При изучении английского языка учащиеся могут столкнуться с различными трудностями и потерять познавательный интерес к обучению. Для повышения мотивации в свободном овладении английским языком нужно заинтересовать учеников и сделать процесс получения знаний простым и понятным. В этом помогает использование интерактивных тетрадей.
Интерактивная тетрадь — это тетрадь, в которой содержатся различные интерактивные элементы и шаблоны, направленные на знакомство и тренировку лексических единиц и грамматических правил [1]. В обычной тетради можно прикрепить кармашки с карточками, цветки с подвижными лепестками, вкладыши, вращающиеся круги, гармошки, конвертики и даже небольшие книги с грамматическими правилами, которые раскладываются, складываются, крутятся и выдвигаются. Все перечисленное делает из простой тетради интерактивную, при работе с которой ученик постепенно погружается в игру, не замечая, как быстро прошёл урок.
Основными преимуществами интерактивных тетрадей являются [2]:
1) компактность расположения материала (на подвижных частях интерактивных элементов можно напечатать или написать много информации)
2) обучение самостоятельности в организации и систематизации информации (дети обучаются правильно сравнивать, классифицировать и систематизировать информацию в игровой форме)
3) визуализация теории (графики, диаграммы, иллюстрации и карты служат наглядными примерами и помогают выстроить логические цепочки в понимании правил)
4) развитие творческих способностей (заполнение шаблонов сопровождается рисованием и раскрашиванием, что способствует развитию фантазии и проявлению индивидуальности)
5) стимуляция к самостоятельному повторению (интересные рисунки, привлекающие внимание и выдвижные элементы, которые приятно трогать и вытаскивать, способствуют к возвращению к материалам урока во внеурочное время)
6) повышение мотивации в обучении английскому языку (постоянная заинтересованность в использовании тетрадей помогает привить и общий интерес к предмету)
7) дифференциация и индивидуализация обучения (применение различных уровней сложностей тетрадей при работе с детьми по одной теме)
Учитель может использовать интерактивную тетрадь для введения, отработки или повторения грамматической, или лексической темы. С помощью неё сложные правила и любой объем лексики легче и быстрее усваивается, что полезно для учителя и ученика. Ученик выполняет задания с удовольствием, изучая новый или повторяя уже изученный материал многократно. Самое главное ученик не замечает, что он повторяет один и тот же материал, потому что информация подается в разном виде и с разными целями. Такое повторение не является основной целью урока и не становится скучным чтением из раза в раз одного и того же материала. Для учителя важно не вводить новый шаблон чаще одного раза в неделю, чтобы ученик смог закрепить тему успешно и не был перегружен новой информацией.
При подготовке урока учителю нужно продумать шаблон. Каждый шаблон следует использовать на протяжении нескольких уроков, постепенно добавляя в него новые элементы, регулярно тренируя материал в разных вариантах. Шаблоны для интерактивных тетрадей педагог может вырезать сам или попросить детей вырезать его из заготовки по образцу заранее. Во время занятия дети под руководством учителя заполняют заготовку необходимой информацией, правильно систематизируя и запоминая её.
В качестве примера возьмем шаблон «Ромашка» для изучения алфавита и повторения слов во 2 классе. Дети приносят вырезанный цветок из белой бумаги и в центре пишут большую букву С. На лепестках простым карандашом им нужно нарисовать картинки на данную букву (a car, a cat, a cap, a cock), а на обратной стороне они пишут слова на английском языке. Потом нужно приклеить центр клеем к тетради. По желанию дети могут раскрасить картинки дома. На следующий урок можно взять этот же шаблон, но составить со словами повествовательные предложения с конструкцией there is / there are, через урок можно потренировать отрицательные предложения с этой конструкцией, а потом вопросительные предложения с краткими ответами. Таким образом дети будут использовать шаблон много раз, повторяя прежний материал и заучивая новый.
Для чтения можно использовать шаблон «Многоквартирный дом с лифтом». На лифте расположена английская буква Е, которая делает слог открытым. Дети передвигают лифт вверх-вниз и тренируют чтение гласных в открытом и закрытом слогах. Можно по этому шаблону повторить цифры и цвета. Учитель или другой ученик называет номер этажа, а остальные дети читают слово «житель» этажа. Если дом разноцветный, то учащиеся могут назвать цвета. Таким образом, чтение слов становится интересным процессом.
Для грамматических тем удобно использовать кармашки с вкладышами и флэпбуки. На каждом участке шаблона нужно написать часть правила (когда используется, образование предложений и т. д.). В кармашке можно хранить слова спутники. Правило нужно объяснять несколько уроков и использовать разные шаблоны для его визуализации. Например, можно описать поход в магазин, зоопарк, больницу или как провели день рождение. На каждом уроке одно событие для обсуждения с помощью нужной грамматической конструкции, которая помогает повторить другие лексические темы. Так материал хорошо запомнится.
Интерактивные тетради универсальны и их можно применять на любой теме и для учеников разного возраста, что помогает учителю разнообразить учебный процесс школьникам во всех классах. Также по интерактивным тетрадям учитель может организовать групповую, фронтальную, парную, а не только индивидуальную работу, что влияет на разностороннее развитие учащихся и создает ситуации для реального общения учащихся на английском языке. При парной работе или в группе дети учатся работать сообща. Они распределяют задания между собой, чтобы каждый мог показать себя в командной работе, насколько он умеет искать информацию, оформлять работу и помогать другим при создании одной интерактивной тетради.
Материал в тетради необязательно располагать по большим темам на несколько страниц. Главное, включать все изученное на уроке удобно и наглядно, чтобы ребенок мог в любое время найти и повторить пройденный материал при необходимости. Для систематизации информации в тетради можно на первой странице добавить лист с содержанием, на котором дети пишут перечисление названий тем и номеров страниц. В таком случае нужно будет номеровать страницы во всей тетради, а также новую тему можно будет начинать с яркого названия и нарисованной картинки под ним.
Важным аспектом является бережное отношение к тетради. Интерактивная тетрадь содержит фантазию, труд и любовь ученика. Он сам внес вклад в её создание, и он её специально не забудет дома, не выбросит и не потеряет. Он будет ею гордиться и показывать друзьям и семье. Также ребенок будет аккуратно заполнять информацию на шаблонах, а если допустит ошибку, то её легко можно исправить: заклеить, закрасить, переписать. Ученик поймет, что при усердной работе бывают ошибки и этого не стоит бояться, главное вовремя заметить и суметь исправить её.
В школе дети, в основном учатся и выполняют домашние задания ради оценки, а не ради получения новых знаний. Если учащиеся сталкиваются с непониманием учебного материала или с трудностями в обучении, они могут потерять интерес к английскому языку навсегда. Поэтому нужно заменить скучные и сложные упражнения по многократному переписыванию слов по грамматике и лексике, на создание своего уникального пособия — интерактивной тетради, которую можно сделать на свой вкус. Активизация творческого мышления, наглядность, развитие памяти, логики, воображения и интерактивность помогают привить любовь к обучению английскому языку и демонстрируют ученику, что учиться несложно и интересно.
Литература:
- Вершинина И. А. Формирование мотивации школьников при обучении английскому языку. — Екатеринбург: Наука об образовании, 2017. — с.5.
- Рець М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС. — Молодой учёный. № 17.1.2016. — с.20–23.