Нравственные представления обучающихся начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 27.02.2023

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Наумова, А. А. Нравственные представления обучающихся начальной школы / А. А. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 181-184. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100393/ (дата обращения: 18.12.2024).



Нравственное развитие и воспитание детей — это важная задача современной школы и компонент социального заказа для образования. Оно отвечает базовым национальным ценностям, а также имеет определённы характер и направление, которое зависит от ценностей, разделяемых социумом, процесса их передачи между поколениями [1, c. 75]. Это сложный и многоплановый процесс, который связан с множеством факторов (семья, общество, культура, культурно–историческая эпоха, государство) [1, c. 77].

Для дальнейшего изучения проблемы нравственного воспитания, необходимо проанализировать понятия «мораль», «нравственность», «этика».

Поступок каждого человека оценивается другими людьми с позиций «хороший или плохой», «правильный или неправильный», «справедливый или несправедливый». Для объяснения этого явления используется понятие «мораль», то есть определенная система норм, правил и требований к поведению личности в разных сферах жизни и деятельности [1, c. 78].

Иногда понятия «мораль» и «этика» не могут разграничить: мораль опирается на обычаи, нравы, правила, а этика обозначает привычки, обыкновения, обычай. У понятия «этика» существует другая трактовка: это философская наука, изучающая мораль. Эти два понятия тесно связаны с другим понятием — «нравственность», то есть соотнесение убеждений и поведения человека с существующими моральными нормами и принципами [2, c. 122]. Так, нравственность — это личностная характеристика, которая объединяет в себе доброту, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Л. С. Выготский писал: «Нравственно поступает тот, кто не представляет, что он поступает нравственно. Подлинное моральное поведение ребенка должно стать его природой, совершаться свободно и легко» [4, c. 216].

Как было отмечено ранее, поведение человека оценивается по степени соответствия существующим правилам. Такие правила, которые наделены общим характером (или распространяющееся на многообразие одинаковых поступков), называются нравственной нормой.

Согласно трактовке Л. Д. Коротковой, норма — это правило, требование, которое определяет возможный поступок человека в конкретной ситуации. Так, эту нравственную норму можно расценивать как или побуждение к конкретным поступкам и действиям, или запрет и предостережение от них. Нормы определяет порядок взаимоотношений с другими людьми [5, c. 104].

Выделяют большое количество норм, которые делятся на группы в зависимости от отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой возможной сферы (профессиональная, межнациональные отношения, семейные) существуют нравственные принципы: например, для профессиональной сферы характерно регулирование принципами взаимоуважения, интернационализма и др. [5, c. 107].

Нравственные категории — это те понятия морали, которые носят всеобщий характер, охватывают области отношений, заставляя человека во всех ситуациях руководствоваться ими: добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье.

Следующим важным понятием является понятие «нравственный идеал». Согласно мнению Т. А. Куликовой, это образец нравственного поведения, к которому должны стремиться взрослые и дети, воспринимая его как разумное, полезное, красивое.

Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, которые принадлежат к конкретной социальной группе и выступают формой общественного нравственного сознания.

Важно отметить, что мораль можно рассматривать как форму индивидуального нравственного сознания: для каждого человека характерны свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Важно понимать, что даже индивидуальная форма подвержена влиянию общественного сознания: принятые личностью моральные нормы, принципы, категории, идеалы выражают ее конкретные отношения к другим людям, к себе, к окружающим событиям и явлениям [5, c. 112].

Рассмотрим подробнее возможные отношения. Отношение к другим людям основаны на принципах гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитания заботы о старших и младших в семье, уважительного отношения к представителям противоположного пола. Отношение к себе базируется на осознании собственного достоинства, чувстве общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Люди стремятся к формированию добросовестного, ответственного исполнения своих трудовых и учебных обязанностей, развитию творческих навыков в трудовой деятельности, признанию важности своего труда и результатов труда других людей — это отношение к труду. Отношение к природе требует бережного отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований. Все эти чувства воспитываются в ребенке с самого младшего возраста.

Воспитание — это процесс приобщения человека к ценностям, перевод их во внутреннее содержание посредством интериоризации [6, c. 22].

Мы можем выделить следующие виды воспитания [6, c. 23]:

– гражданское — это воспитание уважения к Родине, формирование гражданственности, чувство собственного достоинства;

– нравственное — воздействие на сознание детей с целью формирования у них моральных ценностей;

– духовное — воспитание регуляторов личности, которые обуславливают поведение человека в той или иной ситуации;

– трудовое — формирование положительного отношения к труду.

Нравственное воспитание — целенаправленное формирование в человеке высших морально–нравственных ценностей (индивидуально–личностных, семейных, национальных и общечеловеческих), отвечающее следующим критериям [6, c. 25]:

– свобода (сформированность гражданственности, духовности, ответственности);

– гуманность (сформированность доброты, сострадания);

– стремление оказывать помощь нуждающимся;

– борьба тщеславием в себе и других;

– творчество (сформированность потребности в знаниях, интуиции);

– трудолюбие (положительное отношение к труду, хозяйственность).

На этапе младшего школьного возраста начинается процесс формирования у ребенка основных человеческих ценностей, значительное влияние на который оказывают школа, государство и семья (согласно мнению А. В. Бабаян) [2, c. 67].

Зачастую объяснение детям поступков с точки зрения морали связано с категориями «хорошо» или «плохо». Детские психологи пришли к выводу, что «хорошо» для ребенка — это то, что интересно и завлекательно. Со временем ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» — это то, за что хвалят. Так, «хорошо» всегда связано с положительными эмоциями и ощущениями. Категория «плохо» ассоциируется с негативом: ребенок может быть наказан, его могут отругать, значит, он поступил плохо. Таким образом, можно сделать вывод, что эффективно на процесс воспитания влияет успешное использование родителями методов похвалы и порицания.

Острая проблема в сфере нравственного воспитания младших школьников — это несоблюдение исторической преемственности поколений: к сожалению, современные дети не имеют возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают способы решения проблем, истории тех, кто выступал против высших ценностей или же смог поменять свою жизнь [2, c. 68].

Образовательным учреждениям в сфере нравственного воспитания младших школьников необходимо решать следующие задачи (Бабаян, 2018, 69):

  1. воспитывать нравственные и эстетические чувства;
  2. формировать базисные основы личности;
  3. формировать нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу, стране; к культурному наследию своего народа; к природе родного края;
  4. создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  5. обеспечить обогащенное художественно–эстетическое, познавательное развитие, выявлять раннюю одаренность.

Для детей младшего возраста школьного характерно закрепление привычек культурного поведения, систематическое накопление знаний о нравственных и духовных формах. При оценке поведения младших школьников в этот период с точки зрения прилежания и успешности учитываются прочность поведенческих умений, навыков и привычек, знания моральных требований, умение критиковать свое поведение и поведение своих товарищей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в наши дни нравственное воспитание личности — это важнейшая составляющая развитого общества, оказывающая колоссальное влияние на подрастающее поколение. Подобное воспитание основано на принятии норм морали, существующих в обществе, определяющих критерии оценки поведения человека. Нравственное поведение не зависит от выгоды человека, является его истинным желанием. В нашей работе под нравственным воспитанием мы понимаем целенаправленное формирование в человеке высших морально–нравственных ценностей. Нравственная воспитанность — это уровень сформированности в человеке морально–нравственных ценностей. Нравственное воспитание младших школьников в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку дети лишены возможности брать пример с достойных людей из прошлого нашей страны, нарушена историческая преемственность поколений. Также необходимо отметить, что главными задачами воспитания детей младшего школьного возраста представляется воспитание нравственных и эстетических чувств, формирование базисных основ личности, формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу, стране; к культурному наследию своего народа; к природе родного края. Данные задачи могут быть успешно решены, помимо прочего, и на уроках литературного чтения.

Литература:

  1. Баранец, Н. А. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. — 2018. — № 7. — С.75–78.
  2. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян// Педагогика. — 2018. — №. 2. — С. 67–68.
  3. Богданова, О. С. Азбука нравственного воспитания / ред. И. А. Каиров, О. С. Богданова. — М.: Просвещение, 2020. — 318 c.
  4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 2019. — 352 с.
  5. Короткова, Л. Д. Духовно–нравственное воспитание средствами литературы / Л. Д. Короткова. — М.: ЦГЛ, 2019. — 160 c.
  6. Леонова, Н. А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н. А. Леонова // Начальная школа. — 2020. — № 5. — С.22–26.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, ребенок, отношение, поведение человека, ценность, культурное наследие, младший школьный возраст, нравственная норма, нравственное отношение, нравственное поведение.


Задать вопрос