Методическая организация деловой игры как средство обучения устно-речевым умениям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 27.02.2023

Статья просмотрена: 280 раз

Библиографическое описание:

Соснина, Л. Р. Методическая организация деловой игры как средство обучения устно-речевым умениям / Л. Р. Соснина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/455/99797/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена изучению вопросов использования деловой игры в качестве средства обучения детей устно-речевым умениям.

Использование деловой игры в процессе обучения детей позволяет организовать освоение новых компетенций, развивает общую вовлеченность детей в игровую и учебную деятельность. Использование деловых игр в процессе устно-речевого общения позволяет ребенку достаточно успешно проходить процесс осваивания новой деятельности, появляется реальная возможность для проявления самостоятельности [2].

Использование деловой игры как средства обучения устно-речевым умениям создает условия для реализации на практике практически любых ситуаций, которые могут возникать в реальной жизни. Организация обучения детей устно-речевым умениям с использованием метода деловой игры позволяет решить следующие задачи:

– в процессе деловой игры происходит творческое развитие детей;

– общее время принятия решений снижается, благодаря развитию скорости мыслительных процессов у ребенка;

– деловая игра способствует развитию волевых навыков ребенка;

– способствует определению личных целей развития каждого обучающегося;

– в процессе деловой игры происходит развитие навыков грамотной речи.

Важной составляющей всего процесса обучения устно-речевым умениям является непосредственно речевая деятельность. В данной ситуации в качестве речевой деятельности необходимо понимать «специальную форму осознанной деятельности человека, которая реализуется путем речевого общения между человеком, формирующим сообщение и человеком, воспринимающим данное сообщение».

Речевая деятельность для каждого человека является важной составляющей лингвистического и психологического развития личности. Речевая деятельность в жизни человека выступает как процесс, который происходит совместно с другими видами деятельности человека. Речевая деятельность является важной составляющей всего процесса общения человека с другим человеком или человека с обществом [5].

Деловая игра в процессе обучения устно-речевым умениям является эффективным средством. Стоит отметить, что совершенствование общей методики обучения детей устно-речевым умениям может быть достигнуто непосредственно при использовании деловых игр в процессе обучения.

Использование деловой игры в обучении детей устно-речевым умениям позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы при обучении максимально учитывались возрастные и психологические особенности учащихся. Деловая игра в процессе обучения создает реальные возможности для распределения ролей среди учащихся в соответствии с их любопытством, желанием исследовать окружающий мир, желанием учиться.

Благодаря использованию деловой игры для обучения детей устно-речевым умениям происходит концентрация внимания детей на реализации своей «игровой роли». Деловая игра в процессе обучения как правило «подталкивает» детей принимать активное участие, так как процесс деловой игры построен таким образом, что у детей наблюдается соперничество друг с другом, желание добиться лучшего результата [1].

Деловая игра в процессе обучения детей способствует активизации речевой деятельности. Использование деловых игр в процессе обучения позволяет детям понимать межличностные отношения, позволяет удовлетворить потребность детей в общении и коммуникации путем проигрывания определенной роли в деловой игре. Обучающий процесс с использованием деловой игры способствует развитию у детей языковых навыков, позволяет наладить устойчивые коммуникативные связи между всеми участниками деловой игры, способствует развитию речевого общения путем моделирования реальных жизненных ситуаций в деловой игре.

Реализация обучения детей устно-речевым умениям с использованием деловой игры как средства обучения, позволяет каждому участнику игры вжиться в роль другого человека, позволяет взглянуть на себя, глазами своего собеседника. Важной характеристикой деловой игры является возможность общаться с детьми, общаться друг с другом, играя при этом определенные роли, что в итоге плодотворно сказывается на развитии устно-речевых умений у детей.

Методическая организация деловой игры, как средства развития устно-речевых умений у детей, должна решать следующие задачи:

– способствовать развитию активности у детей;

– способствовать развитию творческого мышления обучаемых;

– создавать условия для возможности оценки ситуаций с различных точек зрения;

– создавать условия для поиска оптимального решения существующих задач;

– обучать детей процессу общения друг с другом.

Методика организации деловой игры для обучения детей устно-речевым умениям должна предполагать использование способов обратной связи, которые позволяли бы определять эффективность деловой игры и оценивать ее влияние на процесс развития устно-речевых умений у детей. Методика построения и реализация на практике качественной деловой игры, направленной на развитие устно-речевых умений, основывается на определенных педагогических принципах [4].

Первый принцип подразумевает использование методов имитационного моделирования жизненных ситуаций в игровом мире. В данной ситуации деловая игра используется как уменьшенная модель реальных жизненных ситуаций и способствует таким образом выработке у детей правильного поведения и соответствующего общения в смоделированной ситуации.

Вторым принципом является принцип совместной деятельности, который подразумевает максимальное участие всех детей в процессе деловой игры, путем распределения ролей, организации делового взаимодействия, выполнения различных функций и задач, которые распределяются согласно целям деловой игры.

В качестве третьего принципа построения деловой игры стоит выделить принцип идеологического общения, который подразумевает совместное решение поставленных задач, разработку вариантов решения задач с использованием коллективного обсуждения [3].

Эффективность использования деловой игры для развития устно-речевых умений может быть определена по следующим параметрам:

– деловая игра должна выступать в качестве одного из источников экономии учебного времени;

– деловая игра является условием для понимания и усвоения коммуникативных навыков и способностей детей;

– деловая игра является формой контроля за развитием психологических, речевых, коммуникативных навыков детей.

Правильная разработка деловой игры для обучения детей устно-речевым умениям предполагает написание сценария игры. В данной ситуации сценарий деловой игры — это описание полного процесса развития деловой игры, распределение ролей между участниками. Правила игры является важной составляющей разработки деловой игры. Правила игры в данной ситуации является «маяком», которым руководствуются все участники деловой игры. Важным критерием определения эффективности участия детей в деловой игре является разработка и принятие системы оценивания. Система оценивания позволяет определить достижения каждого из детей в ходе деловой игры.

Стоит отметить, что деловая игра способствует развитию у детей коммуникативных навыков и умений. Использование деловых игр для развития устно-речевых умений способствует формированию дружной корпоративной культуры в детском коллективе. Благодаря использованию деловых игр у детей:

– развивается способность воспринимать речь собеседника на слух;

– дети имеют возможность спокойно выражать свои мысли в кругу таких же сверстников;

– происходит развитие речевого набора детей путем использования синонимов, словесных конструкций, использования речевых оборотов и прочее.

Таким образом, по итогу статьи стоит отметить, что деловая игра является важным средством развития устно-речевых умений у детей. Использование деловых игр может быть организовано в учебном процессе, что в итоге позволяет с большей эффективностью использовать учебное время детей. Методическая организация и проведение деловой игры является важной составляющей всего процесса обучение детей устно-речевым умениям. От правильного построения деловой игры, правильного составления условий и правил игры в конечном счете зависит общая эффективность процесса обучения.

Литература:

  1. Аралова, М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение / М. А. Аралова. — Москва: ТЦ Сфера, 2019. — 64 с.
  2. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика / С. Я. Батышев. — Москва: Издательство «Эгвес», 2019. — 356 с
  3. Бургат, В. В. Деловая игра как метод активного обучения / В. В. Бургат // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2018. — № 1. — С. 48–54.
  4. Дуброва, В. П. Организация методической работы в ДОУ / В. П. Дуброва. — Москва: Просвещение, 2020. — 109 с.
  5. Шиянов, Е. Н., Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / Е. Н. Шиянов, В. А. Сластенин. — Москва: Издательский центр «Академия», 2017. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, умение, процесс обучения, ребенок, речевая деятельность, обучение детей, развитие, правило игры, процесс, распределение ролей.


Похожие статьи

Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Формирование лексических навыков на уроках иностранного языка посредством применения синквейн-метода

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Общение как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР

Похожие статьи

Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Формирование лексических навыков на уроках иностранного языка посредством применения синквейн-метода

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Общение как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР

Задать вопрос