В данной статье рассматриваются особенности развития современных методов в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.
Ключевые слова: анализ, метод, образование, иностранный язык, технологии, обучение.
В меняющейся образовательной парадигме роль языкового образования постоянно возрастает. Так как иностранный язык считается инструментом, позволяющим человеку не только освоиться в современном мире, но и выполнять свои профессиональные обязанности. Кроме того, это дает ему/ей возможность расширить свой профессиональный и культурный кругозор, изучая различные источники информации. Знание одного или нескольких иностранных языков стало для многих актуальной проблемой. И в таких условиях актуальным стал поиск эффективных подходов к обучению иностранным языкам, направленных на решение конкретных профессиональных задач.
Согласно концепции модернизации образования, основной целью профессионального образования в высшей школе является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного, компетентного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к непрерывной деятельности. профессиональный рост, социальная и профессиональная мобильность. Главной стратегической целью обучения иностранным языкам будет формирование специалиста, готового к профессиональной межкультурной коммуникации. В связи с этим необходимо обновить методы и подходы к обучению.
Под подходом к обучению иностранным языкам понимается основная категория методики, что определяет теоретическую стратегию обучения языку и выбор технологии обучения, реализующей такую стратегию. То есть подход к обучению — это реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения. В широком смысле подход выступает как наиболее общая методологическая основа исследования и обучения в конкретной области знаний, как методологическая основа разработки методов-направлений и, следовательно, методов-моделей обучения иностранным языкам.
Термин «подход к обучению» был введен в 1963 году научным методистом Э. Энтони для обозначения отправных точек, которые «использует исследователь в отношении природы языка и способов его овладения». Для оптимизации процесса изучения английского языка, то есть его максимального улучшения, используются различные подходы.
На сегодняшний день не существует единой классификации подходов к обучению. Существует множество различных подходов к обучению иностранному языку с разных точек зрения.
М. В. Ляховицкий выделяет четыре подхода к обучению иностранному языку с позиций психологии:
— поведенческий — овладение языком через формирование речевых автоматизмов в ответ на предъявляемый импульс;
— индуктивно-сознательный — овладение языком в результате наблюдения за речевыми образцами, что приводит к усвоению языковых правил и способов их использования в речи;
— когнитивное — сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкций к речевым навыкам и умениям на основе полученных знаний;
— интегрированный — органическое соединение на занятиях сознательного и бессознательного компонентов в процессе обучения, что проявляется в параллельном овладении знаниями и речевыми навыками, и умениями.
Рассмотрим некоторые подходы к обучению иностранному языку из вышеприведенного списка.
Дифференцированный подход. Одной из актуальных проблем обучения иностранным языкам в школе является дифференцированный подход к обучению. Конечно, у каждого учителя, работающего в школе, эта, на первый взгляд, не простая проблема вызывает трудности. Основная трудность вызвана невозможностью найти оптимальное сочетание индивидуальной, групповой и общеклассной работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого учащегося.
Дифференцированный подход к обучению английскому языку — это многоуровневый подход. Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый обучающийся работает на уровне своих возможностей, преодолевая адекватную, но значительную для него трудность.
Компетентностный подход. Одним из перспективных подходов к решению задач, поставленных перед современной системой образования, является компетентностный подход.
Компетентностный подход, воплощающий инновационный процесс в образовании, сегодня соответствует общей концепции образовательного стандарта, принятой в большинстве развитых стран, и напрямую связан с переходом на систему компетенций при проектировании содержания образования и систем контроля качества. Также актуальность компетентностного подхода вне зависимости от конкретных представлений и интерпретаций погружена в особый культурно-образовательный контекст, учитывая следующие тенденции отечественного образования.
Принципиальное отличие концепции компетентностного подхода в образовании от существовавшей ранее предметно-ориентированной концепции состоит в попытке реализовать личностную направленность образования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую стандартными методами при сохранении традиционной фундаментальности. и универсальность.
Исследовательский подход к обучению направлена на развитие у студентов умений и навыков научного поиска, на формирование и развитие творческих способностей (креативности). Исследовательская подготовка — это особый подход к обучению, основанный на естественном стремлении человека к самостоятельному изучению мира. В исследовательском обучении учебный процесс осуществляется на основе самостоятельного поиска учащимися новых познавательных ориентиров. Это позволяет обеспечить, чтобы обучение включало не только усвоение новой информации, но и организацию творческой деятельности учащихся. В психологическом плане учебно-познавательная деятельность студента при определенных условиях приближается к исследовательской деятельности ученого. Отличие состоит в том, что учащийся в процессе обучения приобретает новые субъективно (для него) знания.
Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать, что каждый подход очень важен в системе планирования урока сегодня; каждый преподаватель должен придерживаться того или иного подхода, но подходы нельзя использовать одновременно, поэтому необходимо тонко чувствовать каждого студента, прежде чем выбирать ядро его профессиональной деятельности. Также учителю необходимо учитывать, что эффективность той или иной методики в рамках того или иного подхода к обучению зависит от ее актуальности для поставленной проблемы, умения учителя регулировать время использования данного подхода, качества организация предварительной подготовки, которая требует тщательной проработки вопросов для обсуждения, развития навыков и коммуникативных способностей учащихся.
Литература:
1. Абумова Г. А. Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ: Дис.. канд. пел. наук/Г. А. Абумова. -М., 2001.- 143с.
2. Азимов Э. Г., Вилыиневецкая Е. Н. Материалы Интернета на уроке английского языка //Иностранные языки в школе. 2001. — № 1. — С. 96101.
3. Антонова С. Г. Информационное мировоззрение: К вопросу о сущности определения понятия // Проблемы информатизации культуры: Сб.статей. Вып 3. — М.: 1996. — С.23–28.
4. Информационные технологии в обучении: Сборник методических материалов преподавателей ССУЗов Курской области. Курск: КГПУ. -2002.-758 с..