В статье автор описывает работу с текстовой информацией для решения ТОГИС-задач.
Ключевые слова: текст, культурный образец, время решения, содержание текста, предлагаемый текст, задача
ТОГИС — это технология образования в глобальной информационной сети. Суть этого приема заключается в следующем: обучающимся предъявляется первичный текст, в котором обозначена проблема, затем дается ценностно-деятельностная задача, в процессе решения этой задачи ребята осуществляют поиск необходимой информации, делают выводы, заключительный этап — сравнение полученных результатов с предложенным «культурным» образцом.
В условиях эксперимента происходило множество событий «диагностирующего» характера, в результате чего качественно улучшился познавательный процесс в целом.
В процессе решения первой задачи выяснилось: для того чтобы оптимально было использовано учебное время на содержательный поиск и осмысление информации, необходимо овладеть следующими индивидуальными учебными умениями на этапе сбора информации:
— выделять ключевые слова в задаче, от чего напрямую зависит вектор поиска;
— владеть навыком просмотрового чтения — сканирования;
— владеть навыком медленного вдумчивого чтения;
— умение отделять главную информацию от второстепенной;
на этапе формирования ответа в группе:
— умение компилировать — соединять однородную информацию из разных источников;
— умение строить связный ответ в соответствии с логикой вопросов задачи;
— отбирать наиболее «весомый» фактический материал для доказательства выдвинутого тезиса;
— умение кодировать информацию в символах;
— умение создавать структурно — логические схемы, образы-символы, кластеры, синквейны и т. д.
на этапе знакомства с культурным образцом:
— умение выделять объекты анализа;
— умение сравнивать позиции, взгляды автора(ов) с позицией группы;
— умение формировать выводы на основе сопоставительного анализа;
— умение синтезировать, формировать целостное представление об изучаемом явлении после проведённого анализа.
Для того чтобы решение следующих задач было боле продуктивным и доставило настоящее удовольствие ребятам от процесса интеллектуального творчества, была проведена предварительная, а затем и параллельная работа в течение года. На программном материале на литературы и русского языка отрабатывались навыки, обозначенные выше.
Во время решения второй и третьей задач педагоги оказывались в роли сотрудников групп в моменты, когда требовалось «разбудить» творческую фантазию, показать многовариантность путей решения. Оказывалось достаточным лишь намекнуть, и тут же рождались интереснейшие решения.
Так, например, достаточно было минутного обсуждения вопроса о том, что такое дуалистичное мировосприятие, как тут же появилось несколько интересных версий решения задачи (задача по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»), и самым неожиданным оказалось то, что одно из таких решений предложил ребёнок с диагнозом «ММД».
Во время решения следующих задач само собой получилось так, что в группах стали готовить два варианта ответа: компьютерная презентация и ответ — схема или образ. Презентация, как правило, представляла собой ответ в последовательно-вертикальной, текстовой логике, а схема или образ — ответ с учётом внутренней, смысловой логики вопроса, с вызовом ассоциаций, что позволяет видеть изучаемое явление в несколько ином ракурс е и несёт в себе целостный образ.
«Задача о рыцарском романе» породила интересный структурный элемент в уроке решения ТОГИС — задачи, которого нет в технологии автора (заранее приносим извинения за нарушение технологии): на этапе сопоставление решений групп с мнением автора и формирования выводов была подготовлена новая презентация. Знакомство с культурным образцом было длительным и требовало глубокого осмысления. Поэтому, когда материал был прочитан и осмыслен, появилась потребность выделить позиции, по которым есть согласие или несогласие с точкой зрения автора культурного образца. Ребята представили свои выводы в виде схемы — сопоставительного анализа и, как следствие, произошла учебная дискуссия, в которую были включены участники всех групп и преподаватели.
В течение года к экспериментальным группам разновозрастного состава присоединялись ребята из разных классов, желающие включиться в работу. Ими были ребята из 9 и 4 классов. По итогам было проведено анкетирование, в котором большинство респондентов отметило собственный интеллектуальный рост, важность приобретённых навыков работы с информацией, что положительным образом повлияло на общую успешность и рост качества образования.
В настоящее время ведётся планомерная работа по совершенствованию необходимых навыков работы с текстовой информацией и привлечению детей к составлению ТОГИС-задач (по инициативе детей).
Основные подходы к организации работы с текстами
Виды заданий к научно-популярным текстам:
1) коротко сказать, о чем этот текст; придумать и записать название; составить схему процесса, описанного в тексте;
2) составить план текста, переструктурировать текст (изложить в «другом ключе»), составить вопросы к тексту, самостоятельное достроить текст, реконструировать часть текста;
3) для каждой смысловой части текста нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить смысл этой части;
4) вспомнить и рассказать текст другому ученику по нарисованным значкам, картинкам или ключевым словам;
5) составить свой текст по подсказкам (по заданному плану);
6) составить свой текст, предварительно написав подсказки;
7) разбить готовый текст на абзацы, переставить их местами, обсудить изменения смысла и выразительности текста;
8) выделить маркером непонятные и незнакомые слова, попытаться понять их значение по контексту;
9) составлять простые тексты-инструкции;
10) составлять простые тексты-описания;
11) составлять простые тексты-рассуждения;
12) составлять простой план текста из отдельных предложений;
Возможные организационные формы для проведения обсуждения: «Хочу поделиться», «Кто что понял?», «Свободный микрофон», «Письменная дискуссия». Основные виды заданий направлены на то, чтобы ученики смогли выполнить различные операции с текстом.
- Сориентироваться в содержании текста и понять его смысл в целом, то есть:
— сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— отделить основные мысли от второстепенных и выявить главную;
— определить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— сделать выводы из сформулированных в тексте положений.
- Осмыслить содержание текста:
— связать информацию, найденную в предлагаемом тексте, с информацией, полученной из других источников (домашнее чтение);
— оценить утверждения, сделанные в предлагаемом тексте
- Применять общеучебные умения и навыки:
— вести поиск информации во всевозможных информационных “местах”: в тексте, в вопросе, в своих рассуждениях, в иллюстрациях, в схемах, в картах, таблицах;
— уметь переформулировать вопрос, изменить его форму и в соответствии с вопросом отобрать ту информацию, которая может понадобиться.
Литература:
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой-М., «Мой учебник», 2007
- Ванюшева Н. Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы. — Газета «Литература» № 24, 2009г, приложение «Первое сентября»