В данной статье рассмотрены понятие и концепция «креативные индустрии» в контексте «креативной экономики», значимость этой культурной области в контексте экономической и социально-культурной сферах. Также проанализированы экономические факторы и проблемы, непосредственно повлиявшие на этапы развития креативных индустрий в России. Приведены примеры развития креативных индустрий в зарубежных странах с целью выявления причин неустойчивости данной стремительно развивающейся сферы в России, а также даны предположения об российском развитии и становлении данного сектора, дальнейшем росте в современном мире.
Ключевые слова: креативные индустрии, культурная сфера, экономическая сфера, экономический рост, креативная экономика.
В современном мире Россия находится в условиях нестабильных внешнеполитических факторов. Это так или иначе отражается на развитии политики, экономики, культуры и других сфер жизнедеятельности. Однако, несмотря на неустойчивые внешние и внутренние связи, в настоящее время креативные индустрии являются одними из наиболее развивающихся секторов экономики в России, что и будет рассмотрено в данной статье.
Креативные индустрии на сегодняшний день считается быстро растущим и набирающим популярность глобальным сектором, который способствует улучшению социальных отношений, разнообразию экономической и культурной деятельностей и развитию как отдельной личности, так и населения. С данном структурой всегда была надежда на создание новой модели экономического роста, поэтому эксперты из разных областей науки никогда не обходили ее стороной.
Стоит отметить, что термин «креативные индустрии» имеет несколько сущностей: экономическую до социокультурную. В интересующей нас экономической сфере жизнедеятельности появляются такие синонимы, как: креативные индустрии, креативная экономика или экономика знаний (сектор, связанный с интеллектуальной деятельностью человека). Впервые термин «креативная экономика» был использован в журнале Businessweek в Нью-Йорке в 2000 году. Джон Хокинс, аналитик и автор книг, описывающих инновации и творчество, определяет креативную экономику, как «транзакцию творческих продуктов». Он ставит вопрос о совместимости экономики и творчества, которые в новых реалиях в связи с запросами, вкусами и интересами потребителями трансформируется, так как креативные индустрии во многом отличаются от традиционной экономики. Компании и бизнесы, работающие в пространстве обычной экономики, работают в условиях ограниченности материальных ресурсов, где возникает право собственности на экономические потребности и конкуренция по цене. Однако креативная экономика, которой присваивается большая популярность в современном мире, основана на бесконечном множестве идей, на неограниченности ресурсов, которые производит человеческий гений, ум, использующиеся в производстве продуктов потребления и трансакций. В креативной экономике главным образом увеличивается норма прибыли, в отличие от обычной экономической сферы, где возникает дефицит ресурсов, использующихся для производства продукции, и, следовательно, снижение прибыли, что в условиях современного мира неэффективно. Креативные индустрии, к которым относятся следующие сферы: разработка игр, продуктов виртуальной и дополненной реальности, искусство, музыка, кинематография, дизайна, телевидение и радио, архитектура, реклама и маркетинг, исполнительское и театральное искусство, музеи, галереи и ремесла, — являются сектором развития креативной экономики.
Сегодня во многих странах креативные индустрии занимают значительную часть сектора экономики, их вклад в развитие страны достигает 10 % ВВП (внутреннего валового продукта). Они являются питательной средой для экономической сферы жизнедеятельности, здесь зарождаются идеи, инновации, превращающиеся в продукты использования. Креативные индустрии, продукты их производства в частности, актуализируют культурные и духовные ценности, оказывая положительное влияние на развитие отдельных групп граждан, так и общества в целом.
В России, чтобы сделать понятие «креативных индустрий» прикладным и перевести на язык рыночной экономики была необходима четкая формулировка. Однако с этим возникли определенные сложности, так как креативность — понятие расплывчатое и многозначительное. Для экономического сектора этот термин не имел четкой структуры, поэтому был наделен высокой степенью риска. Россия медленнее стала ориентироваться на креативные индустрии, именно поэтому отсюда следует их отставание на прогрессирующих европейских рынках, что снижает конкурентоспособность страны в целом.
Как показывает международная практика по реализации креативной экономики и её сектора креативных индустрий, во многих странах этот кластер поддерживается государственными программами, где важнейшим условием является выделение бюджета под развитие творчества в государствах. «Креативная экономика остается критически важным сектором для устойчивого развития, несмотря на ряд значительных проблем, с которыми в последнее время столкнулось общество: пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19)», — об этом отметила на III Всемирной конференции по креативной экономике ЮНКТАД (UNCTAD) генеральный секретарь Ребека Гринспан. Действительно, в 21 веке креативные индустрии являются приоритетным сектором креативной экономики, что является приоритетом для развивающихся стран мира. Однако если говорить о стадии развития России, стоит отметить, что о полноценной сложившейся системы поддержки креативных индустрий говорить рано. Это связано с рядом ограничений внутри страны. Во-первых, это экономические ограничения, связанные с недостаточным развитием индустриально (сырьевой) экономики, где налоговые и финансовые стимулы играют важную роль в мотивации граждан. Во-вторых, области, регионы и города России неравномерно включены в процесс развития креативных индустрий, так как они создают конкуренцию друг с другом на местном уровне. Города, которые благодаря этому креативному сектору самостоятельно продвигают собственный бренд, извлекают из него прибыль, однако они не кооперируются, образуясь в огромные кластеры, способные выступать на международном рынке, что создает проблемы неравномерного развития.
Исходя из проблемных точек развития креативных индустрий в России, стоит отметить, что высокую актуальность приобретает согласование и утверждение Правительством РФ «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», подготовленной Министерством культуры Российской Федерации. Меры поддержки креативного сектора на постоянной основе позволят приостановить отток капитала и творческой молодежи, усилить присутствие и продвижение российских креативных товаров и услуг на мировые рынки. Эта и другие программные меры поддержки креативного сектора на государственном уровне смогут 2025–2030 годам: улучшить импортозамещение креативных индустрий, чтобы достичь сальдо внешнеторгового баланса; увеличить долю этого кластора на мировом рынке; уменьшить отток творческой молодёжи за границу; обеспечить рост доли занятых в этом кластере.
В России наблюдается существенное отставание государственной поддержки креативных индустрий в креативной экономике, привлечение и развитие творческих способностей у граждан. Отсюда возникает дисбаланс спроса и предложения, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, неравномерность в развитии этого кластера в регионах, уменьшение доступности качественных креативных товаров и услуг. Однако для эффективного развития креативной экономики и ее кластера следует создать систему поддержки и мониторинга, который на основе статистик и складывающихся тенденций будет создавать мощную сферу жизнедеятельности, а также программу, которая будет обеспечивать поддержку креативных индустрий по всей России с целью сплочения разрозненных регионов для стабилизации креативной экономики.
Литература:
1. Абанкина Т. В. Николаенко Е. А. Романова В. В. Щербакова И. В. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития. (https://www.hse.ru/data/2021/07/11/1434062388/CI_1.pdf)
2. Елена Сокирянская. Сфера креативных индустрий: история сомнений и успеха. Экосистема созидателей. ( https://in-reality.ru/blog/sfera-kreativnykh-industriy-istoriya-somneniy-i-uspekha/ )
3. РБК. РБК.Тренды. Что такое креативные индустрии? 2019. ( https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5dd54dbf9a79471180f57ce7 )
4. Александр Савицкий. Время гибких: какие навыки нужны руководителю в условиях неопределенности. 2022. РБК. РБК.Тренды. ( https://trends-rbc- ru . turbopages . org / turbo / trends . rbc . ru / s / trends / education /5 f 9 c 13009 a 794785 c 37 bebaf )
5. Морданов М. А. (2021). Креативные индустрии как драйвер экономического роста // Сайт creativeconomy.ru ( https://creativeconomy.ru/lib/113714?ysclid=ld1id60dwh383698510 )
6. НИУ ВШЭ. Новости науки в НИУ ВШЭ. Российская креативная индустрия: потери и перспективы. ( https://www.hse.ru/news/science/495270909.html?ysclid=ld1hlb20fa374116615 )
7. Текст доклада III Всемирной конференции по креативной экономике. 2022. (https://unstats.un.org/sdgs/files/report/2018/secretary-general-sdg-report-2018--EN.pdf)
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021. (http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf)