В последние годы наблюдается активное развитие новых технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. Данные трансформации безусловно влияют на различные аспекты человеческой жизни, путем внедрения ее в различные сферы.
Цифровая трансформация существенно изменила направления современной экономики. Все чаще в частных сферах стали использоваться последние достижения науки и техники для извлечения прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности.
Однако государство также не стоит на месте и старается применять и внедрять новые технологии практически в большинство в области их ведения. Так, например, за последние время активно продвинулось регулирование законодательства в части проведения электронных торгов, которые на данный момент являются одной из самых востребованных процедур в рамках действия и применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Следует отметить, что такая процедура составляет значительную часть от всей деятельности, которая реализуется в области, связанной с осуществлением контрактной деятельности.
Институт электронных торгов впервые легально получил свое закрепление и реализацию в главе 3.1 «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме» в Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1].
В дальнейшем развитие института электронных торгов приобрело свое закрепление в положении Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)" с целью его применения в качестве способа перераспределения имущества неплатежеспособных должников, а также в Федеральный закон " Об исполнительном производстве» [2] [3] [4, с. 203–204].
Поскольку как уже ранее было установлено, что электронные торги довольно активно применяются и оказывают важное влияние на развитие не только предпринимательской деятельности, но и сферы государственной экономики. В связи с этим необходимо уделить внимание обеспечению бесперебойно и стабильной работы электронных торговых площадок.
Одной из особенностей аукциона, предусмотренного в рамках Закон № 44-ФЗ, заключается в проведении его исключительно в электронном формате, таким образом, отсутствует необходимость в личном участии как организаторов, так и участников. Их взаимодействие происходит через специализированную торговую площадку — электронная площадка, которая определяется как сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме), а также закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона [5].
Так как электронная площадка не может быть непосредственно признана в качестве субъекта права, а выступает лишь местом проведения электронного аукциона, то в сфере законодательного регулирования появляется новый субъект отношений — оператор электронной площадки, через которого происходит взаимодействие участников и организаторов электронных торгов.
По своей сути на операторе электронной площадки лежит ответственность за техническую организацию аукциона, а именно ему необходимо правильно устанавливать сроки приема заявок, проведения аукциона, проверять правильность данных, указанных в заявках, обоснованность и законность участия определенного субъекта в электронных торгах. В процессе проведения электронного аукциона на самой площадке оператор принимает от участников предложения о цене и осуществляется запись в электронной форме в электронном журнале ход проведения процедуры аукциона [6]. Таким образом, весь процесс электронных торгов и его результаты зависят от оператора электронной площадки.
В связи с этим в случае нарушения аккредитации участников или при выявлении других нарушений операторы может быть привлечён к административной ответственности по статье 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Если говорить о правом статусе оператора электронной площадки, то следует обратиться к пункту 18 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, то оператором электронной площадки может выступать непубличное хозяйственное общество, которое владеет необходимым программно-аппаратным обеспечение для ее функционирования, а также в уставном капитале не должно принадлежать более 25 % долей (акций) иностранным юридическим лицам или гражданам и лицам без гражданства. Также в данном случае необходимо напомнить о пункте 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), регламентирующего, что хозяйственные общества создаются в организационных правовых формах, таких как общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества [8], безусловно говорящее о том, что все действующие операторы электронных площадок являются коммерческими организациями, как известно, основной целью которых является систематическое извлечение прибыли.
Однако несколько иной правовой статус у оператора электронной площадки, обеспечивающий торги по реализации имущества должника. В пункте 20 статьи 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)" установлены два основных требования к таким субъектам: 1) любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации 2) обязательное членство в саморегулируемой организации операторов электронных площадок, что значительно отличается от критериев, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Проведенный анализ законодательства Российской Федерации в сфере установления требований к операторам электронных площадок, позволяет сделать вывод о том, что их правовой статус будет различаться в зависимости от вида и назначения торговой площадки, в связи с чем наблюдается явная проблема отсутствия универсального и единого правого статуса для операторов.
Так как ранее уже отмечалось, что оператор электронной площадки является коммерческой организацией, осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли, то следует определить правой статус оператора как субъекта налоговых отношений, который фактически обеспечивает транзакционность налоговых отношений при осуществлении исчисления и уплаты налога на профессиональный доход, поскольку действующий Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) не содержит в статье 9 «Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах», ни в иных статьях частей первой и второй НК РФ упоминаний о вышеуказанном субъекте.
Как отмечает с в своей статье О. И. Лютова, на данный момент «налогово-правовой статус оператора электронной площадки в настоящее время ограничивается посредническими функциями, которые заключаются в обеспечении передачи налоговым органам информации о совершенных налогоплательщиком — самозанятым операций, являющихся объектами налогообложения налогом на предпринимательский доход, а также в перечислении соответствующего налога в бюджет по поручению плательщика» [9]. Поэтому образовавшийся правовой пробел в налоговом законодательстве Российской Федерации требует определения статуса оператор электронной площадки через проведения анализа содержания и обеспечения места в целом в законодательстве Российской Федерации, а в дальнейшем в налоговом праве.
На основании вышеизложенного, следует прийти к выводу о наличии серьезных различий в правовом статусе оператора электронной площадки. Создание единых требований к таким субъектам и унификация их правового статуса позволит расширить выбор операторов электронных площадок в различных видах электронных торгов.
Литература:
- Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу) // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105;
- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-Ф «О несостоятельности (банкротстве)" // «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, N 43, ст. 4190;
- Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) //«Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, N 41, ст. 4849;
- Красуля Е. В. Оператор электронной площадки как особый субъект системы электронных торгов //сборник статей Международной научно-практической конференции памяти профессора В. К. Пучинского. Российский университет дружбы народов. 2018. С. 203–210;
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, N 14, ст. 1652
- Агаркова А. А., Белецкая В. А. Некоторые положения о роли оператора электронной площадки в ходе проведения аукциона // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 6–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-polozheniya-o-roli-operatora-elektronnoy-ploschadki-v-hode-provedeniya-auktsiona (дата обращения: 22.02.2023).
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
- Лютова О. И. Операторы электронных площадок как субъекты налогового права // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2020. № 3 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/operatory-elektronnyh-ploschadok-kak-subekty-nalogovogo-prava (дата обращения: 22.02.2023).