В статье рассматривается проблема преемственности с позиции социального развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; описаны этапы преемственности, а также выявлены противоречия в социальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Ключевые слова: преемственность, социальное развитие, воспитание, обучение, дошкольный возраст, младший школьный возраст.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» — говорил Л. С. Выготский.
Принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования–важный этап преемственности детского сада и школы.
Под преемственностью между детским садом и школой понимается система связей, которая обеспечивает взаимодействие главных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса, а также плавного перехода ребенка от одного этапа образования к другому.
Цель преемственности — создание полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного возраста к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Совершенствование современного отечественного образования связано с поиском новых путей обновления образовательного процесса на всех его уровнях. На современном этапе развития российской системы образования социальное воспитание выполняет функцию доминирующего фактора в социальном развитии подрастающего поколения. Особое значение социального воспитания в личностном развитии детей отмечается в федеральных государственных стандартах дошкольного и начального образования, в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Основная школа» (Е. С. Савинов. 2011), в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2011). Эффективность социального воспитания на всех уровнях образовательной системы предопределяется многими условиями, одним из которых традиционно рассматривается реализация принципа преемственности.
В современных условиях социального и экономического развития России значительно возросла роль способности человека к планированию и реализации своей жизненной стратегии и самореализации в социуме. Ключевые идеи модернизации и обновления системы образования, связанные с введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направлены на усиление индивидуализации и социализации обучающихся. Дошкольное образование выделено как первое звено в системе общего непрерывного образования. Поэтому, концептуальные идеи социализации личности, заложенные в «Законе об образовании», напрямую связаны с важным этапом организации преемственности на ступенях дошкольного и начального образования.
Проанализировав основные положения ФГОС ДО и ФГОС НОО, можно выделить основные этапы преемственности в социальном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так, непрерывность на этапе дошкольного и начального образования предполагает решение следующих задач:
– на этапе дошкольного образования: обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его самоощущения; развитие инициативности, способности к творческому самовыражению, развитие компетентности ребенка в сфере отношений к миру, к людям, себе; включение в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
– на этапе начального образования: организации продуктивного взаимодействия с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие, предполагающее принятие детьми моральных норм, нравственных ценностей; совершенствование достижений дошкольного развития.
Но на практике идеям социального развития и обеспечения преемственности в социальном воспитании детей дошкольного возраста уделяется мало внимания. Как говорилось выше, самое наиболее распространенное заблуждение в реализации вопросов преемственности дошкольного и начального образования является ее подмена собственно подготовкой к процессу обучения в школе, при этом упор делается на развитие познавательной сферы ребенка, а не социально-личностной. Это влечет за собой то, что на дошкольном этапе развития при организации обучения и воспитания включаются организационные и содержательные элементы учебной программы первого класса, делается акцент на узко-предметные знания (умение читать, писать, знать цифры и пр.). Ситуация часто усугубляется педагогически неграмотной позицией родителей: уже за год до поступления в школу они отправляют детей к репетиторам, к учителям на дополнительные занятия «по подготовке к школе». В итоге, такой подход можно считать далеким от истинного смысла вопроса преемственности, который не отвечает интересам самого ребенка, особенно в вопросах формирования у него социально-коммуникативной компетентности и социального развития в целом.
В научных психолого-педагогических исследованиях приведены очень убедительные основания организации социального воспитания в детском саду и начальной школе: раскрыты особенности социализации и достижения детей дошкольного и младшего школьного возраста (Н. Ф. Виноградова, Т. В. Драгунова, И. В. Дубровина, А. В. Захарова, С. А. Козлова, А. К. Маркова, М. В. Осорина); исследованы проблемы их социального развития в социокультурном и психосоциальном контексте (Л. И. Божович, А. А. Майер, Л. В. Трубайчук, Д. И. Фельдштейн, С. Н. Щеглова, A. М. Щетинина); разработаны концепции и модели социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (Н. Ф. Голованова, Т. М. Ермакова, Е. И. Казакова, Л. В. Коломийченко, М. А. Радзивилова, B. И. Сметанина, М. В. Телегин, Р. М. Чумичева, М. И. Шилова, Т. В. Шинина, Л. М. Шипицына); созданы авторские программы социального воспитания (Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко).
Но вместе с этим проанализировав современные исследования и прикладные аспекты решения данной проблемы, экспертные оценки педагогов дошкольных образовательных организаций и начальных образовательных организаций, можно сказать о трудностях, имеющих место в реализации принципа преемственности на смежных уровнях дошкольного и начального образования, связанные как с организацией педагогического процесса по этому направлению личностного развития в детском саду и начальной школе, так и с выполнением целенаправленного взаимодействия педагогов.
В ходе анализа нормативных, концептуальных и стратегических документов, изучения результатов социальных, психологических и педагогических исследований, опыта деятельности образовательных организаций, деятельности воспитателей и учителей начальной школы в аспекте социального воспитания выявлены противоречия различного уровня, которые имеют место в теоретической и практической организации данного процесса в дошкольной образовательной организации и начальной школе.
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы продиктована несовпадением между социальным заказом общества в сохранении ценностей социальной культуры в ходе непрерывного образования и отсутствием преемственности социального воспитания детей в образовательной практике.
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы преемственности в социальном воспитании и развитии обусловлена расхождением между результатами фундаментальных работ в области наук, исследующих социальные аспекты общественного и личностного развития, проблемы преемственности (философия, социология, культурология, психология) и недостаточным использованием имеющихся знаний на практике в образовательном процессе.
На научно-методическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между первостепенным теоретическим обоснованием организации социального воспитания детей дошкольного возраста и обучающихся начальной школы и локальной разработкой программ, технологий, которые раскрывают возможности воплощения принципа преемственности в этом направлении личностного развития на этапе начального образования.
Следуя основным вопросам преемственности в социальном развитии детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, можно выделить важные компоненты педагогической работы, направленные на развитие социального интеллекта:
– эмоциональный компонент, определяющий учет специфики формирования эмоциональной сферы в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это связано в первую очередь с обеспечением эмоциональной комфортности ребенка в процессе воспитания и обучения, где на первый план выходят положительные эмоции и важность процесса взаимодействия на основах гуманистической педагогики.
– деятельностный компонент, который определяет гарантирование преемственных связей в ведущих видах деятельности по смежным этапам развития, опору на актуальный, для каждого возрастного этапа ведущий вид деятельности, создание условий для возникновения в дошкольном возрасте предпосылок ведущего вида деятельности в период младшего школьного возраста.
– содержательный, обеспечивающий преемственность в содержании образовательных областей дошкольного и начального образования, в частности «социально-коммуникативное развитие».
– коммуникативный, который определяет учет особенностей общения детей дошкольного и младшего школьного возраста со сверстниками и взрослыми, обеспечение непосредственного и открытого контактного общения, создание благоприятных условий для эмоционального и социального развития.
– педагогический, который направлен на выполнение задач индивидуализации в воспитании и обучении детей, организация процесса целенаправленного формирования навыков в социальном взаимодействии.
Для глобальной реализации принципа преемственности в формировании социального развития, воспитания и обучения детей на этапах дошкольного и начального образования необходимо рассматривать активную позицию всех участников образовательного процесса.
Так, для того, создавать условия для успешной социализации детей необходимо, чтобы и педагоги дошкольной образовательной организации и учителя начальных классов имели достаточно высокий уровень психологической и социальной компетентности. Нужна многоступенчатая система совершенствования социальных и психологических знаний педагогов, которая включает различные активные формы обучения и саморазвития в области социальной компетентности. В направлении социального развития большое значение имеет и работа по формированию психологической компетентности родителей, актуальная как на ступени дошкольного, так и начального школьного образования.
Литература:
1. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978. — 311 с.
2. Бывшева М. В. Проблемы преемственности: вопросы теории и практики: учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 2012.
3. Владимирова Т. В., Токарев А. А. Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования. //Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 46–52.
4. Губанихина Е. В., Губанихина Е. В. Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения. // Педагогика: традиции и инновации. Материалы VIII Международной конференции — 2017. — С.68–70.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
6. Колосницына Ю. В. Реализация принципа преемственности в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: гендерный аспект // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. 2012. № 1. С. 81–90
7. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение //Теоретические и прикладные вопросы психологии /Под ред. А. А. Крылова. — Вып. 1. — Ч. 1. — СПб.: Академия, 1995. — С. 48–61.
8. Майер А. А. Проблема социализации в образовании детей дошкольного возраста в контексте подготовки к школе // Вестник БГПУ. 2007. Вып. 7. С. 55–59.
9. Масягина О. Ю. Развитие социального интеллекта дошкольников: методологический подход; психологические механизмы; модель развития. //Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 106–110.