В статье автор пытается определить основные моменты развития художественной деятельности в семье.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, семья, воспитание, ребёнок.
Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям через неповторимое творчество — верная дорога к сердцу ребёнка.
В. А. Сухомлинский
Развитие художественной деятельности детей носит разносторонний характер-кроме ежедневной работы в рамках дошкольного образовательного учреждения, педагог должен вести и ежедневную работу с законными представителями (родителями), заботиться о художественном развитии ребенка в условиях семьи.
Безусловно, основой для приобретения и развития художественного опыта детьми являются регулярные занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Но для того, чтобы опыт ребёнка обогащался новыми художественными впечатлениями, семья должна создавать благоприятные условия для развития проявлений творчества, самостоятельности в изобразительной деятельности.
В начале работы с семьёй в области художественного воспитания воспитатель составляет примерный план и выделяет в нём моменты, вызывающие вопросы при реализации данного плана, чтобы в течении дальнейшей работы корректировать возникающие у родителей трудности.
На собраниях в начале учебного года необходимо ознакомить родителей с основными задачами эстетического воспитания детей дошкольного возраста, в случае необходимости дать ряд конкретных советов для осуществления этих задач. Незаменимую помощь в этой работе оказывают специально разработанные методические рекомендации по каждому возрасту, ссылки на полезные статьи и сайты интернет- ресурсов.
Немаловажно педагогу познакомиться с условиями, созданными в каждой семье для реализации намеченного плана: какие впечатления получает ребёнок во время совместного досуга с родителями, обращают ли внимание родители ребенка на красоту и разнообразие красок окружающей природы (окраску листьев осенью, цветовая гамма закатного неба, причудливость форм живой и неживой природы).
Предварительной работой с родителями может послужить анкетирование, призванное выяснить примерное место художественного воспитания ребенка в общем объёме досугового времени семьи.
Не последнее значение носит осведомленность воспитателя об условиях, созданных в домашних условиях для изобразительной деятельности, художественного творчества ребёнка и как родители организуют рабочее место для рисования и лепки.
Чтобы процесс творчества приносил удовольствие и детям, и родителям, педагогу нужно разъяснить родителям возрастные особенности изобразительной деятельности их ребёнка и принципы руководства этой деятельностью. Порекомендовать особенно бережное отношение к первым творческим порывам и работам ребёнка. Интерес должны вызывать и ряд аспектов:
– помощь взрослого в процессе творчества;
– «сотворчество» или «самостоятельность» без присмотра взрослого;
– участие старших детей в процессе работы над рисунком.
Ребёнку младшего дошкольного возраста недостаточно просто предоставить изобразительные средства и материалы (карандаши, краски, бумагу, пластилин и т. д.), нужно помочь найти замысел работы и развить его.
Самые первые упражнения в изо-деятельности младших дошкольников неплохо начинать с рисования цветными карандашами, при работе с которыми следует обращать внимание на правильность расположения карандаша в детской ладошке. Когда карандаши будут освоены на достаточном уровне, можно двигаться к более сложным материалам- фломастерам, краскам.
Чтоб упростить родителям методическое сопровождение домашней деятельности, педагог может провести консультацию-ознакомление с особенностями каждого вида деятельности (рисование, лепка, аппликация из готовых форм).
Существует еще ряд специфических видов изобразительной деятельности- рисование мелками на асфальте, палочкой на песке, палочкой на снегу. Все эти виды рисования вызывают неподдельный интерес детей и доставляют им огромное удовольствие, дают простор фантазии.
В семьях с разновозрастными детьми можно привлекать к совместной деятельности и старших детей, вовлекая их в подготовку к семейным праздникам: рисуем открытку маме и бабушке к 8 марта, делаем украшения к новогодним праздникам, рисунок к дню рождения папе и так далее…Массу удовольствия и радости доставляет малышам участие в жизни семьи, гордость от собственной значимости, ведь мама (папа, бабушка…) так радовались его подарку. Помимо положительных эмоций эти моменты имеют и воспитательное значение, что немаловажно.
Очень важно обогащать и личный опыт детей, основываясь на наблюдении за окружающим миром, праздничными убранствами города к разным праздникам, особенностями сезонов года, красоту разного времени суток. Чем больше ярких впечатлений у ребёнка, тем интереснее ему будет отображать свои впечатления в рисунке, а взрослый непременно поинтересуется, что же за красота такая изображена и почему именно это вызвало такой эмоциональный отклик ребёнка (праздничный салют, разноцветные осенние листья, яркие летние цветы и прекрасные бабочки…)
Для занятий художественным творчеством у ребёнка должно быть оборудовано специальное рабочее место с правильным освещением, мебелью по росту, чтоб не портить зрение и осанку, плюс контроль родителя за соблюдением гигиенических правил.
Рабочее место должно быть оборудовано достаточным количеством мест хранения для всего разнообразия изобразительных средств и материалов, при этом, всё должно быть в легком доступе для ребенка без помощи взрослого. Должны быть выработаны и правила хранения и пользования материалами (не оставлять раскрытыми фломастеры, не разбрасывать карандаши, не пачкать краски...), неплохо иметь фартук для занятий во избежание порчи одежды.
Родителям, наиболее заинтересованным в развитии художественной деятельности детей, педагог может посоветовать специальную литературу по конкретно интересующей тематике.
Отдельное место занимают альбомы с раскрасками, они очень разнообразны, поэтому можно заинтересовать практически любого ребенка. Целесообразно совместно рассмотреть картинки, прочитать текст, если он присутствует, следить за аккуратностью при раскрашивании.
Кроме того, нужно иметь небольшую библиотеку с книжками по возрасту с яркими картинками, книжки-игрушки, книжки-малышки. Форма этих книг в виде животных, машинок, игрушек очень сильно привлекает детей, особенно если они ещё и озвучены. Ребёнок слушает и подражает звукам, находит знакомых персонажей, беседует с ними.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что семья и образовательное учреждение взаимодействуют в едином образовательном пространстве для всестороннего развития личности ребёнка. Огромное значение при этом отводится развитию и становлению изобразительной деятельности, эстетическому восприятию культурных объектов, формированию изобразительного творчества детей.
Литература:
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
- Казакова Т. С. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М., 2006.
- https://studwood.ru/1337842/pedagogika/etapy_formirovaniya_izobrazitelnoy_deyatelnosti
- http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00632405_0.html