Правовые меры противодействия управлению транспортным средством лицом, лишённым права управления транспортным средством и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (статья 264.3 УК РФ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 27.02.2023

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Земцова, В. А. Правовые меры противодействия управлению транспортным средством лицом, лишённым права управления транспортным средством и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (статья 264.3 УК РФ) / В. А. Земцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100362/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены правовые меры противодействия преступлениям, связанным с управлением транспортным средством лицом, лишённым права управления транспортным средством и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость с учетом нововведений 2022 года.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествия, уголовно-правовые меры, лишение водительских прав, уголовная ответственность, конфискация.

The article considers legal measures to counteract crimes related to driving a vehicle by a person deprived of the right to drive a vehicle and subjected to administrative punishment or having a criminal record, taking into account the innovations of 2022.

Keywords: traffic accident, criminal law measures, deprivation of driving license, criminal liability, confiscation.

Ежегодно ГИБДД публикует информацию о количество дорожно-транспортных происшествиях, произошедших на территории России. В 2021 году произошло 164358 аварий, в которых погибло почти 17000 человек. Около 20 процентов пострадавших становятся инвалидами. Ежегодные экономические потери страны от дорожно-транспортных происшествий составляют около 2 процентов валового внутреннего продукта и сопоставимы в абсолютных показателях с валовым региональным продуктом таких субъектов Российской Федерации, как Краснодарский край или Республика Татарстан [4].

Еще в 2019 году МВД заявило о планах снизить смертность на дорогах до нуля к 2030 году [3]. Ежегодно предпринимаются все новые меры, количество ДТП действительно становится меньше, но нулевая смертность по-прежнему остается недостижимой целью.

С каждым годом санкции за правонарушения в области ПДД все больше ужесточаются по причине того, что прежние меры воздействия становятся менее эффективными и обычные денежные штрафы уже мало кого пугают [4]. Среди правил ужесточения стоит отметить — лишение водительских прав, которое позволяет не только наказать нарушителя, но и оградить общество от дальнейших негативных действий правонарушителя, предупредить возникновение опасных ситуаций на дорогах, показать другим участникам движения, что нарушать не только не выгодно, но и порой опасно для жизни.

Единичного закона в российском законодательстве о лишении водительских прав не существует. Данный вопрос упорядочивают различные законодательные нормы.

Основные нормативные положения, в которых расписаны причины лишения права управления автомобильными средствами представлены в 12 главе КоАП РФ. В указанной части находятся только те административные правонарушения, которые касаются правил дорожного движения и эксплуатации транспорта.

Законодательным актом, который применяется в данном вопросе, является Уголовный кодекс РФ. 264.1 статья [1] указанного нормативного положения гласит, что лицам, которые вторично управляли механическим средством в состоянии опьянения предусматривается уголовное наказание.

Спорные моменты, связанные с лишением прав автомобилиста, которые возникают у судов при применении части КоАП РФ о правонарушениях в области ПДД, разрешаются с помощью норм закона, содержащихся в Постановлениях Верховного Суда РФ.

Автомобилисты, кого за допущенные ранее нарушения лишали водительских удостоверений, совершают ДТП в полтора раза чаще водителей, которых таким образом не наказывали. Этот вывод сделали специалисты «АльфаСтрахование» после анализа собственной статистики по ОСАГО за первую половину 2022 года. Частота ДТП у тех, кто ранее злостно нарушал правила дорожного движения, приблизилась к 7 %. При этом ДТП по вине водителей, которые ни разу не лишались прав, происходило всего в 4,5 % аварий на дорогах. Страховщики отмечают, что подобная статистика прослеживается для всех возрастных категорий водителей. Так, По данным ГИБДД, за 2018–2020 года за неоднократную езду без прав к ответственности привлекались 82,5 тыс. человек. Из них около 7,5 тыс. задерживались сотрудниками Госавтоинспекции больше пяти раз. В этот же период по вине водителей, которые не имели прав, погибли 4 тыс. человек. По ранее действующим нормам, за вождение без прав предусматривался административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей.

В целях повышения безопасности дорожного движения и создания дополнительных условий для предупреждения дорожно-транспортных происшествий Федеральным законом от 14.07.2022 внесены изменения в статью 264 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие повышенную ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека или причинение тяжкого телесного повреждения, если это деяние совершено лицом, лишенным права управления транспортным средством или не имеющим такого права.

Кроме того, Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 264.3, устанавливающей ответственность за управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость за действия, связанные с управлением транспортным средством при отсутствии соответствующего права.

Эти действия, совершенные впервые лицом, подвергнутым административному наказанию по ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ и лишенным права управления транспортными средствами, влекут максимально строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года с лишением права заниматься определенной деятельностью, в том числе связанной с управлением транспортными средствами, на срок до 2 лет [4].

Повторное управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами, имеющим неснятую судимость за ранее совершенные аналогичные действия, влечет наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до 3 лет.

Кроме того, статья 104.1 УК РФ, предусматривающая правовые основания для конфискации имущества, также дополнена нормой (пункт «д»), позволяющей конфисковать транспортное средство, принадлежащее обвиняемому и использованное им при совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 или статьей 264.2 или статьей 264.3 УК РФ.

Статья 264.3 (как и статьи 264.1, 264.2 УК, 314.1 УК) относится к преступлениям с административной преюдицией. То есть, до уголовной ответственности, должно быть привлечение к административной ответственности (и что важно: не должен истечь 1 год (после окончания исполнения наказания). Рассмотрение дел по этой статье производит районный суд (в ч.1 31 УПК данная статья внесена в список исключений, который мировой суд рассматривать не может).

Предметом преступления являются механические транспортные средства автомобили. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. В данном случае нарушение правил дорожного движения происходит путем управления автомобилем лицом, ранее лишенным права управления. Субъект по статье 264.3 УК РФ — специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, непосредственно управляющее транспортным средством. Субъектом правонарушения предусмотренного новой статьёй Уголовного Кодекса РФ № 264.3 является лицо, лишенное права управления транспортными средствами. Наказывать будут лицо, лишенное права управления транспортным средством и уже повторно подвергнутого административному наказанию за управление ТС в период лишения прав.

За третье нарушение (управление автомобилем человеком, лишенным прав) водителя ожидает одно из следующих уголовных наказаний:

– Штраф 150 000–250 000 рублей.

– Штраф в размере дохода за период от 1 до 2-х лет.

– Обязательные работы до 360 часов.

– Принудительные работы до 1-го года.

– Лишение свободы до 1-го года.

В дополнение к каждому из перечисленных выше вариантов водитель получает лишение прав на срок до 2-х лет.

Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы: состояние безопасности дорожного движения во многом определяется дисциплиной и уровнем профессионального мастерства водителей. В России более 85 % дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств.

Для снижения количества ДТП на российских дорогах целесообразно вернуться к опыту советского периода, когда применялась балльная система штрафов. Каждое нарушение ПДД оценивается определенным количеством баллов. Если их сумма превышает лимит в течение периода времени (например, года), водитель лишается права управления транспортными средствами. Балльная система станет заметным сдерживающим фактором для водителей. В Российской Федерации на настоящий момент единственной предупредительной мерой для многих нарушений правил дорожного движения является денежный штраф. Многие нарушители этим злоупотребляют — особенно те, кто не стеснен в финансах. Их, а также тех, кто нарушает невольно, но часто, существующая система никак не стимулирует корректировать поведение на дороге. Помимо предупреждений и штрафов, предусмотренных КоАП РФ, каждому нарушению ПДД, за которое не лишают прав, присвоить штрафной балл от 1 до 8 в зависимости от степени их влияния на безопасность дорожного движения. Например, нарушение правил пользования звуковыми сигналами и аварийной сигнализацией — 1 балл, проезд на красный свет — 8 баллов.

Если водитель набирает 15 баллов в течение двух лет, лишается права управления транспортным средством сроком на один год. Для начинающего водителя и для тех, кто вновь получает «права» после изъятия — порог 8 баллов.

Для восстановления «прав» обязать водителя проходить обучение и сдавать экзамены.

Ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, если это деяние совершено лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами, позволит снизить количество ДТП на дорогах России.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации// СПС Консультант Плюс, 2022.
  2. Антонов С. Н., Кузин В. В. Ответственность за систематическое совершение административных правонарушений в области дорожного движения: история, проблемы, перспективы. — URL: http://center-bereg.ru/m837.html. (дата обращения: 25.12.2022).
  3. Какая ответственность предусмотрена законодательством за управление транспортным средством без водительских прав. [Электронный ресурс], режим доступа: https://51.xn--b1aew.xn--p1ai/document/17588421 (дата обращения 15.12.2022)
  4. За неоднократное вождение без прав ввели уголовное наказание — до двух лет лишения свободы. [Электронный ресурс], режим доступа: https://pravo163.ru/ustanovlena-ugolovnaya-otvetstvennost-za-upravlenie-transportnym-sredstvom-licom-lishennym-prava-upravleniya-i-podvergnutym-administrativnomu-nakazaniyu-ili-imeyushhim-sudimost-za-analogichnye-deyani/?ysclid=lbr7d5cbps462267190 (дата обращения 15.12.2022).
  5. Цындря В. Н. Бальная система административных наказаний (взысканий): анализ зарубежного опыта. [Электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/balnaya-sistema-administrativnyh-nakazaniy-vzyskaniy-analiz-zarubezhnogo-opyta
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, транспортное средство, управление, нарушение правил, административное наказание, лицо, РФ, средство, Уголовный Кодекс РФ, УК РФ.


Ключевые слова

уголовная ответственность, конфискация, уголовно-правовые меры, дорожно-транспортное происшествия, лишение водительских прав

Похожие статьи

К вопросу привлечения к административной ответственности за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, и отказ от прохождения медицинского освидетельствования

В данной статье проанализированы изменения в законодательство об ответственности за управление транспортным средством лицом, находящемся в состоянии опьянения и отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Рассмотрены материалы судебной пра...

Неправомерное завладение автомобилем и другим транспортным средством: уголовно-правовая характеристика

В исследовании рассматривается специфика уголовно-правовой оценки неправомерного завладения автомобилем либо иным транспортным средством. Данное преступление, несмотря на то, что совершается без намерения хищения транспортного средства, является имущ...

Криминологическая характеристика субъекта преступления, предусмотренного статьёй 264 УК РФ: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Статья посвящена исследованию и анализу признаков субъекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, а также предоставлению предложений по улучшению уголовно-правовой нормы, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение правил безопаснос...

Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, как конститутивный признак преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ

В настоящей статье рассмотрена судебная практика в части применения ст. 264 УК РФ. Указанные преступления обозначены как особо общественно опасные. Анализ судебной практики позволил установить совокупность материалов, доказывающих виновность водителя...

Совершенствование статьи 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»

В рассматриваемой статье проводится анализ совершенствования правовых норм о санкциях за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, в связи со вступлением в законную силу Постановлени...

Проблемы квалификации преступления, предусматривающего ответственность за развратные действия (статья 135 УК РФ)

В статье исследуются различные вопросы юридической оценки состава преступления, предусматривающего ответственность за развратные действия в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста шестнадцати лет, и малолетних. Анализируются проблемы, воз...

Особенности усмотрения в правоприменительной деятельности правоохранителей Кыргызской Республики

В статье рассматривается проблема усмотрения в правоприменительной деятельности сотрудников мест изоляции и следователей. Предлагается письменное оформление отказа или разрешения на совершение какой-либо сделки лицами, заключенными под стражу в поряд...

Практика расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортного средства, повлекших по неосторожности смерть человека

В данной статье рассмотрена криминалистическая характеристика статьи 264 части 3 Уголовного кодекса РФ, выявлены особенности расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортного средства, повлекши...

Обоюдная вина участников дорожно-транспортных происшествий

В статье рассмотрены особенности уголовно-правовой регламентации преступлений против безопасности движения с обоюдной виной участников дорожно-транспортного происшествия. Исследована уголовная ответственность лиц — участников дорожно-транспортного пр...

Процессуальный механизм и проблемы реализации права регресса Российской Федерации к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение

Автор статьи рассматривает проблемы, связанные с реализацией права регресса Российской Федерации к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено возмещение вреда.

Похожие статьи

К вопросу привлечения к административной ответственности за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, и отказ от прохождения медицинского освидетельствования

В данной статье проанализированы изменения в законодательство об ответственности за управление транспортным средством лицом, находящемся в состоянии опьянения и отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Рассмотрены материалы судебной пра...

Неправомерное завладение автомобилем и другим транспортным средством: уголовно-правовая характеристика

В исследовании рассматривается специфика уголовно-правовой оценки неправомерного завладения автомобилем либо иным транспортным средством. Данное преступление, несмотря на то, что совершается без намерения хищения транспортного средства, является имущ...

Криминологическая характеристика субъекта преступления, предусмотренного статьёй 264 УК РФ: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Статья посвящена исследованию и анализу признаков субъекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, а также предоставлению предложений по улучшению уголовно-правовой нормы, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение правил безопаснос...

Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, как конститутивный признак преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ

В настоящей статье рассмотрена судебная практика в части применения ст. 264 УК РФ. Указанные преступления обозначены как особо общественно опасные. Анализ судебной практики позволил установить совокупность материалов, доказывающих виновность водителя...

Совершенствование статьи 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»

В рассматриваемой статье проводится анализ совершенствования правовых норм о санкциях за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, в связи со вступлением в законную силу Постановлени...

Проблемы квалификации преступления, предусматривающего ответственность за развратные действия (статья 135 УК РФ)

В статье исследуются различные вопросы юридической оценки состава преступления, предусматривающего ответственность за развратные действия в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста шестнадцати лет, и малолетних. Анализируются проблемы, воз...

Особенности усмотрения в правоприменительной деятельности правоохранителей Кыргызской Республики

В статье рассматривается проблема усмотрения в правоприменительной деятельности сотрудников мест изоляции и следователей. Предлагается письменное оформление отказа или разрешения на совершение какой-либо сделки лицами, заключенными под стражу в поряд...

Практика расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортного средства, повлекших по неосторожности смерть человека

В данной статье рассмотрена криминалистическая характеристика статьи 264 части 3 Уголовного кодекса РФ, выявлены особенности расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортного средства, повлекши...

Обоюдная вина участников дорожно-транспортных происшествий

В статье рассмотрены особенности уголовно-правовой регламентации преступлений против безопасности движения с обоюдной виной участников дорожно-транспортного происшествия. Исследована уголовная ответственность лиц — участников дорожно-транспортного пр...

Процессуальный механизм и проблемы реализации права регресса Российской Федерации к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение

Автор статьи рассматривает проблемы, связанные с реализацией права регресса Российской Федерации к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено возмещение вреда.

Задать вопрос