Статья раскрывает системно-процессный подход в реализации модели управления процессом повышения квалификации педагогических кадров в образовательных организациях МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1.
Ключевые слова: повышение квалификации, педагогические кадры, управление процессом повышения квалификации, модель управления процессом повышения квалификации.
В современных условиях для решения проблем, стоящих перед МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1, где требуется педагог с новым педагогическим мышлением, основами рефлексивной культуры, ориентированный на реализацию личностной парадигмы в педагогической деятельности, усиливается необходимость создания такой модели управления профессиональным развитием, которая будет способствовать адаптации и развитию творческого потенциала каждого педагога.
Мы рассматриваем создание модели управления профессиональным развитием педагогов МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1 на основе системно-процессного подхода.
С позиции системного подхода модель управления общеобразовательной школой включает в себя: системообразующие факторы (цели, результаты деятельности); условия функционирования (социально-педагогические, временные); структурно-функциональные компоненты (отделы и подразделения школы, управляющая и управляемая подсистемы образовательного процесса) [1]
Но использование только системного подхода для эффективного управления в современных условиях недостаточно, его необходимо дополнить методологией процессного подхода [2]. Процессное управление уделяет особое внимание взаимодействию структурных элементов образовательной организации, причем взаимодействие строится не вдоль функциональной иерархии, а по горизонтали, на связи между структурными подразделениями.
Структурно-функциональная модель профессионального развития педагогов систематизирована с позиции системно-процессного подхода с разделением на уровни управления.
Цель: повышение эффективности управления профессиональным развитием педагогов путем совершенствования системы мониторинга, повышения уровня компетентности молодых педагогов и снижение профессионального выгорания (стагнации) опытных педагогических работников.
Задачи:
1) совершенствовать систему мониторинга педагогической компетентности, подобрать диагностические методики, опросники, тесты;
2) продолжить освоение новой формы аттестации педагогических и руководящих работников;
3) определить и внедрить в работу систему действий по профилактике профессиональной стагнации педагогов;
4) в полной мере реализовать план повышения квалификации педагогов с учётом выявленных тенденций;
5) создать благоприятную мотивационную среду и эффективную систему оценки деятельности педагогов, тем самым повысить инновационный потенциал педагогического коллектива.
Рассмотрим подробнее механизмы реализации модели.
Содержательный блок включает:
— процессы управления
Маркетинговые стратегические направления:
1) анализ профессионализма педагогов на основе выявления их потребностей, изучения результатов деятельности;
2) на основе выявленных потребностей определить возможности для повышения квалификации;
3) разработка программы повышения квалификации;
4) вовлечение педагогов в разные формы профессионального совершенствования на базе МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1;
5) определение поставщиков услуги повышения квалификации педагогов за пределами МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1;
6) подбор, систематизация инструментария для изучения результативности курсовой подготовки педагогов.
Стратегическое планирование:
1) разработка плана повышения квалификации педагогов на учебный год с учётом потребности каждого педагога;
2) разработка планов индивидуального развития педагогов с учётом потребностей и возможностей каждого педагога.
Стратегическое проектирование:
1) апробация, адаптация к условиям конкретного учреждения мониторинга достижения планируемых результатов освоения ООП; инструментария для мониторинга педагогической деятельности;
2) проектирование обогащения, изменения предметно — развивающей среды.
Основными процессами обеспечения управления профессиональным развитием педагога являются следующие ресурсы:
Финансовые ресурсы: Составление плана повышения квалификации с указанием стоимости услуги, сроков курсовой подготовки на учебный год.
Кадровые ресурсы: Планирование и организация работы с молодыми педагогами; Планирование и организация работы по профилактике стагнации педагогов-стажистов
Информационные ресурсы: Информирование педагогов о курсах по каскадно-цикличной модели по мере поступления предложений ЦРСО;
Поиск альтернативных форм обучения; Заочное обучение: сайт «Академия родительского образования», сайт «1 сентября» и другие [3].
Наиболее подробно процессный подход в реализации модели управления профессиональным развитием педагогов МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1 приведен в таблице 1.
Таблица 1
Процессный подход в реализации модели управления процессом повышения квалификации педагогических кадров в образовательных организациях МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1
Процессы |
Проблемы |
Решение |
Управление |
Недостаточная информация о проблемах, затруднениях в работе педагогов — не в полной мере определена потребность, спрос на услугу повышения квалификации |
Издание приказа о направлении на курсы ПК |
Маркетинг |
Анализ профессионализма педагогов на основе выявления их потребностей, изучения результатов деятельности |
|
Не определены поставщики услуги повышения квалификации(возможности) |
На основе выявленных потребностей определить возможности для повышения квалификации: Вовлечение педагогов в разные формы профессионального совершенствования на базе МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1; Определение поставщиков услуги повышения квалификации педагогов за пределами МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1 |
|
Отсутствует система отслеживания результативности курсовой подготовки педагогов |
Подбор, систематизация инструментария для изучения результативности курсовой подготовки педагогов |
|
Планирование |
Формальный подход при разработке индивидуального плана развития педагога. |
Разработка планов индивидуального развития педагогов с учётом потребностей и возможностей каждого педагога |
Проектирование |
Несовершенство мониторинга условий профессионального развития педагогов |
Улучшение условий для профессионального развития педагогов ОУ |
Менеджмент ресурсов |
||
Финансовые ресурсы |
Недостаток бюджетных средств, выделяемых на повышение квалификации педагогов |
Привлечение внебюджетных средств |
Кадровые ресурсы |
Отсутствие дифференцированных форм работы с разными категориями педагогов |
Планирование и организация работы с разными категориями педагогов |
Планирование и организация работы по профилактике стагнации педагогов — стажистов |
||
Информирование |
Несвоевременное информирование о сроках курсовой подготовки на предстоящий учебный год |
Информирование педагогов о курсах по мере поступления предложений |
Недостаточность альтернативных форм обучения педагогов |
Поиск альтернативных форм обучения; Заочное обучение: сайт «Академия родительского образования», сайт «1 сентября». |
|
Деятельность |
||
Образовательная |
Необходимость ежегодного обновления данных по тематике самообразования |
Сбор и систематизация данных по тематике самообразования |
Необходимость реализации плана работы учреждения на учебный год |
Обучение и развитие педагогов в соответствии с задачами годового плана работы ОУ: Обучение аналитической деятельности |
|
Недостаточный уровень компетентности педагогов по вопросам аттестации |
Реализация плана работы по подготовке к аттестации |
|
Недостаточный уровень компетентности педагогов по вопросам реализации ФГОС к структуре и условиям реализации ООП |
Изучение нормативных документов по внедрению ФГТ к структуре и условиям реализации ООП Работа по реализации ООП в течение учебного года |
|
Инновационная |
Низкая компетентность в ИКТ технологии у отдельных педагогов |
Самообразование Обучение на курсах |
Недостаточный уровень проектной культуры у отдельных педагогов |
Повышение уровня профессионального мастерства по реализации проектной технологии |
|
Низкий уровень компетентности в технологии портфолио педагога |
Обучение в ходе семинаров — практикумов, консультаций, коучинг. |
|
Нежелание проходить процедуру аттестации по новой форме |
Мотивация. |
|
Обеспечение |
||
Методическое |
Использование традиционных форм методической работы с кадрами |
Внедрение в практику методической работы новых групповых и индивидуальных форм работы с педагогическим персоналом, особое внимание уделять активным и интерактивным формам |
Неумение начинающих педагогов определить тему самообразования |
Создание индивидуальных траекторий развития молодых педагогов |
|
Отсутствие дифференцированных форм работы с разными категориями педагогов |
Обновление форм и методов работы с персоналом с учётом дифференцированного подхода. |
|
Недостаточность инструментария для изучения личностных качеств педагогов |
Создание банка диагностического инструментария для изучения личностных качеств педагогов. |
|
Отсутствие стрессоустойчивости у педагогов |
Психологическое сопровождение педагогов. |
|
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого педагога. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы педагогического коллектива, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке [2].
В современных условиях для решения проблем, стоящих перед МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1, где требуется педагог с новым педагогическим мышлением, основами рефлексивной культуры, ориентированный на реализацию личностной парадигмы в педагогической деятельности, усиливается необходимость внедрения такой модели управления процессом повышения квалификации педагогических кадров в образовательных организациях, которая будет способствовать адаптации и развитию творческого потенциала педагога.
Литература:
- Власенко, С. В. Современные аспекты управления профессиональным развитием педагога / С. В. Власенко // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 3 2(9). — С.70–72.
- Захарова Е. А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. — 2011. — № 3. Т.2. — С. 115–117.
- Шагарова Е. Д. Профессиональное развитие педагога в современных условиях // Новое слово в науке: стратегии развития: материалы VI Всерос. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 10 окт. 2018 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018.
- Шумейко О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 18–25.