Данная статья посвящена вопросам соблюдения норм при привлечении к административной ответственности в области трудового права. Проанализированы этапы развития трудового законодательства в России и зарубежных странах, рассмотрены оценочные критерии при назначении административного наказания. Автором предложено решение вопроса, который рассмотрен в данной статье.
Ключевые слова : трудовое право, административная ответственность, регулирование трудовых отношений, малозначительность, обработка персональных данных, цели и задачи государства при привлечении к административной ответственности.
Одной из важных отраслей гражданского права является право, защищающее и регулирующее трудовые отношения работников с работодателем.
Изучение этой отрасли права важно не только для юристов, но и для более широкого круга лиц. С трудовыми отношениями мы сталкиваемся постоянно: при приеме на работу, выполняя трудовые функции, при получении социальных гарантий от работодателя. Руководителям также необходимо владеть знаниями в этой области для предотвращения нарушений и снижения рисков привлечения к административной и гражданско-правовой ответственности.
Начиная с XIX века в России начинается развиваться процесс создания промышленности. Индустриальный сектор позволил повысить производительность труда, стало происходить насыщение страны промышленными товарами. В этот период времени стали появляться законы регулирующие трудовые отношения. Впервые в 1897 году законом было ограничено время работы 11,5 часов в день.
Первый кодекс, регулирующий трудовые отношения был принят в 1918 году. Именно тогда было введено понятие прожиточный минимум, сумма минимально необходимая для жизни. Кодексом законов о труде от 1918 года также было введено ряд понятий, сохранившихся и в наши дни.
В Англии индустриализация началась намного раньше и стали формироваться рабочие движения. Уже в XVIII веке в Англии был принят закон запрещающий ночной труд малолетних и ограничении продолжительности рабочего дня двенадцатью часами.
Если провести анализ становления трудового права в Европе и России, то можно отметить то, что законы в первую очередь были направлены на защиту детского труда.
Трудовое право в России и закрепленные в нем положения уходят корнями в первый Кодекс законов о труде, принятый еще в 1918 году. Именно в нем были заложены основные положения, относящиеся как к трудовому праву в целом, так и к его отдельным институтам.
Для укрепления трудовой дисциплины в коллективах потребовалось принятие декрета, который устанавливал дисциплинарные и административные взыскания, которые налагались на членов исполнительных комитетов и служащих. Декрет был принят 26 апреля 1920 года и регулировал порядок наложения взысканий. Декретом «О дисциплинарных и административных взысканиях, налагаемых на членов исполнительных комитетов и служащих в советских учреждениях» впервые был разграничен проступок от преступления ввиду наименьшей общественной опасности и не подвергались уголовному наказанию. Наказанием служили: выговор, понижение по службе.
Для поднятия трудовой дисциплины и увеличения производительности и качества труда начали создаваться товарищеские суды. 14.11.1919 года был принят декрет СНК РСФСР «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах (Положение)» [1]. Дисциплинарные взыскания могли быть самими разнообразными, от самых легких таких как выговор, до увольнения и отправления в концлагерь. Суды образовывались при профсоюзах, председатель и секретарь суда избирались из той организации, где работали они и нарушитель.
Заседания товарищеских судом в целом не отличаются от заседаний по рассмотрению дел в судах в настоящее время. Во время заседания велся протокол, туда заносились показания свидетелей, обвиняемого, защитника обвиняемого и по окончании рассмотрения выносился приговор, который оглашался и подписывался судьей.
Апелляционным органом являлся Губернский товарищеский суд, куда обвиняемым могла быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней.
14 июня 1926 г. было принято положение о дисциплинарных судах, которое внесло существенные изменения в дела о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц. Новое положение значительно расширило круг лиц, подсудных дисциплинарным судам, упростило порядок направления дел в диссуды и уточнило подотчетность дисциплинарных судов. Целью дисциплинарных судов является борьба со служебными упущениями и проступками и неправильными действиями лиц, занимающих ответственные должности в государственных органах, если эти действия не влекут за собой ответственности в уголовном порядке. О создании таких судов было опубликовано в Еженедельнике советской юстиции № 31 от 08 августа 1926 года С. Виленским.
В начале XX века было создано значительное количество актов в сфере, предусматривающей ответственность работников и носящее противоречия, что требовалось унифицировать законодательство в данной сфере. В 1924 году был разработан проект «Административного кодекса РСФСР», который был первым кодифицированным документом, но принят так и не был.
Первый Кодекс об административных правонарушениях был принят 20 июня 1984 года и состоял из тридцати двух глав. Особенная часть КоАП состояла из десяти частей и в ней также как и в действующем Кодексе об административных правонарушениях рассматривались виды административных правонарушений и ответственность за их совершение.
Анализируя изменения в части административной ответственности за нарушения в области трудового законодательства, можно указать на то, что с течением времени происходит расширение сфер привлечения к административной ответственности. С 01 июля 2017 года КоАП РФ, а именно статья 13.11 была расширена, добавлено семь новых составов правонарушений в области персональных данных.
Усиление ответственности в области персональных данных особенно актуально в настоящее время. Зачастую при получении тех или иных услуг мы вынуждены представлять свои персональные данные, а отказ от их представления влечет отказ в предоставлении услуг.
Проблемы, связанные с требованием чрезмерного количества информации о физическом лице, требуют законодательного регулирования. Необходимо ограничение сфер деятельности компаний, запрашивающих такие данные. В настоящее время многие недобросовестные операторы персональных данных злоупотребляют своим положением и используют такие данные с противоправной целью.
В настоящее время на рассмотрение внесен проект приказа, который регламентирует порядок уничтожения персональных данных, полученных в результате обезличивания, субъектом экспериментального правового режима. После принятия такого приказа необходимо внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях и установление административной ответственности за несоблюдение сроков и порядка уничтожения информации о персональных данных.
Аналога Кодекса об административных правонарушениях нет ни в одной стране Западной Европы, такое консолидированное законодательство применяется только в постсоциалистических странах (Болгария, Хорватия, Литва, Латвия, Польша). В Западной Европе такая ответственность предусмотрена в отраслевых законах и во многих странах регулируются уголовным законодательством. При назначении административного наказания в странах Европы уделяется большое значение беспристрастности и гарантиям справедливости. Чаще всего к правонарушителю применяется штраф, но в некоторых случаях могут быть и иные формы административного наказания, например такие как конфискация.
Задачами при привлечении к административной ответственности предприятий и их руководителей является пресечение нарушений и защита прав работников компаний, но при этом важна и защита обществ и их руководителей, индивидуальных предпринимателей от незаконного и необоснованного привлечения к административной ответственности. Должностными лицами различных органов (Государственная инспекция труда, Роскомнадзор) зачастую допускают нарушения, которые влекут за собой необоснованное и недоказанное привлечение к административной ответственности.
Нарушения в области работы с персональными данными являются наиболее чувствительными для граждан и напрямую связаны с информационной безопасностью личности [2, с. 28–31].
Установление более точных формулировок в законодательстве поможет не только защитить права работников, но и работодателя от необоснованного привлечения к административной ответственности.
Несмотря на то, что в России действует кодифицированный законодательный акт, действующий Кодекс об административных правонарушениях содержит много оценочных понятий, что выражается в противоречивости принятия судебных решений. Проанализировав судебную практику, можно сделать вывод, что, к примеру, не смотря на то, КоАП РФ предусмотрено освобождение лица от административной ответственности ввиду малозначительности, суды в большинстве случаев отказывают лицу, привлекаемому к административной ответственности. Данный критерий не конкретизирован и не имеет четких границ. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 5 ряд вопросов был затронут еще в 2005 году, где были рассмотрены вопросы, возникающие у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях. В течении пятнадцати лет КоАП РФ претерпевал изменения, были добавлены новые составы правонарушений, при этом актуальные проблемы конкретизации оценочных норм так и не были рассмотрены.
На наш взгляд, КоАП РФ требует внесения изменений в части конкретизации оснований признания правонарушений малозначительными, основания и условия освобождения от административной ответственности не должны зависеть от усмотрения судей и должностных лиц при привлечении к ответственности, нормы должны содержать точные формулировки, при которых привлекаемое лицо может быть освобождено от административной ответственности.
Литература:
1. Декрет СНК РСФСР от 14.11.1919 «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах (Положение)» // Собрание узаконений РСФСР 1919 № 56 ст. 537
2. Чеботарева А. А. Административно-правовое обеспечение информационно-психологической безопасности личности // Вестник академии права и управления. 2018 № 40(53) с. 28–31