Накануне Великой Отечественной войны ВМФ СССР, как одна из основных составляющих ВС СССР, был очень развитой организацией, включающей в себя различные рода войск: надводный флот; подводный флот; морская авиация; береговая оборона; морская пехота; ПВО флота и др.
Рис. 1. Н. Г. Кузнецов
К июню 1941г. ВМФ СССР насчитывали не менее 900 судов для ведения боевых действий, в том числе: линкоры — 3; крейсеры — 7; лидеры и эсминцы — 54; сторожевые суда — 22; канонерские лодки — 5; подводные лодки — 212; тральщики — 79; торпедные катера — 272. ВВС флота имели 3678 различных самолётов, из них 2773 для ведения воздушного боя.
По организационной структуре ВМФ СССР включал в себя 4 высших оперативных объединения: Северный флот; Черноморский флот; Балтийский флот; Тихоокеанский флот. Помимо этого, существовали отдельные военные флотилии: Амурская; Каспийская; Пинская.
Военно-морской флот возглавлял народный комиссар Николай Герасимович Кузнецов, назначенный на эту должность в апреле 1939 г. Основные определяющие военно-стратегические вопросы рассматривались Главным военным советом ВМФ, который состоял из: Народного комиссара ВМФ — председателя; секретаря ЦК и Ленинградского ГК и ОК ВКП(б) А. А. Жданова; первого заместителя народного комиссара ВМФ — начальника Главного морского штаба адмирала И. С. Исакова; заместителя народного комиссара — начальника главного управления политической пропаганды армейского комиссара И. В. Рогова; заместителей народного комиссара ВМФ адмиралов Л. М. Галлера [1] и Г. И. Левченко; начальника управления ВВС флота генерал-лейтенант авиации С. Ф. Жаворонкова.
Одним из важнейших направлений в работе Наркома и Военного совета ВМФ в предвоенное время была борьба за сокращение времени приведения сил флота в готовность к немедленному отпору врагу. 23 июня 1939 года Нарком ВМФ издал директиву «Об установлении трех степеней оперативной готовности флотов», на основании которой были уточнены оперативные планы флотов, усовершенствована их организация, отработаны методы перевода сил в соответствующие степени боевой готовности. В связи с нарастающей угрозой войны, по указанию Н. Г. Кузнецова Главный штаб Военно-морского флота провел ряд строгих проверок фактической боевой готовности флотов и органов тыла и их способности к скрытному переводу в оперативную готовность № 1.
Нарком был непримирим к недостаткам в системе боевой подготовки. «Срочно доложите мне о выявленных недостатках фактической боеготовности кораблей, частей и соединений флота. Установить лиц, проводивших последнюю проверку, и строго наказать за случаи притупления внимания и ложных выводов…», — требовал он в приказе от 5 июня 1941 года [2]. Кузнецов писал: «От нас не скрывали, что в случае нападения Германии на Советский Союз ее флот будет действовать по нашим военно-морским базам. В результате этого наши базы подверглись бы серьезной опасности» [4]. В результате принятых мер, во время первого удара агрессора 22 июня 1941 года флоты были полностью боеготовы и в тот день не потеряли ни одного военного корабля и ни одного самолета.
С началом фашистской агрессии вся деятельность Народного комиссариата Военно-морского флота, возглавляемого Н. Г. Кузнецовым, была полностью подчинена войне. Флоты в соответствии с указаниями Наркома приступили к постановке минных полей и размещению подводных лодок на коммуникациях противника, подготовке сил для прикрытия флангов сухопутных войск и отражения морских высадок. Наркомат должен был обеспечивать флот всем необходимым для ведения военных действий. На долю ВМФ выпала весьма ответственная задача — прикрывать с моря действия сухопутных войск. О готовности флота к выполнению этих задач стало ясно уже в первые дни войны.
Адмирал считал, что подготовка флота к боевым действиям требует от всех командиров высокой организованности и дисциплины. Командиры кораблей и подразделений должны постоянно следить за выполнением воинского долга и быть примером для подчиненных. Всей этой работой в штабе флота руководит начальник штаба. Он организует боевую подготовку личного состава, контролирует выполнение мероприятий по подготовке кораблей и береговых частей к выполнению задач по предназначению, организует взаимодействие кораблей с береговыми частями [3].
В первый период войны — самый напряженный и неудачно развивающийся для СССР, главной задачей флота было сдерживать совместно с сухопутными войсками натиск противника, обескровливать его и оказывать постоянную помощь войскам на прибрежных флангах сухопутных фронтов. В то же время флоты должны были защищать военно-морские базы, опорные пункты, которым угрожало продвижение немецких войск вглубь страны. Также важными задачами были: обеспечение свободы действий в западной части Финского залива; прикрытие с моря Ленинграда; обеспечение свободы плавания в восточной части Финского залива и по Неве с целью обеспечения Ленинграда от нападения с суши. Помощь сухопутным войскам в обороне побережья вылилась в ряд крупных совместных операций армии и флота.
Следует отметить главную особенность действий флотов в этот период. Действующие флоты (Северный, Балтийский, Черноморский) были оперативно подчинены главнокомандующим направлениями, а после их ликвидации — командующим войсками фронтов, что, конечно, усложняло руководство ими. Тем не менее, согласно документам, Народный комиссар Военно-морского флота и Главный морской штаб хорошо знали обстановку на флотах, контролировали ситуацию и оказывали наиболее эффективное влияние на ход боевых действий. Несмотря на оперативное подчинение существующих флотов сухопутному командованию, Н. Г. Кузнецов, будучи представителем Ставки Верховного главнокомандования (с февраля 1945 года — ее членом, а с марта 1944 года Главнокомандующим Военно-морским флотом), уделял постоянное внимание организации взаимодействия сил флота с передовыми и армейскими соединениями. Часто он был вынужден принимать срочные меры, когда флот оказывался в критической ситуации.
Первый период войны для флота СССР был самым трудным. В то время как на суше решались стратегические задачи, в море решалась чисто тактическая задача: найти и уничтожить противника. И наши моряки нашли врага. Но не в тех местах, где ожидали. А там, откуда не ждали — на Балтике. Главная особенность действий флотов в первом периоде войны заключалась в том, что они ограничивались в основном обеспечением безопасности своих коммуникаций. Как и в предшествовавшие годы, действия флотов по обеспечению своих коммуникаций отличались значительным разнообразием. Однако их можно подразделить на два типа: оборонительные и наступательные. В первом случае они защищают от нападения противника, в другом — нападают на него. При этом они различаются по своим средствам и целям. Посредством средств связи и управления флоты могли действовать совместно. Поэтому для того, чтобы добиться успеха, необходимо, чтобы они действовали согласованно, а не разрозненно. Однако это вовсе не означает, что все они действовали одновременно [5].
Во второй период войны наметилась тенденция к усилению самостоятельных действий флотов непосредственно против морского противника. Черноморский флот и Азовская военная флотилия получили конкретные инструкции по проведению десантных операций. Балтийский флот, активно помогая войскам Ленинградского фронта в прорыве вражеской блокады, провел ряд самостоятельных операций по обеспечению благоприятного режима в Финском заливе и выводу подводных лодок в Балтийское море. Северный флот участвовал в обороне стратегических коммуникаций между союзниками и СССР, проводил специальные операции по обеспечению северных конвоев союзников и защите внутреннего арктического судоходства. Во время Сталинградской битвы Волжская флотилия оказала большую помощь войскам фронта, не позволив вражеским войскам форсировать Волгу. На протяжении всего сражения на Волге корабли осуществляли траление, освобождая фарватеры от вражеских мин, а также оказывали активную артиллерийскую поддержку и обеспечивали снабжение войск, доставляя боеприпасы, продовольствие, снаряжение и резервы. Также отмечалась тенденция к увеличению количества кораблей с более мощными артиллерийским вооружением и более высокими тактико-техническими характеристиками. Темпы строительства новых кораблей в основном соответствовали темпам развития нашей промышленности. Однако, даже несмотря на это, потребность флота в кораблях постоянно возрастала. В связи с этим было принято решение о продолжении строительства и в дальнейшем кораблей других классов: быстроходных тральщиков, минных заградителей, подводных лодок [5].
Во время летне-осенних боев 1943 года народный комиссар Военно-морского флота потребовал от командования флота активизировать боевые действия на морских, озерных и речных театрах. В это время, в связи с необходимостью переброски войск, доставки подкреплений, военной техники и вооружения, морские коммуникации приобрели большое значение. Подчиняя действия флота интересам армии, Нарком и его штаб анализировали состояние боевой готовности флотов, результаты выполнения задач в военно-морских операциях.
В третьем и заключительном этапе войны оперативное использование Военно-морского флота было неразрывно связано с задачами общего наступления Красной Армии. Флоты и флотилии, подчинявшиеся непосредственно Народному комиссару Военно-морского флота, с 1944 года активно участвовали практически во всех наступательных операциях. Черноморский флот и Азовская флотилия, а позже созданная на ее основе Дунайская флотилия оказали помощь Отдельной приморской армии и 4-му Украинскому фронту в освобождении Крыма. Во время Ясско-Кишиневской операции они поддерживали фланг наступающих войск 3-го Украинского фронта. На протяжении всего 3-го периода Черноморский флот обеспечивал безопасность наших морских коммуникаций. Балтфлот активно участвовал в битве за Ленинград. Вместе с силами фронта он провел десантную операцию по захвату Моонзундского архипелага и обеспечивал прибрежные фланги Красной Армии в наступательных операциях в Восточной Пруссии и Восточной Померании. Северный флот взаимодействовал с войсками Карельского фронта, освобождая занятые противником районы Советской Арктики и Северной Норвегии, поддерживал их огнем береговой и морской артиллерии, действиями авиации и высадкой тактических десантов. Кроме того, силы Северного флота продолжали успешно оказывать поддержку войскам союзников, а также осуществлять перевозки на арктических морских коммуникациях [6].
В этот период морские коммуникации приобрели большое значение. К этому времени на Днепре в основном было завершено строительство мостов. По ним в тыл противника стала переправляться техника и вооружение, доставлялись боеприпасы и продовольствие. Командование противника, чтобы воспрепятствовать этим перевозкам, создавало на берегах Днепра и Днестра различные препятствия. У переправ через Днепр и его приток Днепр-Малый строились инженерные заграждения в виде надолбов, противотанковых рвов, проволочных заграждений.
Подводя итоги, я хотел бы отметить огромный вклад адмирала Кузнецова в искусство управления флотом, его структуру и строение. Адмирал Кузнецов — настоящий офицер, талантливый командир и компетентный руководитель. Нельзя оставить без внимания вклад адмирала Кузнецова в организацию обороны Ленинграда. Во много в результате его действий удалось сохранить город и население, а также предотвратить захват Ленинграда противником. Он являлся одним из самых авторитетных военачальников советских вооруженных сил. Его заслуги в годы Великой Отечественной войны были высоко оценены правительством и народом. Адмирал Н. Г. Кузнецов командовал ВМФ СССР на всем протяжении войны. Будучи командующим флотом, он сумел организовать работу и взаимодействие флота между собой и с частями красной армии. В результате проведенной работы был сорван план германского командования по захвату Ленинграда, а также разгром главных сил Балтийского флота. Но с началом Великой Отечественной войны Балтийский флот не был выведен из Кронштадта, что являлось важнейшей задачей. Деятельность Кузнецова на всем протяжении войны ни разу не вызывала нареканий командования, а главное, не давала повода усомниться в его честности и искренности. Она была направлена на то, чтобы как можно быстрее оснастить флот новым оружием и техникой, подготовить к бою и обеспечить нужной документацией и инструкциями. В этом ему помогали военные инженеры и конструкторы, которые работали в наркомате, командиры всех степеней. Но все же основную роль в этом деле сыграл он сам, его организаторские способности, умение организовать работу подчиненных. И, конечно, огромное значение имел его опыт, приобретенный еще во время гражданской войны в Испании, в ходе которой он исполнял обязанности главного военно-морского советника республиканского правительства.
Литература:
- Боевой и численный состав Вооруженных Сил СССР в период Великой Отечественной войны. М.,1994, С. 61–63
- Центральный военно-морской архив. Ф. 79, Д. 17113, Л. 231.
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. М.: Воениздат, 1987. Т. 1. 803 с.
- Адмирал Флота: Героические и драматические страницы жизни Н. Г. Кузнецова / Составитель, автор примечаний Р. В. Кузнецова. М.: Унипринт, 2002. 384 с.
- Флотоводец: Материалы о жизни и деятельности Наркома Военно-Морского Флота Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова / Автор-составитель и редактор Р. В. Кузнецова. М.: Садовое кольцо, 2004. 352 с.
- Сидоренко Л. Г. «Командиру приходится действовать круто, говорить резко, но … не должно быть и тени высокомерия, безразличности к людям». Военный и государственный деятель, которого считают народным героем. К 60-летию Победы: Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов. // Военно-исторический журнал. 2003. № 7.