостных выпусков телеканала «Дождь» / Т. Р. Красикова // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. — 2014. — С. 98 -109.
- Каминченко Д. И. Информационная повестка дня современных сетевых СМИ: политический аспект / Д. И. Каминченко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2019. — с. 576–584.
- Колесников В. Н. 2017. Актуальная повестка дня в современной России: факторы формирования / В. Н. Колесников // Управленческое консультирование, 2017. — с. 8–17.
- Мамонов М. В. Роль политических субъектов в формировании приоритетов межличностной «повестки дня» россиян / М. В. Мамонов // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 2008. — с. 97–105.
- Меркушина Е. А. Региональные сетевые средства массовой информации: специфика и проблемы отражения информационной политики [Текст]: дис. … канд. фил. наук: 23.00.02 / Е. А. Меркушина. — Тамбов, 2021. — 200 с.
- Сосунов Д. В. Формирование политической повестки дня современной России / Д. В. Сосунов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология, 2018. — с.143–146.