В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.
Ключевые слова: анализ, метод, образование, иностранный язык, технологии, обучение.
Коммуникация в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая может быть использована для овладения межкультурной компетенцией следующими способами:
Установление дружеской переписки.
Международный обмен письмами может осуществляться в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов, а значит и изучения культуры, электронная переписка имеет свои преимущества перед бумажной перепиской: она быстрее, удобнее и дешевле. Для получения оптимальных результатов от данного вида деятельности необходимо остановиться на некоторых трудностях, которые могут возникнуть в процессе работы.
Преподаватели, внедрившие электронную почту в учебный процесс, отмечают недостаток глубины содержания переписки. Первоначальный интерес быстро угасает, и учащиеся оказываются в затруднительном положении, не зная, о чем писать. Чтобы учитель не разочаровался, необходимо соотнести этот вид работы с общеобразовательной программой и не пускать ее на самотек. Например, вы можете предложить учащимся задать своим друзьям по переписке определенную тему и, основываясь на результатах, сделать отчет классу. Не на все письма приходят ответы, что влечет за собой глубочайшее разочарование. Чтобы этого не произошло, вы можете пригласить обучающихся для общения сразу с несколькими партнерами (в одной группе или в параллельной, в другом городе или даже стране). Предпочтение отдается работе в малых группах, без жесткого контроля со стороны преподавателя. Наилучшие результаты достигаются, если позволить учащимся самим выбирать тему для обсуждения, а не беспрекословно следовать указаниям преподавателя и большинства группы (в этом случае просто формируется новая группа).
Такая форма проведения урока повысит интерес учащихся к изучению английского языка, закрепит их понимание того, что в современном мире необходимо владеть иностранным языком, даст учащимся много новой информации о культуре и традициях других стран, и познакомить их с существующими в них системами образования.
Педагогическими условиями развития у учащихся умений отбора необходимой информации региональной направленности являются: установление интегративных связей между традиционными и нетрадиционными формами обучения с использованием учебников, отрывков из художественных фильмов, аутентичных материалов интернет-ресурсов, раскрытие педагогических возможностей. Интернет в процессе изучения иностранного языка; построение алгоритма поиска необходимой информации; актуализация субъективного регионального опыта студентов; проектирование самостоятельных и творческих форм обучения; вовлечение студентов в активную профессионально-поисковую деятельность: подготовка курсовых работ профессиональной направленности.
Чтобы быть эффективным, использование электронной почты должно быть целенаправленным. Комплекс задач может быть следующим:
— разместить объявление о поиске друзей на разных сайтах по переписке;
— написать информацию о себе;
— отправлять несколько сообщений, например, 2–3 в неделю;
— чтобы получить ответ, задавайте свои вопросы в конце сообщения;
— принимать не менее трех ответов на ваши сообщения;
— Предоставьте полный отчет о проделанной работе: что сделали, что из этого вышло, что нового узнали, как оцениваете задачу.
Ключевой особенностью этого виртуального образовательного пространства является создание трех направлений, в которых могут принять участие команды, участвующие в проекте: проект по сокращению экологических проблем в глобальном масштабе, проект современного урбанизма и кибернетический проект. Интернет-ресурсы повышают мотивацию студентов к развитию навыков самообразования, направленных на приобретение, анализ и адаптацию нового опыта и знаний.
В рамках использования интернет-ресурсов на уроках английского языка учащиеся учатся работать с текстом в исследовательском формате, работать с цифровой и графической информацией, анализировать ее и на ее основе создавать собственные идеи, проекты, сообщения. Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать на уроке ряд дидактических задач:
— формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
— совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных интернет-аудиотекстов, также соответствующим образом подготовленных преподавателем;
— совершенствовать навыки монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов, представленных преподавателем или одним из учащихся сети;
— совершенствовать навыки письма, самостоятельно или в письменной форме составлять ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, рефератов, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
— пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап в развитии культуры народа, социально-политического устройства общества;
— знакомиться с культурологическими знаниями, в том числе с речевым этикетом, особенностями речевого поведения различных народов в условиях общения, особенностями культуры, традициями страны изучаемого языка;
— формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на занятиях на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебников, но и «горячих» проблем, интересующих всех.
Интернет доступен и богат ресурсами, но эти преимущества являются и источником проблем: практически неограниченный объем неструктурированной информации затрудняет поиск необходимого материала, отсутствие контроля за качеством и содержанием документов, размещаемых в сети Интернет. виртуальное пространство приводит к появлению (наряду с качественными материалами, подготовленными профессионалами) базовых информационных продуктов.
Литература:
1. Абумова Г. А. Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ: Дис.. канд. пел. наук/Г. А. Абумова. -М., 2001.- 143с.
2. Азимов Э. Г., Вилыиневецкая Е. Н. Материалы Интернета на уроке английского языка //Иностранные языки в школе. 2001. — № 1. — С. 96101.
3. Антонова С. Г. Информационное мировоззрение: К вопросу о сущности определения понятия // Проблемы информатизации культуры: Сб.статей. Вып 3. — М.: 1996. — С.23–28.
4. Информационные технологии в обучении: Сборник методических материалов преподавателей ССУЗов Курской области. Курск: КГПУ. -2002.-758 с..
5. Клемешова Н. В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: Дисс. канд. пед. наук. Калининград, 1999. — 201с.
6. Носонович Е. В., Мильруд Р. П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста // Иностранные языки в школе. 1999. — № 2. — С.6–12.