Правовое регулирование дистанционного обучения в деятельности организаций высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 28.02.2023

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Тургульдинова, С. М. Правовое регулирование дистанционного обучения в деятельности организаций высшего образования / С. М. Тургульдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 190-193. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100309/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, цифровизация, политика сферы образования, академическая политика, дистанционный формат, правовое регулирование

Введение

В современных реалиях Казахстана исследование правового регулирования обучения дистанционного формата приобретает особую актуальность. Цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества и государства не может обходить сферу образования. Активное развитие учебных платформ, предоставляющих возможность удаленного получения знаний, и оцифровка учебной литературы в полной мере способствуют развитию дистанционного обучения.

Объектом исследования в настоящей статье является правовое регулирование дистанционного обучения в высших учебных заведениях Республики Казахстан. Задачей исследования является анализ нормативных правовых актов Республики Казахстан. (Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 (далее — Закон) и Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении требований к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения и правил организации учебного процесса по дистанционному обучению» (далее — Приказ) от 20 марта 2015 года № 137.

В настоящее время несмотря на то, что дистанционное обучение в масштабах мирового сообщества стало уже обыденным, в правовом регулировании дистанционного обучения в нашей стране имеются некоторые недостатки.

В статье выделены и проанализированы особенности дистанционного образования. В рамках правового аспекта были обозначены основные проблемы правового регулирования дистанционного обучения, которые являются актуальными для современной системы образования в высших учебных заведениях.

В рамках выделенных проблем в настоящей статье предложены возможные пути их решения. Для написания данной статьи использовался логико-структурный анализ и метод системного подхода.

Полученные в рамках настоящего исследования выводы могут представлять научный интерес для работников сферы образования, которые вовлечены в процесс дистанционного обучения, а также должностных лиц уполномоченного органа в сфере образования Республики Казахстан и для самих вузов.

С момента получения независимости Глава государства ставил перед правительством Казахстана задачу войти в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Реализация данного стратегического поручения затрагивает сферу образования, ее развитие и правовую базу, а также одно из главных направлений действующей системы образования — интеграцию в мировое образовательное пространство, которое позволит выпускникам быть конкурентоспособными в действующих реалиях мирового рынка труда.

Одним из направлений политики в сфере образования Республики Казахстан является разработка стратегического документа «Информационной Казахстан 2020», призванное воплощать и формировать новые ориентиры и ценности развития системы образования. Одним из ключевых принципов системы образования является ее доступность для всех социальных слоев населения, являющаяся одним из важнейших условий достижения поставленных целей [1].

В условиях мировой пандемии Covid-19 все страны мира столкнулись с новым вызовом необходимости развития и улучшения системы образования. Однако, как и любой общественный институт, система образования в дистанционном формате не может полноценно функционировать без правовой основы — законодательства Республики Казахстан.

Основная часть

Законодательство Республики Казахстан в сфере образования включает в себя множество нормативных правовых актов и внутренних актов, принятых учебными заведениями. В настоящей статье особое внимание уделяется Закону и Приказу.

С момента принятия Закона прошло 15 лет, система образования динамично менялась, за ней вносились изменения и дополнения в Закон. Так за 15 лет было внесено 96 поправок.

В первой редакции Закона 2007 года термин «Дистанционное обучение» отсутствовал вовсе, но уже тогда были первые попытки регламентировать данную форму обучения. Дистанционные образовательные технологии - обучение, осуществляемое с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (редакция из Закона от 2007 года).

В действующей редакции закона дистанционному обучению дана следующая дефиниция « Дистанционное обучение — обучение, осуществляемое при взаимодействии педагога и обучающихся на расстоянии, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств».

Если сравнить два данных понятия в Законе, то можно определить следующее: в 2007 году законодательством закладывался приоритет технологий дистанционного обучения над самим обучением. В действующей редакции, наоборот, приоритетом является дистанционное обучение, а технологии служат инструментом его реализации.

С момента первого официального зарегистрированного случая заболевания Covid-19, 16 марта 2020 года, до появления 8 января 2021 года термина «Дистанционное обучение» в законодательстве прошло около 9 месяцев, также вместе с терминологией в Законе появилась отдельная статья, регулирующая дистанционное обучение, (статья 37–2):

«1. Дистанционное обучение осуществляется в организациях среднего, дополнительного, технического и профессионального, после среднего, высшего и (или) послевузовского образования в порядке, определяемом уполномоченным органом в области образования.

2. В случаях введения чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, в том числе карантина, на соответствующих административно-территориальных единицах (на отдельных объектах), объявления чрезвычайных ситуаций местные исполнительные органы и организации образования вводят дистанционное обучение для всех обучающихся в порядке, определяемом уполномоченным органом в области образования».

При проведении сравнительного анализа норм Приказа с редакцией, принятой в 2015 году, выявляется факт, что перечень лиц, кто мог обучаться в дистанционном формате, был значительно шире относительно действующей редакции.

Также в редакции 2015 года при обучении в дистанционном формате отсутствовало установление объема академических часов обучения дистанционно, данное уточнение законодательно закрепилось 5 июня 2019 года и определялось единицей измерения «Академические кредиты».

В действующей редакции единица измерения установления в количестве объема дистанционного обучения осталась прежней — академические кредиты, однако она стала измеряться в процентном отношении от общего числа академических кредитов.

Особая востребованность дистанционного способа получения образования возникла с объявлением пандемии с 16 марта 2020 года. Поэтому немаловажным изменением с точки зрения права является то, что 28 августа 2020 года в данные правила был добавлен пункт 28, который регламентировал возможность обучения в дистанционном формате без ограничений по объёму, в случае чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, включая предупреждение и лечение заболеваний населения, санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий. Допускается изучение дисциплин обучающимся большего объема академических кредитов с применением дистанционных образовательных технологий по программам академической мобильности и при реализации двудипломных и (или) совместных программ.

Однако фактически с 16 марта 2020 года до окончания учебного года, многими учебными заведениями нарушались ограничения объема дистанционного формата обучения. Данное нарушение было связано с объявлением чрезвычайного положения в Казахстане.

Сравнительный анализ редакций Закона и Приказа четко отражает реагирование правового регулирования в сфере образования на ситуацию, которая складывалась не только Казахстане, но и во всем мире.

Также данный анализ позволяет сделать вывод о том, что для реагирования на новые вызовы, с точки зрения правового регулирования, уполномоченному органу в сфере образования необходимо минимум 6 месяцев для создания правовой базы с учетом новых реалий.

Так Законом Республики Казахстан «О правовых актах» предусмотрен следующий порядок принятия/внесения изменений и/или дополнений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан.

Наименование

Срок

1

Размещение на портале открытые НПА

Закон до 15 рабочих дней.

Нормативный правовой акт до 10 рабочих дней.

2

Научная антикоррупционная экспертиза

Закон до 15 рабочих дней.

Нормативный правовой акт до 10 рабочих дней

3

Согласование с заинтересованными государственными органами и аккредитованными организациями

Закон до 30 календарных дней.

Нормативный правовой акт до 10 рабочих дней

4

Регистрация в органах юстиции

До 10 рабочих дней

5

Вступление в действие

10 календарных дней после официального опубликования

Данный срок является очень длительным и показывает отсутствие гибкости и мобильности уполномоченного органа в правовом регулировании сферы образования. В связи с чем необходимо рассматривать новые подходы и механизмы внесения изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан, которые позволят снизить срок бюрократических процедур согласования и принятия законодательных актов.

В этих условиях вузы вынуждены были сами принимать экстренные меры по регулированию дистанционного обучения путем принятия локальных актов. Так, университет КазГЮУ решением Академического и Исследовательского Совета от 16 марта 2020 года (протокол № 23) самостоятельно разработал и утвердил изменения касательно дистанционного обучения в Академическую политику Университета КАЗГЮУ имени М. С. Нарикбаева, в том числе по приему экзаменов была введена система «Прокторио», позволяющая объективно контролировать академическую честность обучающихся даже при сдаче экзаменов. Обычные занятия студенты должны были посещать обязательно с включенными видеокамерами, в надлежащей одежде и т. д.

Также одним из пробелов казахстанского законодательства является полное отсутствие понимания у работодателей формата дистанционной работы сотрудников (педагогов). Несмотря на то, что Трудовым кодексом Республики Казахстан дистанционная работа была отрегулирована еще задолго до мировой пандемии и массового направления работников на дистанционную работу, работники сферы образования, и не только, столкнулись со следующими проблемами.

Работодатель перед переводом работника на дистанционную работу в соответствии со статьей 138 Трудового кодекса Республики Казахстан должен обеспечить работника необходимыми для выполнения трудовых обязанностей: оборудованием, объектами информатизации в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации, услугами связи и иными средствами, возмещение расходов определяется актом работодателя.

Если учитывать, что выполнение обязательного требования работодателем по обеспечению оборудованием (компьютером, ноутбуком, планшетом, электронными учебниками и материалами) работодатель не мог обеспечить по финансовым и техническим причинам (отсутствие финансовых средств и технической базы), то касательно возмещения расходов, связанных с дистанционной работой, работодатель мог обеспечить.

Однако у работников и работодателей, в том числе и у руководителей высших учебных заведений, отсутствовало полное понимание того, как оформляется с правовой точки зрения дистанционная работа работников.

Так, преподавательский состав за собственные средства покупал компьютеры или ноутбуки, оплачивал связь и коммунальные расходы. В некоторых учебных заведениях, начиная с 2021 года, была начата работа по определению стоимости возмещения расходов преподавателям в связи с дистанционным форматом работы, однако многие высшие учебные заведения, надеясь на скорое окончание пандемии, даже не проводили данную работу, что является нарушением прав и законных интересов преподавательского состава.

В широкой огласке по сегодняшний день также отсутствует информация о выплатах преподавательскому составу денежных средств за возмещение расходов, связанных с дистанционной работой.

Органы контроля и надзора, в частности прокуратура, уполномоченный орган в сфере образования, трудовая инспекция также не принимают никаких мер по восстановлению законных прав и интересов преподавателей.

Заключение.

На основании вышеизложенного, в правовом поле в сфере дистанционной формы образования есть свои недостатки, есть механизмы по защите прав преподавателей, предусмотренные ТК РК, однако, они не функционируют.

В связи с чем органам, осуществляющим контрольно-надзорные функции, необходимо усиливать меры по защите законных прав и интересов преподавательского состава.

Уполномоченным госорганом не были разработаны правила проведения занятий и экзаменов в связи с массовым переводом всех вузов на дистанционное обучение. Каждый вуз в срочном порядке сам предпринимал или пытался принимать определенные меры. Очень редкие вузы организовали прием экзаменов с обеспечением прозрачности процедур.

Во многих вузах студенты участвовали в проведении ежедневных занятий лишь формально, только через сотовые телефоны, пассивное обучение было преобладающим способом. Логично, что последствием таких явлений явилось общее снижение качества образования по всей стране.

Значительную роль в негативных последствиях дистанционной формы обучения сыграла низкая и некачественная обеспеченность населения интернет-связью.

Как уже описывалось выше, Правительству и Парламенту Казахстана необходимо принимать меры по сокращению бюрократических процедур, внесения изменений и дополнений в законодательные акты, для создания более гибкого и мобильного права, которое могло бы в кратчайшие сроки реагировать на все вызовы в современном мире.

Так, предлагается внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О правовых актах», позволяющие в период чрезвычайных ситуациях принимать временные подзаконные нормативные акты, без проведения процедур публичных обсуждений, прохождения антикоррупционной экспертизы.

Временные подзаконные акты функционируют до принятия основного нормативно-правового акта и не могут превышать 6 месяцев.

Литература:

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О Государственной программе «Информационный Казахстан – 2020» и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ» от 4 декабря 2012 года № 153.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, Казахстан, дистанционный формат, правовое регулирование, сфера образования, дистанционная работа, уполномоченный орган, действующая редакция, преподавательский состав, нормативный правовой акт.


Ключевые слова

дистанционное обучение, дистанционное образование, правовое регулирование, цифровизация, дистанционный формат, политика сферы образования, академическая политика

Похожие статьи

Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Развитие дистанционного образования в системе повышения квалификации как инновации образовательной среды

Рассматривается дистанционное образование как инновация в образовательной среде. Раскрывается специфика организации дистанционного образования в современных условиях.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Внедрение систем и моделей дистанционного образования в преподавании естественных наук

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с дистанционным образованием в сфере естественных наук.

К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного инженерного образования

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Дистанционное обучение: взгляд ученика

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.

Похожие статьи

Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Развитие дистанционного образования в системе повышения квалификации как инновации образовательной среды

Рассматривается дистанционное образование как инновация в образовательной среде. Раскрывается специфика организации дистанционного образования в современных условиях.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Внедрение систем и моделей дистанционного образования в преподавании естественных наук

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с дистанционным образованием в сфере естественных наук.

К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного инженерного образования

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Дистанционное обучение: взгляд ученика

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.

Задать вопрос