Целью данной статьи является проведение исследования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на занятиях по конструированию и робототехнике.
Ключевые слова: коммуникативные способности, коммуникабельность, конструирование, робототехника, общее недоразвитие речи третьего уровня, старший дошкольный возраст.
The purpose of this article is to conduct a study of communication skills in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech of the third level in the design and robotics classes.
Keywords: communication skills, sociability, design, robotics, general speech underdevelopment of the third level, senior preschool age.
Более пяти лет в дошкольное образование внедряются занятия по конструированию и робототехнике. Согласно Распоряжению Правительства от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» необходимо развивать у обучающихся детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями современные знания, умения и навыки в области технических наук и инженерного мышления [1]. В первую очередь педагоги делают упор на развитие познавательных способностей детей. Авторы парциальной образовательной программы НАУСТИМ (О. А. Поваляев, Г. В. Глушкова, Н. А. Иванова, К. В. Сарафанова, С. И. Мусиенко) делают упор в современном образовании на конвергентное обучение [2, с. 9–11], т. е. создание междисциплинарной образовательной среды, в которой ребенок будет воспринимать мир, как единое целое [3]. Одним из основных направлений программы НАУСТИМ является обучение детей в разных условиях коммуникации с использованием конструктора и компьютерных технологий [4].
На современном этапе отсутствуют научные работы и исследования о развитии коммуникативных способностей у детей в ходе занятий по конструированию и робототехнике. Исходя из этого, целью исследования стала разработка программы по развитию коммуникативных способностей у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня на занятиях по конструированию и робототехники. Эта программа была реализована на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
– развитие коммуникативных способностей;
– развитие способностей детей презентовать свои работы и проекты;
– развитие умения работы в малых группах, развитие способности договариваться с товарищами, умения слушать оппонента.
В исследовании приняли участие 30 детей с общим недоразвитием речи третьего уровня (экспериментальная группа — 15 человек и контрольная группа — 15 человек). Занятия проводились 2 раза в неделю, продолжительность 40 минут, во второй половине дня. Занятия проходили с использованием различных видов конструкторов («Знаток», «Kliko», «Академия Наураши «Цифровая STEAM-лаборатория»), программного обеспечения и с учетом различных методов и приемов развития коммуникативных навыков.
На начальном этапе были использованы следующие методики диагностики коммуникативных способностей у детей:
- Методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А. М. Щетининой [5].
В данной диагностике выделяем три основных показателя: умение слушать, способность договариваться, способность к эмоционально-экспрессивной пристройке.
- Методика наблюдения по схеме Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой [6].
Здесь выделяем следующие показатели: инициативность и чувствительность к действиям сверстников.
Критерии оценки для обеих методик: 0 — нулевой уровень, 1 — низкий уровень, 2 — средний уровень, 3 — высокий уровень.
По результатам констатирующей диагностики в контрольной и экспериментальной группах у детей наблюдается низкий уровень способности к партнерскому диалогу, низкий уровень инициативности и неспособность слышать собеседника. Только у четырех детей можем увидеть показатель «2» — средний уровень развития по одному из критериев на начальном этапе.
В ходе работы, на занятиях по конструированию и робототехнике, были использованы следующие методики коррекции, направленные на развитие коммуникативных способностей у детей:
– работа в малых группах [7];
– конструирование по образцу, по заданной теме, по замыслу ребенка [8];
– проектная деятельность.
В результате коррекционно-развивающего этапа (5 месяцев), была проведена контрольная диагностика изучения уровня коммуникативных способностей детей. Критерии оценки те же.
Результаты контрольной диагностики показали, что у экспериментальной группы после занятий по конструированию и робототехнике, показатели нулевого уровня развития по всем критериям отсутствуют, а показатели среднего уровня развития по всем критериям увеличились. В контрольной группе мы можем наблюдать также положительную динамику развития детей, но показатели гораздо ниже, чем в экспериментальной группе. Нулевой уровень развития у некоторых детей остался неизменным, низкий и средний уровни выросли незначительно.
Сравнительные результаты констатирующей (график слева) и контрольной (график справа) диагностики для экспериментальной и контрольной групп.
Проявление способностей у детей к партнерскому диалогу.
Экспериментальная группа (констатирующая и контрольная диагностики)
Контрольная группа (констатирующая и контрольная диагностики)
Методика наблюдения по схеме Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой.
Экспериментальная группа (констатирующая и контрольная диагностики)
Контрольная группа (констатирующая и контрольная диагностики)
Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных способностей на занятиях по конструированию и робототехнике продемонстрировала положительную динамику развития по всем показателям оценки у детей, участвующих в исследовании.
Дети стали более активно проявлять инициативу в общении со сверстниками и взрослыми, проявлять большее терпение при слушании партнера и внимание к мнениям своих товарищей, учитывая их точку зрения. Это улучшило коммуникативные способности. Дошкольники выслушивают своего оппонента, но не всегда могут эмоционально пристраиваться к партнеру. Средний уровень развития (показатель «2»), говорит о нормальном уровне развития коммуникативных способностей детей.
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня, занимающиеся на занятиях по конструированию и робототехнике, с использованием корректирующих методик, показали более высокий уровень развития коммуникативных способностей, чем дети, не занимающиеся по этой программе.
Занятия по конструированию и робототехнике положительно влияют не только на развитие когнитивных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи, но и оказывают положительное влияние на развитие коммуникативных способностей детей.
Результаты эксперимента по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня подтверждают эффективность занятий по конструированию и робототехнике.
Литература:
- Российская Федерация. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. № 678-р. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года». Москва. Утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
- НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда: парциальная образовательная программа для детей от 5 до 11 лет/ О. А. Поваляев [и др.]. — М.: Де’Лебри, 2020. — 68с.: ил. ISBN978–5–4491–0791–6.
- Про ДОД. Электронный информационно-методический журнал № 6 (42) декабрь 2022. https://prodod.moscow/ URL: https://prodod.moscow/archives/17746 . (дата обращения: 23.02.2023). — Режим доступа: общий.
- Гордиенко А. О. Развитие коммуникативных способностей на занятиях по конструированию и робототехники у детей с общим недоразвитием речи (3его уровня) / А. О. Гордиенко // Наука и образование: материалы XXIV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и мо-лодых ученых (г. Томск, 14–22 апреля 2022 г.): в 3 т. Том III: Исследования в областях психологии и дефектологии. Современное дошкольное и начальное образование: вызовы и решения. Педагогические исследования в сфере культуры и искусства / науч. ред.: Е. И. Черных [и др.]; ФГБОУ ВО Томский государственный педагогический университет. — Томск: ТГПУ, 2022. — 344 с.
- Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с. URL: https://center-okhta.spb.ru/images/Document/diagnostika-socialnogo-razvitiya-rebenka.pdf URL: (дата обращения: 05.07.2022). — Режим доступа: общий.
- Московский государственный психолого-педагогический университет. Электронная библиотека. https://psychlib.ru/index.php Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова / Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех) URL: https://psychlib.ru/mgppu/smo/smo-001-.htm#hid159 (дата обращения: 05.07.2022). — Режим доступа: общий.
- Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. / Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов. — Красноярск, 1990. — 118 с.
- Лиштван З. В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: «Просвещение», 1981. — 159 с., ил. — (Б-ка воспитателя дет. сада.)