Лексика занимает центральное место в преподавании и изучении любого иностранного языка. Так как без достаточного словарного запаса учащиеся не могут понимать других или выражать свои собственные идеи, мнения и творчество. Однако, запоминание новой лексики всегда было трудной задачей для изучающих. В данной статье рассматриваются интеллект-карты (англ. mind maps), помогающие студентам легче и быстрее запоминать и расширять свой словарный запас.
Keywords : mind maps, интеллект-карта, изучение иностранного языка, обучение иностранному языку, РКИ, словарный запас
Vocabulary is central to the teaching and learning of any foreign language. Because without sufficient vocabulary, students cannot understand others or express their own ideas, opinions, and creativity. However, memorizing new vocabulary has always been a difficult task for learners. This article discusses mind maps to help students memorize and expand their vocabulary more easily and quickly.
Keywords: mind maps, learning foreign language, teaching foreign language, Russian as foreign language, vocabulary
Введение
О роли лексики при изучении иностранного языка известный английский лингвист D. A. Wilkins утверждает: «без грамматики можно сказать очень мало, без слов ничего нельзя сказать» [1, с.111]. Так, при изучении любого языка особое предпочтение должно отдаваться лексическому аспекту, и проблема формирования лексических навыков является одной наиболее важных проблем. Существует несколько эффективных методов, которые помогающие студентам в изучении новых словарных слов. Один из них — это метод интеллект-карты.
Содержание
В специальной литературе и в интернете встречается множество вариантов перевода термина «mind maps». Наиболее часто встречающимися переводами являются Интеллект-карта, ментальная карта, мыслительная карта, карта ума, карта памяти, умственная карта, картирование мышления...). Так как термин «Интеллект-карта» оказался наиболее употребительным в русском переводе и в интернете (в поисковой системе «Google»), его решено применить в данной работе.
Интеллект-карта — была предложена американским учёным Тони Бьюзеном в 60–70-х годах XX века. Её суть заключатся в том, что в специальную форму записываются все идеи, которые ассоциируются с определенным понятием, причём каждая идея должна быть выражена одним словом или фразой на отдельной строке [3, с.31].
Как пишет Тони Бьюзен в своей книге «Работай головой», интеллект-карт строится на основе принципов работы человеческого мозга. Он считал, что человек использует свой мозг неэффективно (всего 5 % головного мозга) и решил предложить способ повысить эту эффективность [5, с.2]. Учёный также отмечает, что интеллект-карта позволяет представлять информацию таким образом, чтобы её могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария с помощью цветов, рисунков...
Для построения интеллект-карт необходимо соблюдать следующие правила:
— используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.;
— основная идея, проблема или слово располагается в центре;
— для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет;
— главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями;
— ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева);
— над каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово;
— для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове [2, с.25].
Интеллект-карты можно нарисовать вручную на бумаге формата А4 (или больше) цветными карандашами, на доске цветными мелками или с помощью различных компьютерных бесплатных или платных программ:
Этапы составления интеллект-карт
Составление карты мыслей можно разделить на несколько этапов.
Первый этап — мозговой штурм. Он направлен на поиск предмета размышления — базовой темы. Это то, что обычно располагается в центре карты. Также можно начать формирование карты с правого верхнего угла и двигаться по часовой стрелке.
Второй этап — наполнение. Когда главная мысль сформулирована, нужно выделить относящиеся к ней ключевые темы. Они должны иметь короткие названия и формировать иерархию карты. Второй уровень тем — это место, где начинают формироваться идеи. Темы второго уровня тоже должны состоять из одного-двух слов.
Третий этап — конкретизация. Третий и последующие уровни — это конкретизация идей. Они могут быть представлены предложениями или заметками.
При обучении студентов составлению интеллект-карт, преподаватель должен идти постепенно, шаг за шагом. Приведём пример, как мы учили студентов составлять лексическую интеллект-карту по теме: “Классификация строительных машин”.
Рис. 1. Классификация строительных машин
Сначала преподаватель предлагает студентам приготовить ручки или фломастеры разных цветов, пишет в центре доски концепт интеллект-карты — «Строительные машины» или клеит фотографию, соответствующую основной идеи. Студенты делают это в своих тетрадях. Преподаватель подготавливает некоторые картинки, рисунки или фотографии, на которых изображены разные виды строительных машин. Поскольку материалы уже были изучены ранее, преподаватель не даёт студентам готовых ответов и не изображает для них готовую интеллект-карту на доске, а при помощи наводящих вопросов просит самих студентов изобразить карту.
Первое задание может быть таким: «По каким критериям строительные машины классифицируются?» .
Опираясь на изучаемые материалы, студенты отвечают на вопрос. Затем студенты вместе с преподавателем выводят шесть лучей (рис. 1) в стороны от концепта, согласно количеству критериев классификации строительных машин по назначению, по режиму работы; по виду силового оборудования; по степени подвижности; по степени универсальности; и по уровню автоматизации.
Далее преподаватель задаёт вопросы: «На какие группы строительные машины подразделяются в зависимости от их назначения?" .
Преподаватель выводит ещё девять лучей и записывает ответы студентов в области после этих лучей, затем клеит соответствующий иллюстративный рисунок к каждому лучу. Таким образом, преподаватель помогает студентам изобразить классификацию строительных машин по их назначению. После этого он просит студентов дополнить карту самостоятельно без его помощи. Далее по аналогии изображается вся интеллект-карта.
Чтобы научить студентов составлять интеллект-карты, кроме ранее изложенного задания, в процессе обучения преподаватель также может использовать и другие, которые расположены по степени их усложнения.
Второе задание. Преподаватель составляет интеллект-карту первого порядка с картинками (рис. 2) и даёт задание студентам на ассоциацию: «Напишите соответствующее ключевое слово/словосочетание возле каждой картинки». Через несколько минут преподаватель просит студентов нарисовать по памяти интеллект-карту со словами-ассоциациями. Домашнее задание студентов усложняется тем, что они должны восстановить по памяти не только слова — ассоциации, но и картинки (всю интеллект- карту).
Рис. 2. Классификация строительных машин по назначению
Третье задание. Преподаватель составляет пустую интеллект-карту первого порядка (Рис. 3) и предлагает студентам прочитать текст, заполнив данную пустую карту при помощи ключевых слов и картинок. Через некоторое время (к концу урока вместо заключения) дать задание: восстановить по памяти всю интеллект- карту.
Рис. 3. Классификация строительных машин по степени подвижности
Четвертое задание. Преподаватель составляет многоярусную пустую интеллект-карту (Рис. 4.) и предлагает студентам заполнить эту карту при помощи слов и картинок. Через определённое время преподаватель просит студентов восстановить по памяти всю интеллект- карту.
Рис. 4. Основные военно-инженерные машины
Как только студенты поймут, как выполнять данный вид работы, они начинают делать это самостоятельно, а преподаватель лишь контролирует процесс. В итоге мы получаем отличный компактный справочный материал, к которому студенты всегда могут обратиться при необходимости.
Пятое задание. Преподаватель предлагает студентам самим составить интеллект-карту по одной из разных тем.
Казалось бы, намного проще изучать текст на иностранном, в частности, на русском языке, просто работая со словарем и переписывая все новые выражения или слова. На самом деле традиционная техника ведения словарика не так эффективна. Ведь мы запоминаем иностранные слова и выражения только в контексте. Чем больше мы работаем с контекстами, тем лучше мы понимаем нюансы чужого языка. Именно поэтому интеллект-карты и приносят такую пользу в изучении иностранного. Кстати, всю теоретическую базу по иностранному языку тоже можно наглядно представить в виде интеллект-карт. Многие изучающие пользуются простыми традиционными конспектами, но толку от них мало. В таких конспектах слишком много текста и совсем не видно центральных понятий.
Для оценки эффективности применения технологии «Интеллект-карта» в процессе обучении иностранному языку в общем и РКИ в частности, мы провели небольшое письменное интервью среди 65 студентов третьего курса, которым мы непосредственно предлагали использовать интеллект-карты для изучения. Результат интервью показывает, что большинство студентов высоко оценили эффективность применения «Интеллект-карты». Ведь применение интеллект-карт в учебном процессе позволяет студентам:
1) экономить время при запоминании и закреплении новых слов, а также при повторении и контроле изученного, пройденного материала. Если традиционное конспектирование (линейная форма) ведёт к неоправданным потерям времени, а именно, записывается много ненужной информации, то интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной в смысле представления информации. Благодаря использованию ключевых слов, рисунков, большой объём знаний был сокращён до одной схемы, не потеряв при этом никакой важной информации.
2) развивать логическое, ассоциативное, творческое мышление, фантазию. При выполнении данных заданий задействованы оба полушария мозга, и они активно работают, благодаря разным цветам, рисункам, схемам, использованным при создании интеллект-карт.
3) взглянуть на изучаемый материал с разных точек зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Постоянное использование этой технологии позволит сделать мышление более организованным, чётким и логичным.
4) легко подчеркнуть важные идеи, добавить новые. На интеллект-карте чётко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные от центра удалены. Строгих правил составления интеллект-карты нет, как нет и неправильных карт. Всем студентам можно составлять и изменять их по своему желанию. Карты можно использовать на всех этапах урока. Интеллект-карты составлены из ветвей, поэтому добавление идей и информации в процессе применения протекает просто.
5) Учебные задачи могут быть эффективными и увлекательными. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее. Рисование интеллект-карт — необычный вид деятельности, почти игровой. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству — все это помогает запомнить данные, которые ранее не поддавались усвоению, и активизирует процесс мышления.
Ниже, приведем некоторые интеллект-карты, создаваемые студентами первого курса, которые изучают русский язык недавно.
Рис. 5. Профессия
Рис. 6. Профессия
Рис. 7. Город
Одним словом, применение интеллект-карт для изучения лексики позволяет разнообразить и существенно обогатить учебный процесс, сделать его более интересным и эффективным для студентов, для которых характерны способности к логическому мышлению, самообучению, запоминанию информации, выраженной таблицами, схемами. Можно сказать, что нет существенных недостатков в использовании технологии интеллект-карт при расширения лексического запаса. Мы уверены, что студенты, начав использовать данную технологию, смогут по достоинству оценить ее преимущества.
Литература:
- Wilkins D. A. (1972). Linguistics in language teaching. London: Arnold, 253pp.
- Матвеева Е. (2016), Полиглот по собственному желанию, Уникальный метод, Техника изучения нескольких языков одновременно, Прага. 68 с.
- Панфилова А. П. (2009), Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М., 192 с.
- Чыонг Т. З. (2021), Обучение профессионально-ориентированному русскоязычному чтению специальных текстов в Военно-технической академии, диссертация, Ханой, 262 с.
- Шевцова М. В. (2015), Использование интеллект-карт на уроке иностранного языка, Журнал: Теорию в практику. № 8 (44), с.4–7.