Статья посвящена вопросам организации учителем занятия с целью успешного овладения знаниями школьниками, умениями и навыками. Рассматриваются правила и формы делового и межличностного общения с учащимися, формирующие воспитательный потенциал урока, создающие возможности для творческого роста и развития учеников.
Ключевые слова: самопознание, самовоспитание, саморазвитие, воспитательный потенциал, поисковая деятельность.
Воспитание неразрывно связано с образованием и является его неотъемлемой частью. История, литература, физика, знакомство с трудами ученых, технологическими достижениями, историческими событиями не только формируют предметные, предпрофессиональные знания, но и чувство гордости за свою страну, своих земляков, уважение к подвигу прадедов. Именно поэтому приоритет отдается общекультурному развитию личности, расширению кругозора, проведению совместных познавательных и развивающих мероприятий.
Современный мир, в котором живет современный человек, радикально изменяется. Нынешнее развитое информационное общество требует информационно подкованных, высоконравственных, ответственных за свою Родину людей. Общество воспитывает обучающихся в рамках новой информационной среды по стандартам второго поколения. При помощи образования и воспитания оно приобщает школьников к миру искусства, к миру прекрасного. Общество формирует духовно-нравственные ценности, сеет добрые чувства в душе ребенка, растит стремление к высокому, прокладывает дорогу к саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию, взращивает в ребенке творческую и креативную личность. Воспитание подрастающего поколения — приоритетная задача современного образования в нашей стране.
Основным содержанием образовательного процесса является перевод ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, они служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока, который является основной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Профессионализм учителя заключается в методической грамотности, в умении определять образовательные и воспитательные возможности урока, в тонком чувствовании возможностей своего предмета. Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны системы современного образования [3]. Знания, школьника являются базовыми для его развития и воспитания. Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся, являющейся важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного урока. Современный урок способствует личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самоорганизации и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок — ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний, приобретение умений и навыков, но и на развитие у них творческих способностей и склонностей каждого из них [2]. Урок отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, причём упор делается на равноправные человеческие отношения, которые начинаются с приветливой улыбки учителя; интригующим сообщением, что сегодня произойдёт знакомство с очень интересным материалом, знание которого пригодится в жизни. Учитель с первых минут стремится обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых, обеспечить учащимся интересную деятельность, приводящую к поиску закономерностей, совместному решению проблем. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта, успеха. В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условий для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого [6]. Радость познания, озаренная успехом в достижении поставленной цели, является источником внутренних сил ребенка для преодоления трудностей и развития желания учиться. Для этого важна сформированность у учителя положительной установки на каждого ученика как уникальной и неповторимой личности. Умение познавать учащихся является необходимым условием отношений в системе «учитель — ученик», установлении деловых и эмоционально личностных контактов [1]. Очень важен психологический климат урока, который проявляется в эмоциональном настрое учителя и учащихся. Под психологическим климатом А. С. Макаренко понимал «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки: ‒ дружеское единение в системе «учитель—ученик»; ‒ проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию; ‒ защищенность всех членов классного коллектива; ‒ разумная и полезная деятельность всех на уроке; ‒ умение быть сдержанным в движениях, словах.
Естественно, манера поведения учителя, его позиция влияют на климат урока, на отношение учащихся к образовательному процессу. Поэтому, особое значение приобретает слово учителя. Учитель с демократическим стилем обсуждает проблемы совместно с учащимися, не навязывая им своего мнения, своей точки зрения, вовлекает их в диалог, приглашает задумываться над теми или иными вопросами. Вся деятельность учителя направлена на то, чтобы ненавязчиво подвести учащихся к принятию правильного решения проблемы. Учитель помогает растущему человеку пройти путь морально-нравственного и социального развития [2]. Воспитание на уроке представляет собой формирование у детей определенных моральных установок, самостоятельности в решении возникших проблем. Исходя из вышесказанного, нельзя не отметить, что каждый урок — ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознания, самовоспитания и саморазвития.
Литература:
- Подласый И. П. Педагогика [Текст] / Подласый И. П. — М.: Издательский центр «Владос», 1999.-123с.
- Права человека и образовательное законодательство [Текст] // Народное образование.- 2007. -№ 1. -С.-15–16.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.- М., 1986.-126с.
- Салов Ю. И. Логика социокультурной эволюции [Текст] /Ю. И.Салов.- М, 2000.-159с.
- Сластенин В. А. Педагогика [Текст] / Сластенин В. А. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-122с.