В статье кратко описывается процесс развития исламского теологического образования в России на рубеже XX–XXI столетий.
Ключевые слова: религиозное образование, теология, исламоведение, духовная безопасность.
После распада СССР в 1991 г. в России произошло широкомасштабное оживление религиозных традиций, что отчасти выразилось в увеличении количества религиозных образовательных учреждений, в том числе мусульманских. Нередко преподавательский состав в подобных учебных заведениях формировался из лиц, которые получили подготовку за границей или в России, но от преподавателей-иностранцев. Таким образом, в 90-е гг. XX века возрождение отечественного исламского образования представляло собой достаточно стихийный процесс, уязвимый для любого идеологического воздействия. Например, на территории Северного Кавказа в то время действовала система ваххабитских учебных заведений. В оборот даже вошло понятие «ваххабитская угроза», и любые взаимоотношения с иностранными исламскими образовательными учреждениями вызывали подозрения. А исламские образовательные центры за приделами России рассматривались в качестве потенциальных источников ваххабизма [7, c. 25–26] .
Таким образом, на рубеже XX-XXI вв. появилась довольно непростая задача — создание чёткой системы исламского теологического образования. При этом некоторая часть мусульманского духовенства настаивала, чтобы данный процесс обязательно происходил при участии государства. Поскольку уже было очевидно, что исламское образование является стратегическим направлением внутренней и внешней политики государства. И межконфессиональное согласие в Российской Федерации должно основываться на доступной и качественной системе теологического образования, которая соответствовала бы национальным традициям и была включена в единое образовательное пространство.
В марте 2005 года произошёл заметный сдвиг в процессе формирования системы мусульманского религиозного образования, когда на заседании Совета муфтиев России было принято решение о создании Совета по исламскому образованию, впоследствии утвердившего образовательный стандарт всех уровней для религиозного исламского образования. А в 2007 г. в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2007 № 775-р была принята программа подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама для осуществления профессиональной деятельности в исламских религиозных объединениях, что являлось мерой противодействия распространению идей радикального ислама. На основании данной концепции к осуществлению подготовки подобных специалистов (служащих аппаратов духовных управлений, преподавателей учебных заведений, работников СМИ и проч.) приступил ряд отечественных светских вузов [2, с. 16–17].
Благодаря этому исламское образование постепенно стало выходить за рамки духовных школ. Тогда исследователи стали разводить понятия «религиозное образование» в узком смысле как привязанное к теологии конкретной конфессии, и «теологическое образование», которое могло быть внеконфессиональным или поликонфессиональным, каким, например, его в высшей школе позиционировал Государственный образовательный стандарт по направлению «Теология» 2001 г., устанавливая светский характер подготовки бакалавров теологии [1, с. 58]. Так теологическое образование основывалось не на религиозном, а на научном мировоззрении, и не ставило в качестве ключевой задачи религиозную социализацию личности обучающегося.
Исследователи мусульманского теологического образования видят принципиальное отличие конфессионального образования от светского академического в том, что в них присутствуют разные подходы к восприятию реальности. В случае конфессионального образования оно носит более субъективный характер, основываясь на сверхъестественной концепции мироздания, идеализирующей конфессиональные ценности, а в случае светского академического — максимально объективный, основанный на научном знание и стремящийся к критической оценке реальности. Из данной дихотомии исследователями выводятся другие ключевые отличия, например, преобладание апологетической составляющей и миссионерская направленность в конфессиональном образовании и опора на нейтральность в светском . А схожесть мусульманского богословия и академической теологии видят в общем объекте исследования — ислам как религиозно-идеологическая система и образ жизни [5, c. 203–204].
Исходя из чего, можно сделать вывод, что академическая теология и богословие конфессии значительно отличаются по своим целям и методам, но могут взаимодополнять друг друга при решении определённых задач в сфере просвещения и воспитания. Так, исламовед С. М. Прозоров считает, что исламское духовное образование и исламоведение в Российской Федерации могут быть союзниками в борьбе с невежеством в отношении ислама со стороны российского общества, отмечая, что неграмотность и некомпетентность в вопросах религии способны являться источниками радикального фанатизма и нетерпимости по отношению к инакомыслящим [4, с. 270].
Данная мысль всегда находила отражение в Концепциях подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Эти концепции демонстрировали наддисциплинарный характер исламоведения, включающего в себя дисциплины исторической, философской, юридической и других направленностей [3, c. 72].
Таким образом, рассматривая взаимоотношения исламского образования и исламоведения, можно утверждать, что теологическое образование, способное сочетать в себе традиции теологии конфессий и научные методы религиоведения, является серьёзным научно-педагогическим феноменом, потенциал которого выходит за рамки духовной сферы общественной жизни. Грамотная реализация данного потенциала важна для решения культурных и нравственных проблем современного общества и обеспечения религиозной безопасности нынешних и будущих поколений.
Литература:
- Выхованец А. Е. Теология в системе светского образования в современной России // Манускрипт. — № 12–2 (86). — С. 57- 60.
- Дмитриева Е. Л. Исламское образование в России: история и современность // Россия и мусульманский мир. — № 4 (310). — С. 12–17.
- Концепция подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама // Ислам в современном мире. — 2015. — Т. 11. — № 4. — C. 63–78.
- Прозоров С. М. Научное исламоведение в контексте исламского образования в России // Научная жизнь. — 2011. — № 1 (14). — С. 270–278.
- Садыхова А. Теологическое (исламское) образование в светских университетах Российской Федерации: невозможное возможно? // The World of Islam. Politics and Society. — 2017. — № 2. — С. 197–210.
6. Уфимцева Е. И. Религиозное образование: Основные подходы к определению и типологизации // Известия Саратовского Университета. — 2016. — Т.16. — Вып. 3. — С. 289–296.
- Ярлыкапов А. А. Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и в настоящем // Вестник Евразии. — 2003. — № 2. — С. 5–31.