В данной статье представлены результаты выполненных заданий детьми, определены и описаны уровни сформированности синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, доказывающих актуальность проблемы исследования необходимость проведения формирующей работы.
Ключевые слова: синтаксическая структура предложения, общее недоразвитие речи, синтаксис, синтаксические умения, расстройство речи.
По мнению Р. Е. Левиной, общее недоразвитие речи представляет собой сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. [4]
Испытывая затруднения в языковых средствах выражения мысли, дошкольники с общим недоразвитием речи используют фрагментарные, простые, малораспространенные предложения с неправильной грамматической конструкцией слов, с не верным употреблением и пропусками лексических единиц, что является нарушением синтаксической структуры предложения.
Поэтому исследование данных нарушений синтаксического характера у детей с общим недоразвитием речи и разработка дифференцированных методов их преодоления являются актуальной проблемой в теории и практике логопедии, в связи с чем, возникает необходимость в проведении констатирующего этапа эксперимента, результаты которого в дальнейшем послужат для поиска оптимальных методов повышения уровня овладения синтаксисом у детей.
Ключевой направленностью констатирующего этапа исследовательской работы является определение уровня сформированности синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
На текущем этапе эксперимента участвовали 20 детей, которые были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Для обследования детей были применены диагностические методики Р. И. Лалаевой [3] и апробированные методики Ю. Е. Алешиной [1].
Диагностическая методика Р. И. Лалаевой была апробирована по возрасту детей и включала в себя следующие задания: изменить предложения, где глагол указан в правильной форме, а существительное в начальной форме; изменить предложения, где изменена форма глагола, а существительное представлено в правильной форме; изменить предложение, где сначала все слова указаны в начальной форме и расположены в правильном порядке, а затем изменить предложения, где все слова даны в начальной форме и расположены в неверном порядке; следующее задание направлено на добавление недостающих по смыслу слов разных членов предложения; повторение простых и сложных предложений за педагогом, которые помогут выявить не сформировавшиеся грамматические формы; последнее задание направлено на выявление и изменение ошибок в неправильно составленных предложениях.
В процессе обследования, у всех детей наблюдались неточности в выполнении заданий. Так, дети допускали ошибки в согласовании существительных и прилагательных, шестеро детей использовали неправильное согласование предлогов. Трое испытуемых допускали ошибки в порядке слов в предложениях, также дети допускали неточности в окончаниях слов. У четверых детей возникали трудности в изменении порядков слов в предложениях. При изменении начальной формы глагола в соответствующую контексту предложения, пять человек затруднялись с ответом и называли искаженный вариант.
Таким образом, данная диагностика показала, что у всех испытуемых наблюдаются сложности в овладении синтаксисом. Дети путаются в преобразовании форм слов, испытывают трудности в применении предлогов, затрудняются при подборе недостающих слов, нуждаются в помощи взрослого при образовании предложений в правильную форму.
Количественная диагностика по определению уровня сформированности синтаксической структуры предложения, проводилась по серии апробированных методик Ю. Е. Алешиной Предложенные автором методики направлены на исследование синтаксических умений разных вариаций. Методики включали в себя следующие направления: составление предложений по нескольким не связанных по сюжету картинкам (демонстрационный материал представлялся из пособия Н. Е. Ильякова «Как щенок нашел друзей») [2]; составление предложений по серии сюжетных картинок; преобразование конструкций предложений в правильную форму (автором представляются предложения, где все слова находятся в начальной форме и порядок слов расположен не верно); четвертое задание содержит в себе схемы, в соответствии с которыми, ребенок должен составить самостоятельно предложения; последняя методика направлена на добавление недостающих слов в предложения, чем больше подходящих по смыслу слов назовет ребенок, тем выше результат.
Данные методики оцениваются по трехбалльной шкале, где 3 балла имеет наивысший результат, а 0 баллов, подразумевает отсутствие каких-либо ответов и указывает на недостаточный уровень овладения синтаксисом.
После окончания диагностики осуществляется подсчет результатов, где выводилось общее значение, демонстрирующее фактический уровень знаний по синтаксической структуре предложения.
Максимальное количество баллов, которые может набрать испытуемый равно 15, что свидетельствует о высоком уровне, от 10 до 6 баллов может указывать средний уровень, от 5 баллов и ниже могут свидетельствовать результаты, показывающие низкий уровень сформированности синтаксической структуры предложения.
Для выведения среднего значения результатов, рекомендуется перевести баллы в процентное соотношение.
Согласно данным выведенным в проценты, можно определить следующее: высокий уровень — 100 % –70 %; средний уровень — 69,9 % — 40 %; низкий уровень — 39.9 % — 0 %.
Анализ показателей детей продемонстрировал, что высокого уровня нет ни у одного учащегося, а в среднем значении результаты получились следующие: по методикам составления предложений по одной картинке — контрольная группа набрала 49,9 %, а экспериментальная группа 46,6 % % по составлению предложений серии картинок контрольная группа 46,6 %, а экспериментальная группа 43,2 %; в заданиях, где требовалось назвать правильно предложения контрольная и экспериментальная группы набрали 53,2 %; по методике «Добавь слово» контрольная группа 53,2 %, а экспериментальная группа 56,6 %. Данные результаты свидетельствуют о среднем уровне выполнения предложенных профилей. По методике «Схема» обе испытуемые группы набрали 36,6 %, что говорит о низком уровне понимания данной темы и о вызванных сложностях при выполнении данного задания.
На основании предложенных данных, была составлена диаграмма (проиллюстрированная на рис. 1), отражающая фактический уровень сформированности синтаксической структуры предложения у детей контрольной и экспериментальной группы детей с ОНР (III уровня).
Рис. 1. Результаты фактического уровня сформированности синтаксической структуры предложения
Таким образом, полученные показатели подтверждают проблему сформированности синтаксической структуры предложения у детей, что вызвано слабым уровнем сформированности всех компонентов речевой системы. Данные дефекты значительно усложняют процесс вербальной коммуникации и негативно сказываются на формировании познавательной деятельности. Выявленные результаты указывают на необходимость проведения формирующей работы, которая могла бы повысить динамику развития речи детей.
Литература:
- Алешина, Ю.Е., Гозман, Л.Я., Дубровская, Е. С. Социально-психологические методы исследования / Ю. Е. Алешина. — Москва: МГУ, 1987. — 114 с.
- Ильякова, Н. Е. Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий / Н. Е. Ильякова. — Москва: Гном, 2006. — 20 с.
- Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследвания нарушения речи: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева. — Санкт-Петербург: Наука — Питер, 2006. — 102 с.
- Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левиной. — Москва: Просвещение, 1967. — 170 с.