Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 28.02.2023

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Краснова, О. В. Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения / О. В. Краснова, Е. А. Проскурникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100212/ (дата обращения: 17.10.2024).



Многие люди думают стандартно, шаблонно, ведь удобнее, когда на все есть готовый ответ. Большинство педагогов также работают по готовой инструкции, документу. К этому придут и наши дети, если мы не поможем им. Как мы поможем если собственная креативность, способность нестандартно мыслить на низком уровне? А ведь задача педагога — сохранить индивидуальность каждого ребенка, научить его думать креативно, развивать творческое мышление.

Сделать первый шаг на пути к новому мышлению поможет использование на учебных занятиях метода ментальных карт. Автором данного метода является британский психолог Тони Бьюзен. Буквально «mind» — «ум», а «maps» — «карты». Получается «карты ума».

В современном мире с большим потоком информации, данный метод может дать огромные положительные результаты в обучении, поскольку он помогает выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить и переносить приобретенные знания в новые ситуации.

Преимущества этого не нового, но очень эффективного метода обработки и запоминания информации, в том, что с его помощью развиваются познавательные и речевые способности учащихся.

Ментальные карты позволяют эффективно решать образовательные задачи, связанные с:

— информационной компетентностью учеников: выделение познавательной цели; поиск информации; формирование понятий и установление связей между ними; структурирование знаний; синтез, анализ; классификация, систематизация и обобщение;

— коммуникативной компетентностью учеников: общение и взаимодействие; учебное сотрудничество; умение дискутировать;

— личностным развитием учеников: самопознание; самопонимание; развитие креативности.

Рассмотрим, как составление ментальной карты способствует структурированию, усвоению и обобщению учебного материала по безопасности дорожного движения на занятиях объединения по интересам «Дорожная грамота».

  1. Лист, на котором будет ментальная карта, лучше расположить горизонтально для получения максимального пространства и удобства заполнения текстом и визуальными образами.
  2. Центральное понятие ментальной карты располагается по центру, это так называемое ядро, главная тема, понятие или объект изучения «Средства регулирования дорожного движения».
  3. От правого верхнего угла по часовой стрелке от ядра рисуются ветки первого уровня, на которых пишутся слова, раскрывающие главную идею: «Регулировщик», «Светофор», «Дорожные знаки», «Дорожная разметка», «Дорожное покрытие».
  4. От веток первого уровня отходят ветки второго уровня, своего рода укрупнения, затем третьего уровня (понятия на ветках определяются методом мозгового штурма).

Идеи для ментальной карты выглядят как схема, где одна вытекает из другой: основное понятие ведет к дополнительным, а те к следующим, и так далее. Таким образом, создается цепочка логических связей. Везде, где возможно, добавляются рисунки, пиктограммы, символы, смайлики и другая графика, ассоциирующаяся с ключевыми словами. Кроме пояснения текста, они могут помочь в создании новых идей, вызвать ассоциативный ряд и «включить» креативность обучающихся. Можно добавить комментарии. Они могут раскрывать суть мысли или отвечать на вопрос, в чем ценность той или иной идеи.

Ветки отделяются друг от друга цветными блоками, где это возможно показывается связь между ними. Каждую ветвь желательно оформить в особенном стиле: выбор стиля может быть случайным, а может вызывать ассоциации с необходимым смыслом. Яркие цвета привлекают внимание. Это особенно важно, если ментальная карта служит напоминанием о важных целях.

После того, как карта набросана, главным этапом составления ментальной карты является «реконструкция и ревизия» . Здесь происходит обсуждение, дискуссии по проблеме, где каждый участник выражает свое отношение к различным аспектам изучаемой темы.

Можно разным участникам или группам (ментальные карты можно делать как индивидуально, в группе, так и с помощью педагога) предложить поменяться своими ментальными картами с целью дополнения и обсуждения.

В интернете есть масса программ и онлайн-сервисов для построения ментальных карт. Специализированные инструменты откроют гораздо больше возможностей. Вот несколько удобных и функциональных конструкторов интеллект-карт: Mindomo , MindMeister , Diagrams , XMind , MindManager , Orbit mind .

Итак, ментальная карта — это такая древовидная схема: в центре ключевая тема (идея, проблема), а вокруг неё составные части (задачи, ресурсы). Но, оттолкнувшись от этой идеи, можно идти дальше, пробуя любые другие фигуры и образы. Можно рисовать ментальные карты слева направо, можно сверху вниз, можно «ромашкой» или «звездочкой».

Главное- фиксировать ход мыслей в понятной для нас форме. Можно использовать дополнительные элементы в оформлении: добавить в ментальную карту изображение, которое будет выполнять роль фона. Это может сделать дизайн карты ярче и навести на новые ассоциации и мысли. Майндмэппинг — это инструмент для развития креативного мышления, поэтому здесь нет правил и формальностей.

Работа с ментальной картой может показаться достаточно простой, но это очень эффективный метод, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся и делает учебное занятие более занимательным. Учебный материал, представленный в виде ментальных карт становится более гибким к меняющимся условиям, педагог имеет возможность вносить коррективы в планируемые учебные занятия.

Литература:

  1. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. — Минск: Попурри, 2003. — 304 с.
  2. Воробьева, В. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие. / В. М. Воробьева, Л. В. Чурикова, Л. Г. Будунова. — М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. — 44 с.
  3. Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей / Х. Мюллер. — М.: Омега-Л, 2007. — 126 с.
  4. Сидоров, С. Возможности использования ментальных карт в процессе повышения квалификации учителей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2013. — Выпуск 1 (14). — с.43–47.
  5. Яковлева, С. С. Использование ментальных карт в обучении студентов ВУЗа// Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 4–1. — с.134–137.
Основные термины (генерируются автоматически): ментальная карта, ветка первого уровня, дорожное движение, учебный материал.


Похожие статьи

Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Использование квест-технологий в формировании основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста»

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого мышления дошкольников

Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности

Диагностика образовательных результатов школьников. Использование анализа результатов для организации подготовки учителя, способного обеспечить эффективный образовательный процесс

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль симуляционного обучения в повышении качества подготовки стоматологических кадров на уровне высшего образования

Похожие статьи

Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Использование квест-технологий в формировании основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста»

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого мышления дошкольников

Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности

Диагностика образовательных результатов школьников. Использование анализа результатов для организации подготовки учителя, способного обеспечить эффективный образовательный процесс

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль симуляционного обучения в повышении качества подготовки стоматологических кадров на уровне высшего образования

Задать вопрос