В статье приведен анализ причин денонсации Россией Конвенции «Об уголовной ответственности за коррупцию» и условий осуществления борьбы с коррупцией после денонсации.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, экономическая безопасность, Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию».
За три последних десятилетия организационно-правовая и экономическая основа противодействия коррупции в России формировалась базе участия в ратифицированных международных соглашениях (конвенциях) в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы.
В настоящий момент сложилась ситуация конфликта России и Совета Европы, вызвавшая инициативу России о денонсации Конвенции Совета Европы (СЕ) «Об уголовной ответственности за коррупцию» ( Council of Europe Criminal Law Convention Corruption) [1].
Рассмотрим причины и последствия данной денонсации.
В первый рабочий день нового 2023 года, 9 января, Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу проект закона о денонсации Конвенции Совета Европы (СЕ) «Об уголовной ответственности за коррупцию» ( Council of Europe Criminal Law Convention Corruption).
15 февраля 2023 года Государственная Дума одобрила денонсацию.
Денонсация в международном праве — это отказ государства от договора с предупреждением, сделанным в порядке и в сроки, предусмотренные соглашением сторон в самом договоре [2].
Юридически это означает, что государство прекращает свои обязательства по участию в Конвенции, т. е. в международном договоре, и вправе будет её не исполнять.
Денонсация Россией Конвенции СЕ «Об уголовной ответственности за коррупцию» является следствием выхода России из самого Совета Европы.
Данное событие привлекло внимание своей беспрецедентностью свершившего уже выхода России как первой страны, прекратившей участие в Совете Европы.
До этого на 5 лет, с 1967 по 1972 годы его покидала только Греция.
Совет Европы — это старейшая международная организация, созданная десятью странами 5 мая 1949 года.
Совет Европы состоит из законодательного органа, в который входят представители парламентов всех стран — Парламентская ассамблея (ПАСЕ), исполнительного органа, сформированного из министров иностранных дел всех стран — Комитет министров (КМСЕ), и судебного органа — Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ ) вколичестве 18 судей .
Россией на вступление в Совет Европы затрачено почти четыре года, заявка на вступление была подана 07.05.1992 года. С 02.02 1995 по 27.09.1995 процедура прерывалась года в связи с конфликтом в Чечне. Фактическое вступление ратифицировано Федеральным законом Российской Федерации от 23.02.1996 № 19-ФЗ, к Уставу Совета Европы Россия присоединилась с 24.02.1996 и стала на тот момент 39‑м государством‑членом Совета Европы.
За 73 года с 1949 года Советом Европы было принято более 200 конвенций в различных областях.
Совет Европы в отличие от других авторитетных международных организаций (ООН, ВТО, Европейский союз) наделен правом исключения какого-либо государства из своего состава (статья 8 Устава) и правом страны-участника — на добровольный выход (статья 7 Устава).
15 марта 2022 года в Совет Европы от министра иностранных дел России Сергея Лаврова поступило заявление с уведомлением о добровольном выходе России из состава СЕ, при условии соблюдения процедуры которого Россия должна была оставаться членом организации до конца финансового года, то есть до 1 января 2023.
Но 16 марта 2022 КМСЕ провел внеочередное заседание, ранее назначенное на 17 марта, на котором была принята резолюция о немедленном исключении России из Совета Европы.
Не обжалуя данное решение, Россия вышла с инициативой о денонсации Конвенции СЕ «Об уголовной ответственности за коррупцию», которая была подписана в Страсбурге 27.01.1999, вступила в силу с 01.06.2002, Россией ратифицирована Федеральным законом от 25.06.2006 и вступила для РФ в силу 01.02.2007.
Все эти годы Конвенция принималась Россиейза основу при разработке нормативной базы, связанной с коррупционными преступлениями.
Причиной денонсации послужило то, что в соответствии с п. 3 ст. 32 Конвенции Российская Федерация автоматически с момента ее подписания приобрела статус участника Группы государств против коррупции ГРЕКО (GRECO — Group of States Against Corruption). На эту группу возлагалась осуществление мониторинга выполнения государствами –членами ГРЕКО своих обязательств в борьбе с коррупцией и контроля за исполнением Конвенции, т. е. эффективность борьбы с коррупцией в разных странах.
Исключая Россию из СЕ, в п. 6 мартовского решения Совет Европы указал на то, что за Россией сохраняется ее участие в ГРЕКО.
Но это участие СЕ ограничил только сохранением контрольных функций ГРЕКО за Россией по выполнению Международных конвенций с лишением России права голоса и права участия в обсуждении докладов. То есть, исключив Россию из Совета Европы, СЕ сохранил своим решением контрольные функции по исполнению Россией решений Конвенций СЕ и осуществления коррупционного мониторинга. При таких условиях содружество, под которым понимается обеспечение тесныхсвязей, трансформируется в односторонний контроль, поэтому такое решение было расценено Россией как дискриминационное.
Следующим шагом со стороны России планируется денонсация международных договоров, действие которых автоматически не прекращается выходом России из Совета Европы. Правительство предложило денонсировать 44 международные договора, Президентом пока подготовлено обращение о денонсации 21 договора. Фактически процесс запущен и у него будет продолжение.
За месяц до денонсации Конвенции, 9 декабря 2022 года Генеральный прокурор России в интервью ТАСС сообщил, что ущерб от коррупционных преступлений в России за 9 месяцев 2022 год ущерб составил 37,6 млрд рублей, за последние два года — более 100 млрд руб., в 2019 году — 55,1 млрд руб., в 2020–58 млрд руб. [5]
Из данных Генеральной прокуратуры России следует, что уже не первый год растет число выявленных взяток. С 2017 по 2021 годы количество уголовных дел по ст. 290 УК РФ («Получение взятки») увеличилось с 3188 до 5020, то есть на 57, 5 %, а по ст. 291 («Дача взятки») — с 2272 до 4499 или на 98 % [6]
При такой коррупционной преступности практически большинство не только населения, но и профессионалов юристов, экономистов, ученых были крайне встревожены разрывом сотрудничества с Советом Европы, опасаясь, что это приведет к резкому росту коррупции, с которой Россия не смогла справиться за 26 лет участия в содружестве с другими государствами — участниками Конвенции.
Но выход из Конвенции не означает, что Россия лишается международного сотрудничества и отмену в России антикоррупционного законодательства .
Россия остается участником ряда других Международных конвенций:
— Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) против коррупции (UNCAC) от 31.10.2003, ратифицирована Россией Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ и имеющей обязательную силу с назначением Указом Президента РФ от 18.12.2008 № 1799 ответственным органом за реализацию положений Конвенции ООН Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В Конвенции закреплено, чтопредупреждение и искоренение коррупции — это обязанность всех государств, поскольку она затрагивает их экономику, порождает серьезные угрозы стабильности и экономической безопасности.
— Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000, ратифицирована ФЗ РФ от 26.04.2004 № 26-ФЗ.
— Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций от 15.02.1999 (для Российской Федерации вступила в силу 17.04.2012).
— Конвенции Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок 1997 года (ратифицирована Федеральным законом от 01.02.2012 № 3- ФЗ) и др.
Отношения, взаимодействие и контакты с многими участниками Международных Конвенций в настоящее время существенно нарушены в связи с введенными многочисленными санкциями в отношении России из-за событий на Украине.
В самой России идет перестройка экономики, меняются условия принятия властных управленческих решений, условия работы компаний.
Но это не отменяет и не подрывает сформированную в России правовую и организационную основу противодействия коррупции, в которую уже имплементированы (внедрены) многие предписания и рекомендации Международных конвенций.
Национальное законодательство в России является основополагающим.
Указанный принцип заложен в ст. 79 Конституции РФ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, устанавливающими, что положения международных договоров Российской Федерации в истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат в России исполнению.
Противодействие кoppyпции — oднa из первостепенных зaдaч нaшeгo государства.
Глaвным зaкoнoдaтeльным нopмaтивнo-пpaвoвым aктoм, в кoтopoм yкaзaны вce ocнoвныe пoнятия, пpинципы и cпoco6ы 6opь6ы c кoppyпциoннoй дeятeльнocтью, являeтcя Фeдepaльный Зaкoн «O пpoтивoдeйcтвии кoppyпции» oт 24.12.2008 № 273 [3].
В Укaзе Пpeзидeнтa ot 13.05.2017 № 208 «O cтpaтeгии экoнoмичecкoй 6eзoпacнocти нa пepиoд дo 2030 гoдa» выдeляется мнoжecтвo yгpoз экoнoмичecкoй 6eзoпacнocти Poccийcкoй Фeдepaции, вaжнeйшeй из кoтopыx названа кoppyпция в cфepe экoнoмики [4].
С 2010 гoдa peгyляpнo с целью сделать 6opь6y c кoppyпциeй эффeктивнeй пpинимaютcя нaциoнaльныe плaныпpoиивoдeйcтвия кoppyпции.
Указом Президента Российской Федерации от 03.12.2013 № 878 создано Управление по вопросам противодействию коррупции.
Указанием Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел Российской Федерации от 30.06.2022 № 361/11/1 утвержден
Перечень преступлений коррупционной направленности.
Исследование массы антикоррупционных законов не является предметом исследования в данной статье.
Хотелось бы отметить, что больную роль на действующее законодательство оказывают российские суды.
Так, ратифицируя Конвенцию ООН против коррупции, Российская Федерация не включила в число своих обязанностей признание уголовно наказуемым умышленного незаконного обогащения, указанного в статье 20 данной Конвенции.
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2019 № № 2650-О, 2652-О, 2653-О, 2654-О указано на правомерность и законность обращения в доход государства незаконного обогащения, определив это такой вид обогащения, законность получения которого чиновником не подтверждена, возложив обязанность разумно обосновать и доказывать этот факт на коррупционера [7].
Поэтому есть все основания законодательно определить понятие незаконного обогащения при совершении коррупционных преступлений.
Необходимо также ввести определение понятия «коррупционное правонарушение» в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку при отсутствии в Законе дефиниции (понятия) коррупционного правонарушения «коррупционное правонарушение» употребляется в статье 13 и в других статьях указанного и других законов.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в связи с денонсацией Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» роль и значение отечественного законодательства в противодействии коррупции усилилась и требует совершенствования.
Литература:
- Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» от 27.01.1999 -URL: https://www.vsrf.ru/files/15923/ с официального сайта СЕ -URL:http://www.conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/173.htm
- Глоссарий Совета Европы: https://www.coe.int/ru/web/conventions/glossary
- Фeдepaльный зaкoн oт 25.12.2008 № 273-ФЗ«Об уголовной ответственности за коррупцию»: пocлeдняя peдaкция Koнcyльт-плюc: cпpaвoчнaя пpaвoвaя cиcтeмa. — URL:http://www.consultant. ru/
- Укaз Пpeзидeнтa PФ ot 13.05.2017 № 208 «O cтpaтeгии экoнoмичecкoй 6eзoпacнocти нa пepиoд дo 2030 гoдa: пocлeдняя peдaкция // Koнcyльт-плюc: cпpaвoчнaя пpaвoвaя cиcтeмa.– URL: http://www.consultant. ru/
- Электронный ресурс ТАСС — https://tass.ru/
- Пopтaл пpaвoвoй cтaтиcтики // Гeнepaльнaя пpoкypaтypa Poccийcкoй Фeдepaции — URL: http://crimestat.ru/analytics
- Официальный сайт Конституционного суда РФ — URL: http://www.ksrf.ru/