Оценка целесообразности применения методов бюджетирования при разработке проекта по созданию сервиса доставки продуктов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 01.03.2023

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Вакорин, М. П. Оценка целесообразности применения методов бюджетирования при разработке проекта по созданию сервиса доставки продуктов / М. П. Вакорин, Т. А. Уразовская, И. А. Лобанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 84-89. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100414/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автором разработан проект по открытию сервиса доставки продуктов питания. Определена актуальность проекта, выявлены цели и задачи проекта. Также в статье определены стейкхолдеры проекта. Сформирована команда проекта и построена матрица ответственности проекта. Проведена разработка всех стадий проекта.

Ключевые слова: проект, жизненный цикл проекта, фазы проекта, доставка продукции, стейкхолдеры, команда проекта.

В научной и экономической литературе по управлению проектами, проект понимается как творческая деятельность, направленная на достижение конкретных целей или решения определенных проблем за ограниченный период времени. [1, с. 17–13]

Актуальность проектов заключается в том, что проекты способствуют повышению прибыли и увеличивают конкурентоспособность организации благодаря грамотному построению целей и задач, а также рациональному использованию ресурсов и слаженной команды.

Исходя из актуальности темы статьи, нами была поставлена ее цель — разработка проекта по созданию сервиса доставки продуктов.

В связи с указанной целью, были поставлены следующие задачи:

  1. Сформулировать цель и задачи проекта.
  2. Сформировать команду проекта.
  3. Спланировать проект.

Объект исследования — проектная деятельность.

Предмет исследования — особенности разработки проекта по созданию сервиса доставки продукции.

И так, при разработке проекта, важно учитывать, что проект проходит 5 стадий жизненного цикла. Жизненный цикл проекта представлен в таблице 1.

Таблица 1

Жизненный цикл проекта [2, с. 60–62]

Фаза проекта

Характеристика

Инициация

Данная фаза проекта характеризуется, формированием целей и задач проекта

Планирование

Характеризуется составлением расписания проекта, создается команда проекта, оцениваются риски и возможности

Реализация

Данный этап характеризуется реализацией запланированных работ в проекте

Контроль

В процессе контроля оценивается качество проекта, создаются контрольные точки проекта. Своевременный контроль способствует совершенствованию проекта с учетом недоработок.

Окончание проекта

На данной стадии реализуется сдача проекта, оформление всей необходимой документации по проекту

Проиллюстрируем жизненный цикл проекта в наглядном виде на рис. 1.

Жизненный цикл проекта [3, с. 292–299]

Рис. 1. Жизненный цикл проекта [3, с. 292–299]

Далее спланируем проект исходя из его стадий жизненного цикла. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Жизненный цикл проекта «Разработка сервиса по доставки продуктов» [2, с. 60–62]

Фаза проекта

Характеристика

Инициация

Цель проекта — создание сервиса по доставки продуктов оптом в сетевые магазины.

Задачи проекта:

1. Получение прибыли.

2. Обеспечение качественной продукцией потребителей.

Стейкхолдеры проекта: инициатор проекта, заказчик проекта, команда проекта, покупатели качественной продукции, поставщики, водитель, логист, менеджер проекта, бухгалтер.

Планирование

Команда проекта: руководитель проекта, менеджер по продажам, бухгалтер, логист.

Проект является краткосрочным и рассчитан на 4 недели с 20.02.2023–05.03.2023 гг.

Расписание проекта:

1 неделя — Исследование конъектуры рынка услуг по доставки продукции. Формирование целей и задач проекта. Утверждение устава проекта.

2,3 неделя — непосредственные работы по проекту, которые включают в себя:

— оценка всех ресурсов проекта

— разработка сайта по доставки продуктов

— оформление получаемых заказов

— формирование приемки заказа

— распределение поступивших заказов на продукты

— отпуск продукции водителям

— доставка продуктов к заказчику

— приемка заказчиком продукции от водителей

— возвращение недоставленной продукции

4 неделя — завершение проекта

Реализация

Непосредственные работы по проекту

Контроль

Контрольные точки проекта:

1. Завершение создания сайта.

2. Распределение доставки товара.

3. Завершение проекта.

Окончание проекта

Оформление необходимой документации, отмечание завершения проекта.

График проекта представлен в приложении А.

Отдельно определим ресурсы проекта. Они в свою очередь распределяются по группам:

Кадровые ресурсы: инициатор проекта, заказчик проекта, команда проекта, покупатели качественной продукции, поставщики, водитель.

Информационные ресурсы: документационное обеспечение.

Технические ресурсы: компьютер, принтер.

Материальные ресурсы: машины для доставки продукции.

Отметим, что для успешного проекта необходимо рационально использовать бюджет на проект. Составление бюджета на проект называется бюджетированием. [3, с. 292–299]

Главная цель бюджетирования — повышение эффективности деятельности организации на каждом этапе. В задачи бюджетирования входит следующее:

  1. Планирование и контролирование доходов и расходов организации, ее отдельных направлений деятельности.
  2. Эффективное распределение и использование ресурсов, таких как: материальные ресурсы, трудовые, финансовые, технические и информационные.
  3. Своевременное исполнение обязательств организации.
  4. Предупреждение кассовых разрывов.
  5. Координация действий отдельных подразделений организации.
  6. Контролирование достижения поставленных целей.

Таким образом, необходимость в бюджетировании формируется на первоначальном этапе создания проекта.

В настоящее время в процессе функционирования организаций используется три основные методики бюджетирования, которые представлены на рисунке 2.

Основные методики бюджетирования [3, с. 292–299]

Рис. 2. Основные методики бюджетирования [3, с. 292–299]

Проанализируем преимущества и недостатки каждого метода бюджетирования, представленных на рисунке 2 более подробно. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Преимущества и недостатки методов бюджетирования [2, с. 60–62]

Метод бюджетирования

Преимущества

Недостатки

Инкрементальный метод

Простой в использовании.

Не имеет необходимости в высокой квалификации работников.

Исключает спорные ситуации между руководителями подразделений.

Текущие затраты не пересматриваются.

Возможно бюджетное ослабление.

Не обращается внимание на внешние факторы.

Нулевое бюджетирование

Отсутствуют ошибки предыдущих периодов.

При расчете затрат этим способом, они имеют четкое обоснование.

Менеджеры могут не обладать необходимыми навыками бюджетирования.

Дополнительные расходы на обучение сотрудников.

Метод не подходит для расчета постоянных, обязательных расходов.

Планирование «Сверху вниз» или «Снизу вверх»

Метод позволяет согласовать бюджеты разных служб.

Менеджеры могут завысить или занизить показатели по своему отделу

Существует еще множество других вспомогательных методов бюджетирования проектов, к которым относятся такие методы как: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный метод. Все методы дают возможность корректировки плановых показателей, сканировать результаты деятельности подразделений и определять потребность организаций в ресурсах.

В нашем проекте использован метод бюджетирования под названием «нулевое» бюджетирование. Данный выбор метода обусловлен тем, что наш проект является новым, следовательно, можно не учитывать данные предыдущих периодов, а брать их за нулевое значение. Метод дает наиболее точный результат расчета затрат по сравнению с другими методами бюджетирования.

Результаты расчета затрат на проект представлены в таблице 4.

Таблица 4

Затраты на проект «Разработка сервиса по доставки продуктов»

Статья затрат

1 неделя, руб.

2 неделя, руб.

3 неделя, руб.

4 неделя, руб.

Оплата труда сотрудникам

5000

5000

5000

5000

Материальное обеспечение

68000

300000

300000

0

Информационное обеспечение

2000

2000

2000

2000

Итого

75000

307000

307000

7000

Всего

696000

Примечание: таблица составлена автором

Таким образом, затраты на проект составят 696000 руб.

Матрица ответственности по проекту представлена в приложении Б.

Таким образом, метод «нулевого» бюджетирования при создании новых проектов является более оптимальным вариантом при расчете затрат на проект по сравнению с другими методами, несмотря на то, что он является более сложным методом бюджетирования. Данный метод позволяет более точно рассчитать затраты и учитывает все статьи расходов, что является основной для успешного старта проекта.

Приложение А

График проекта «Разработка сервиса по доставки продукции»

Этап проекта

20 фев.

21 фев.

22 фев.

23 фев.

24 фев.

27 мар.

28 мар.

1 мар.

2 мар.

3 мар.

6 мар.

7 мар.

8 мар.

9 мар.

10 мар.

1 неделя

Анализ рынка продуктовых услуг

Формирование цели

Формирование задач

2 неделя

Определение ресурсов проекта

Создание сайта

Оформление заказов от заказчиков

Создание приемки на складе

3 неделя

Распределение логистов доставки товаров

Выдача водителем товаров на доставку

Доставка продукции заказчику

Передача водителем товара заказчикам

4 неделя

Оформление документов

Отмечание окончания проекта

Приложение Б

Матрица ответственности по проекту

Задачи

Исполнители

Инициатор

Менеджер по продажам

Бухгалтер

Логист

Водители

Исследование конъектуры рынка услуг по доставки продукции

Формирование целей и задач проекта

Утверждение устава проекта

О

И

Оценка всех ресурсов проекта

О

И

Создание сайта по доставки продукции

О

И

Оформление заказов от заказчиков проекта

О

И

Создание приемки заказа на складе

О

И

Распределение логистом доставки товаров заказчику

О

И

Отпуск продуктов товаров водителям для доставки

О

И

Доставка товаров заказчику

О

И

Передача продукции заказчику

О

И

Возврат недоставленных заказов

О

И

Окончание проекта

ОИ

Примечание: О — ответственный, И — исполнитель, П — приемка работ.

Литература:

1. Бадмаев Е. З. Проектное управление в развитии предприятия / Е. З. Бадмаев // Управление развитием социально-экономических систем регионов: Сборник научных трудов, Улан-Удэ, 01–02 октября 2020 года. — Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2020. — С. 17–23.

2. Бахтин И. В. Руководство по выбору лучшего программного обеспечения для управления проектами / И. В. Бахтин // Научный электронный журнал Меридиан. — 2020. — № 7(41). — С. 60–62.

3. Бояркова Т. Д. Управление проектами в условиях риска / Т. Д. Бояркова // Риск-ориентированное управление в государственном и корпоративном секторе экономики города Москвы: Сборник статей / Под ред. А. А. Шестемирова, М. В. Ефимовой. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020. — С. 292–299.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, команда проекта, доставка продукции, жизненный цикл проекта, задача проекта, неделя, ресурс проекта, фаза проекта, доставка продуктов, Разработка сервиса.


Ключевые слова

проект, стейкхолдеры, жизненный цикл проекта, команда проекта, фазы проекта, доставка продукции

Похожие статьи

Отраслевые особенности формирования команды инвестиционно-строительного проекта

В статье показана важность применения проектного управления в строительной отрасли, проанализированы особенности инвестиционно-строительных проектов, в части формировании команды проекта. Даны рекомендации по подбору участников строительного проекта ...

Оценка эффективности выращивания подсолнечника

В статье дано экономическое обоснование проекта организации выращивания подсолнечника. На основе разработанных технологических карт определены затраты на производство продукции. Рассчитаны финансовые результаты реализации проекта. Проведена оценка ин...

Экономическая эффективность выращивания сои в современных условиях

В статье представлены расчеты по экономическому обоснованию проекта орга-низации выращивания сои. С помощью разработанных технологических карт определены затраты на производство продукции. Рассчитаны финансовые результаты реализации проекта. Выполнен...

Разработка конкурентной стратегии развития предприятий

В статье анализируется сути и разработка конкурентной стратегии развития предприятий, перечислены задачи, элементы и этапы конкурентной стратегии. Основная цель расследование заключается в определении путей повышения эффективности и организации разра...

Этапы формирования долгосрочной конкурентной стратегии развития предприятия общественного питания

Статья посвящена исследованию этапов разработки долгосрочной конкурентной стратегии предприятия общественного питания в современных экономических условиях. Определены главные цели и задачи долгосрочной конкурентной стратегии, дана характеристика напр...

Современные особенности организации выращивания картофеля

В статье представлены расчеты по экономическому обоснованию проекта организации выращивания картофеля. На основе технологических карт определены затраты на производство продукции. Рассчитаны финансовые результаты реализации проекта. Дана интегральная...

Основные направления совершенствования маркетинговых коммуникаций в продуктовом ритейле (обоснование решений)

Статья является продолжением цикла трудов о совершенствовании управления маркетинговыми коммуникациями в продуктовом ритейле. В статье рассмотрены проблемы управления маркетинговыми коммуникациями в продуктовом ритейле и пути их решения. Автор исполь...

Особенности управления проектами в телекоммуникационной отрасли

В статье рассмотрены проблемы управления проектами в телекоммуникационной отрасли. Автор использовал такие методы исследования как дедукция, индукция, монографический, анализ, синтез, научная аналогия. В статье представлен прикладной теоретический б...

Стратегическое планирование ООО «Красотинское»

В статье обоснована актуальность проблемы формирования системы стратегического планирования на предприятиях РФ, доказана важность реализации стратегии для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к формированию стратегии в компании. Пр...

Инструменты оценки эффективности деятельности малых инновационных предприятий

В статье обоснована актуальность исследования. Выявлены особенности деятельности малых инновационных предприятий. Обобщены подходы к оценке эффективности деятельности предприятий, сформулированы принципы оценки эффективности деятельности малых иннова...

Похожие статьи

Отраслевые особенности формирования команды инвестиционно-строительного проекта

В статье показана важность применения проектного управления в строительной отрасли, проанализированы особенности инвестиционно-строительных проектов, в части формировании команды проекта. Даны рекомендации по подбору участников строительного проекта ...

Оценка эффективности выращивания подсолнечника

В статье дано экономическое обоснование проекта организации выращивания подсолнечника. На основе разработанных технологических карт определены затраты на производство продукции. Рассчитаны финансовые результаты реализации проекта. Проведена оценка ин...

Экономическая эффективность выращивания сои в современных условиях

В статье представлены расчеты по экономическому обоснованию проекта орга-низации выращивания сои. С помощью разработанных технологических карт определены затраты на производство продукции. Рассчитаны финансовые результаты реализации проекта. Выполнен...

Разработка конкурентной стратегии развития предприятий

В статье анализируется сути и разработка конкурентной стратегии развития предприятий, перечислены задачи, элементы и этапы конкурентной стратегии. Основная цель расследование заключается в определении путей повышения эффективности и организации разра...

Этапы формирования долгосрочной конкурентной стратегии развития предприятия общественного питания

Статья посвящена исследованию этапов разработки долгосрочной конкурентной стратегии предприятия общественного питания в современных экономических условиях. Определены главные цели и задачи долгосрочной конкурентной стратегии, дана характеристика напр...

Современные особенности организации выращивания картофеля

В статье представлены расчеты по экономическому обоснованию проекта организации выращивания картофеля. На основе технологических карт определены затраты на производство продукции. Рассчитаны финансовые результаты реализации проекта. Дана интегральная...

Основные направления совершенствования маркетинговых коммуникаций в продуктовом ритейле (обоснование решений)

Статья является продолжением цикла трудов о совершенствовании управления маркетинговыми коммуникациями в продуктовом ритейле. В статье рассмотрены проблемы управления маркетинговыми коммуникациями в продуктовом ритейле и пути их решения. Автор исполь...

Особенности управления проектами в телекоммуникационной отрасли

В статье рассмотрены проблемы управления проектами в телекоммуникационной отрасли. Автор использовал такие методы исследования как дедукция, индукция, монографический, анализ, синтез, научная аналогия. В статье представлен прикладной теоретический б...

Стратегическое планирование ООО «Красотинское»

В статье обоснована актуальность проблемы формирования системы стратегического планирования на предприятиях РФ, доказана важность реализации стратегии для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к формированию стратегии в компании. Пр...

Инструменты оценки эффективности деятельности малых инновационных предприятий

В статье обоснована актуальность исследования. Выявлены особенности деятельности малых инновационных предприятий. Обобщены подходы к оценке эффективности деятельности предприятий, сформулированы принципы оценки эффективности деятельности малых иннова...

Задать вопрос