Данная статья посвящена влиянию лирики Н. Рубцова на русскую поэзию. Тема актуальна по причине того, что на данный момент наблюдается активизация интереса к автору, многие современные поэты, либо вдохновляются темами, символами и иными элементами лирики автора, либо даже копируют их. При этом Н. Рубцов уже в прошлом веке начал оказывать существенное влияние на поэтов разных областей, особенно Вологодской.
Ключевые слова: тихая лирика, вологодская проза, рубцовский стиль, рубцовское влияние, русская классика.
На данный момент можно наблюдать возрастающий интерес к лирике Н. М. Рубцова. Все чаще встречаются литературные конкурсы, посвященные ему, литературные критики вспоминают особенности его поэзии, сопоставляют его с новыми авторами, некоторые из которых копируют его образы и мотивы, а другие — действительно находят в них свое вдохновение. В результате, актуально рассматривать тему работы.
Большинство, как современников поэта, так и нынешних литературных критиков отмечают ключевой вклад Н. В. Рубцова в «тихую лирику». При этом нельзя не отметить следующую триаду поэта — «лиризм, естественность, звучность», именно она привлекает множество пока неизвестных во всероссийском масштабе поэтом. Их сам автор называл «поэтами местного значения». Отметим, что в Вологде и Вологодской области, где поэт прожил большую часть времени, особенно ценили и ценят его творчество, зачастую подражая или вдохновляясь. Произведения автора отличались простотой, доступностью для народа, демонстрацией традиционных русских атрибутов («Русь моя, люблю твои березы!» — стихотворение «Березы»), образов. Много стихов автор посвятил родине. Примером представленных характерных черт прозы Н. М. Рубцова могут стать следующие строки автора из стихотворения «Привет, Россия…»:
«Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Необходимо отметить, что тема плагиата в лирике Н. М. Рубцова важна, так как его поэзия действительно привлекала множество внимания. Это привело к тому, что в 2013 году было направлено обращение в Законодательное собрание Вологодской области в отношении необходимости принять меры против плагиата стихов этого автора [1]. Некоторых достаточно известных писателей, например, Э. М. Дубровину пытались обвинить в плагиате, однако, как верно отмечали критики, это именно влияние Н. М. Рубцова , а не попытки копирования и тем более не плагиат, поэтесса просто находила вдохновение в работах автора, создавая свои собственные стихотворения.
Такое же внешнее сходство можно наблюдать и в произведениях В. М. Мишнева, при этом у него отображается тема «блуждающей любви», а у Н. М. Рубцова — лиризм и образы. Однозначное влияние лирика Н. М. Рубцова оказала на поэта В. В. Коротаева, некоторые строки их стихов близки по темам и духу. Так, например, авторы воспевают природу России, счастье от того, что они родились именно здесь. Многие критики отмечают, что рубцовская стилистика позволила В. В. Коротаеву создать наиболее известные свои стихотворения [3].
Нельзя не отметить влияние Н. М. Рубцова на другого вологодского поэта — С. В. Чухина, которого некоторые критика упрекали в отсутствии собственного творчества, подражательности своему знакомому. При этом важно отметить, что С. В. Чухин в начале своей деятельности был поклонником произведений Маяковского и Рождественского, которые противопоставлялись «тихой лирике», частью которой был Н. М. Рубцов. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что для некоторых поэтов темы, символы, эмоции, вкладываемые изучаемым автором в произведения, были более значительны, чем представленные поэты «громкой поэзии шестидесятников», которые известны по всей России. Его зрелое, новаторское отношение к классике Есенина и Фета было по достоинству оценено многими вологодскими писателями.
Продолжая перечисление вологодских поэтов, на которых оказал значимое положительное влияния Н. М. Рубцов, выделяем В. А. Иванова (город Бабаево, наличие схожего стиля), Н. А. Старичкова напрямую указывает на наличие влияния поэзии Н. М. Рубцова на свои произведения, проза А. А. Романова была трансформирована под влиянием Н. М. Рубцова, она была смягчена рубцовским стилем [4]. Все это дополнительно доказывает — творчество Н. М. Рубцова еще в прошлом веке смогло значительно повлиять на многих вологодских поэтов, оно трансформировало их индивидуальность, изменяло стиль, формировало схожие образы.
Причиной столь значимого влияния поэта стала его наследственность классической для России поэзии. Он смог иначе раскрыть темы, затрагиваемые Есениным, Фетом и иными авторами. При этом Н. М. Рубцов не просто копировал символы и строки, а смог выделить направления, которые еще не были затронуты, он смог доказать, что повседневная жизнь может и должна становиться объектом поэзии.
Важно отметить, что нельзя ограничивать влияние лирики Н. М. Рубцова лишь на вологодскую поэзию. Так, например, изучая сборник стихов В. П. Дронникова «Светотень», вышедший в 1975 году (Н. М. Рубцов погиб в 1971 году), наблюдаем явные схожие интонации, наличие приемов и символов, которые Н. М. Рубцов применял постоянно. При этом В. П. Дронников уроженец Орловской области, а это является одним из доказательств распространения влияния поэзии Н. М. Рубцова за пределы его родного региона.
Иным примером являются писатели Санкт-Петербурга. Один из наиболее известных — И. С. Стремяков. Его творчество, по мнению критиков, во многом было схоже с произведениями Н. М. Рубцова [2]. Иные же считали, что снова можно наблюдать лишь схожие мотивы и темы. Нижегородские писатели тоже были подвержены влиянию Н. М. Рубцова, доказательством может стать сборник стихов «Вязь», написанный В. Решетниковым.
Исходя из всех представленных аспектов, делаем вывод о том, что Н. М. Рубцов оказал значительное влияние на русскую поэзию. Его творчеством были вдохновлены многие поэты вологодской области, среди которых особенно известными были С. В. Чухин и В. В. Коротаев. Значимость поэта для региона была столь значительной, что вопрос о плагиате был поднят на высоком уровне власти, малоизвестные поэты полностью перенимали стиль автора. Приведенные примеры доказали, что за пределами региона влияние лирики поэта тоже значительно, писатели Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и иных областей тоже применяли символы, приемы, темы Н. М. Рубцова. Именно этот автор продолжил путь классической русской прозы, которая доступна каждому, отображает бытовую жизнь, ее достоинства и недостатки.
По мнению автора работы, Н. М. Рубцов до сих пор остается недостаточно известным во многих регионах страны лишь по причине слабого распространения его произведений. В школьной программе по литературе изучают лишь стихотворение «Тихая моя родина». Мы считаем, что творчество поэта необходимо изучать раньше и в большем объеме. Нельзя уделять столь незначительное внимание автору, которого считают «вторым после Есенина» в своем направлении. Таким образом, представляется необходимым увеличить число занятий, посвященных поэзии Н. М. Рубцова.
Литература:
- Бараков В. Н. «О чем писать? На то не наша воля» (Поэзия Николая Рубцова в научном изучении) / В. Н. Бараков // Литературные традиции Русского Севера: «Исследования и материалы. Том 1. Книга первая. Вологда: Книжное наследие, 2008. С.224–227
- Бутаева, А. Г. Образы природы как средства означивания любви в поэзии Николая Рубцова / А. Г. Бутаева // Слово и текст: теория и практика коммуникации: Сборник научно-методических трудов, Армавир, 18 января 2021 года. Том Выпуск 13. — Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2021. — С. 122–125.
- Прачева, Л. Ф. Тема родины в творчестве Н. Рубцова / Л. Ф. Прачева, Г. Ш. Чамсединова // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава, магистрантов и студентов филологического факультета ДГПУ. Материалы научной конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры, Махачкала, 26–27 мая 2022 года. Том 2. — Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2022. — С. 104–108.
- Чернова, A. E. Образ осени в ранней лирике Николая Рубцова / A. E. Чернова // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. — 2022. — № 1. — С. 47–53. — DOI 10.52470/2224669X_2022_1_47.