Вокруг музыкальной журналистики сегодня создалось множество мифов. Читатели часто причисляют медиа о музыке к агентам пиара и раскрутки артистов, а не к журналистике. Есть и полярное мнение — музыкальная журналистика не может называться журналистикой, так как транслирует частные истории людей, т. е. исполнителей, артистов или лейблов.
У музыкального направления как ответвления культурной журналистики, оказалось гораздо больше проблем с позиционированием на российском медиарынке, чем у смежных сфер, к примеру, у литературной критики или киножурналистики. Так или иначе другие ветки культурного направления представляют собой целостные институты медиа с уже каноничным набором жанров и форматов представления информации. Из этого, вероятно, вытекает следующее утверждение: «В 2015 году музыкальная журналистика в России окончательно умерла и взывала к воскресению» [25]. Хотя в статье, откуда взята цитата, предлагаются пути к выходу из кризисной ситуации, необходимость зафиксировать само явление стагнации в индустрии кажется очевидной.
Научная новизна настоящей работы связана со сбором и систематизацией существующих практик музыкальной журналистики на примере российских медиа. До этого музыкальное ответвление рассматривалось только в рамках совокупности направлений внутри культурной журналистики, однако этот подход кажется архаичным в связи с продолжающимися спорами непосредственно внутри медиаиндустрии. Возросший интерес представителей медиасреды к анализу действующих практик также можно назвать одним из факторов, делающих изучение состояния российской музыкальной журналистики актуальным.
Заявленная в этой работе проблемная область изучалась только на уровне культурной журналистики, т. е. не затрагивала частных аспектов музыкальной журналистики в России. Касательно зарубежного опыта исследований можно заключить, что применительно к затронутой ветви медиа научное сообщество рассматривает в большой степени проблемы подачи новостей музыкальной индустрии и фреймирования информации, т. е. трансляции информации с уклоном на субъективное видение журналиста [21], и коммерциализации информационных поводов на условиях, выгодных как журналистам, так и музыкальным брендам [15]. О предназначении, состоянии и перспективах журналистики в зарубежных медиа речи не ведется.
Проблемный аспект исследования музыкальной журналистики связан с неоднородной структурой медиасреды. Большинство музыкальных журналистов в России работают не в традиционных СМИ, а ведут свои блоги, например, телеграм-каналы. Абстрагировать исследование от этих каналов получения информации невозможно, так как они также принимают участие в дискуссии о предназначении музыкальной журналистики. Другой полюс проблемы — разделение сфер новостей о музыке и мире шоу-бизнеса. Стоит заметить, что в настоящей работе фокус исследования направлен на медиатексты о музыке и музыкальной индустрии, нежели на частные истории жизни музыкантов, за исключением нарративов, связанных с творческим капиталом, которые определяют музыкальную повестку сегодня.
Таким образом, объект настоящего исследования — музыкальная журналистика, как вышедшая за рамки часть культурной журналистики. Предмет исследования — предназначение, состояние и перспективы музыкальной журналистики.
Цель работы: определить основные тенденции развития музыкальной журналистики в России.
Задачи работы:
- Выявить основные для музыкальной журналистики жанры и форматы в российской медиапространстве;
- Дать краткую характеристику ключевых изменений в формах музыкальной журналистики последних лет;
- Рассмотреть контент о музыке в контексте анализа информационных СМИ
Как было отмечено ранее, фокус работы направлен на обработку материалов как традиционных СМИ, пишущих о музыке, например, «Афиша Daily» и The Flow, так и новых медиа, т. е. каналов в Telegram. Собственно публикации этих медиа составляют эмпирическую базу исследования . В этом аспекте интерес к медиа возникает по поводу тех трудностей, с которыми сталкиваются журналисты в музыкальной сфере. Для этого в исследовании прилагается фрейм-анализ высказываний авторов, которые рассказывают о состоянии музыкальной журналистики в России на сегодняшний день.
Возвращаясь к вопросу выбора литературы и замечанию о прецедентных научных работах, в которых музыкальная журналистика мыслится как часть арт-критики, стоит обратиться к западным исследователям медиарынка.Для этого были подобраны англоязычные источники, которые условно можно объединить в группы в зависимости от цели их использования в курсовой работе. Таким образом, отдельное внимание уделено изменчивому характеру музыкальной журналистики в контексте культурных и лайфстайл-изданий (Fürsich, E., & Avant-Mier, R., Hearsum, P., Mcclain, J. M., Kristensen, N. N.). Основной метод исследования — фрейм-анализ, так как музыка порождает новые смыслы, которые в зависимости от коннотации могут приобретать различные толкования. Невозможно рассматривать культурную, в т. ч. музыкальную журналистику, вне контекста современных тенденций, например, новых ценностей (Baker, A., Williams, K., & Rodrigues, U. M.) или новых инструментов работы с информационными поводами (Vázquez-Herrero, J., Negreira-Rey, M.-C., & López-García, X.). Отдельное внимание уделено проблемной области, которая актуальная как за рубежом, так и в России — это отношение пиар-служб артистов и лейблов с журналистами (Figenschou, T. U., & Ihlebæk, K. A., Hanusch, F., Banjac, S., & Maares, P.). Многоаспектный подход к теме обусловлен шатким положением музыкальной журналистики в российских реалиях, поэтому в подобранных источниках превалирует качественная методология и методы контент- и фрейм-анализа. Подобранные источники должны помочь определить перспективы российской журналистики и помочь предопределить, что местные трансляторы мнений смогут позаимствовать у западных коллег при работе с музыкальным материалом.
Предназначение музыкальной журналистики
Музыкальная журналистика в контексте информационных СМИ
Классическая функция новостного медиа в любом его контексте — транслировать информацию о происшествиях, событиях, действиях публичных персон. По своей сути, то же определение можно применить и к музыкальным отделам медиа — теоретически они должны публиковать релевантную информацию, например, о выходе музыкальных альбомов. Однако в контексте российских медиа этим занимается, скорее, светская хроника, как минимум, что касается действий знаменитостей музыкальной индустрии или скандалов (в т. ч. медиаскандалов). Так или иначе появление новостей по формуле «музыкант N совершил действие M» и «музыкант N выпустил альбом G» подразумевают разные дискурсивные практики. В первом случае аудиторию будут потенциально привлекать условная эксклюзивность, которая, по сути, создает статусность знаменитости. Стоит понимать, что аудиторией этого новостного сообщения могут перейти не только условная фанатская база музыканта, но и любые пользователи, чье поведение объясняется интересом к конкретному действию и его необычности. Во второй ситуации в основе новостного дискурса лежит та же ситуация эксклюзивности, однако в объективной ее форме, так как предполагаемое действие и его результат являются четко определенными и зримыми. По этой причине в этой работе принципиально разграничение новостных дискурсов в сообщениях из жизни шоу-бизнеса и непосредственно музыки.
Если же подразумевать под «музыкальной журналистикой» непосредственно «критику искусства», то ряд исследователей утверждает, что музыкальная критика существовала с самого появления музыки как отражение ценностного запроса слушателей, который показывает их эстетические потребности [3]. Этот факт позволяет объяснить количество медиаагентов, которые транслирует новости о музыке или музыкальных событиях — в российском публичном пространстве музыкальные инфоповоды освещают как федеральные информационные агентства по типу «РИА-Новости», так и нишевые медиа, для которых музыка является побочной тематикой, например, «BURO», которое пишет про модные тенденции.
Следуя определению социальных функций СМИ по Г. Лассуэлу [5], который заключил, что медиа следят за обстановкой в мире новостей, осуществляют коммуникацию в системе «общественность — публичность» и обеспечивают преемственность традиций норм и ценностей, музыкальные отделы различных медиа переиначили систему новостей под реалии своей индустрии. Таким образом, от классического жанра информации отделилась целая гибридная система жанров, к которым можно причислить музыкальную подборку, плейлист, манифест, отклик и т. п. Для всех этих направлений характерна работа с информаций, однако способ ее подачи существенно изменился в зависимости от направленности медиа и потребности их аудитории. Также стоит заметить, что уже в определении Р. Мертона и П. Лазарсфельда [4] обозначается такое направление как увеличение статусности события или персоны. Основывая уже на этом аспекте, можно заключить, что музыкальная журналистика не ввела новые жанры, а деформировала старые в угоду тенденциям современной медиасреды. Условно говоря, классический жанр для арт-журналистики, например, рецензия, перестала существовать как отдельный формат медиатекстов, но в тех же гибридная жанрах элементы рецензирования присутствуют.
Стоит принять во внимание, что модель работы музыкальных СМИ меняется из-за возникновения стриминговых сервисов. Если раньше медиа информировали свою аудиторию о потенциально интересном явлении в музыкальной индустрии и рекомендовали, к примеру, купить произведения на онлайн-рынке по типу ITunes и прослушать определенный альбом или ознакомиться с творчеством конкретного исполнителя, то с появлением стриминговых сервисов пользователей уже не имеет экономического интереса к такой модели поведения. В этой связи уменьшился интерес к производителям критического контента, так как пользователь в любой момент приступить к прослушиванию музыкальных композиций без конкретных указаний со стороны уже бывшего «привратника». Однако это открыло для медиа новые пути развития, например поиск новых форм медиатекстов, интересных определенной аудитории, например, как TikTok для молодых пользователей Интернета.
Опираясь на концепцию «воображаемых сообществ» [1], которая в контексте изучения узкопрофильных медиа обозначает принцип автономности от других средств массовой информации, но и ограниченность в публичной арене в сравнении с медиагигантами, исследователи выделяют ряд коммуникативных функций музыкальной журналистики [18]:
- Как журналисты испытывают («experience») музыкальную журналистику?
- Как журналисты увлекают («engage») контентом, связывая музыку как таковую с ее содержанием, индивидуально и коллективно?
- Как это создает определенное значение для медиапространства?
Формулировки функций в вопросной форме утверждают музыкального журналиста как привратника («gatekeeper») между информацией и слушателем, однако в контексте российских медиареалиях возникает проблема с контактом со средой СМИ. Например, что сделать артисту, чтобы журналист осветил его новый музыкальный материал? Отчасти этот вопрос мог бы быть решен посредством создания нишевых медиа — каналов связи, которые отвечают за определенную часть публичной арены, однако в России пока не сформировалась система узкопрофильных медиа в контексте музыки. Редакторы вынуждены отбирать новости исходя из предпочтений потенциальной целевой аудитории, а не из собственных интересов, которые могли бы заинтересовать слушателей.
Таким образом, в контексте российских информационных СМИ музыкальная журналистика скорее развлекает аудиторию, нежели транслирует определенные новости из публичной арены индустрии. Новостной дискурс в музыкальной медиасреде напрямую связан с читательским и слушательским интересом, а не с позицией журналиста как привратника.
1.2. Трансформация жанров музыкальной журналистики
Музыкальный критик Барни Хоскинс описывал музыкальную журналистику и критику как метамузыку («metamusic») — дословно «музыка о музыке» [17]. В рамках этого термина он предложил структуру медиатекстов, которая применяется для рецензирования музыкальных композиций и явлений:
- рассмотрение музыкальной формы;
- объяснение стиля продюсирования музыкального материала;
- анализ эмоциональной составляющей;
- контекстуализация.
Такая композиция медиатекста подразумевается под собой дискурсивную практику критика искусства и дает достаточное пространство для творчества собственно журналиста. Однако в контексте российского медиаландшафта эту формулу деформировали исходя из процессов коммерциализации, т. е. создания, в первую очередь, текстов и материалов, которые предназначены для рекламирования артиста и его музыкального материала. Так в контексте пиар-компаний тексты про музыку затрагивают те фреймы, которые выгодны артисту и привлекут наибольшее внимание целевой аудитории издания, в котором появляется текст [21]. Так, на примере журнала «Rolling Stone», который во многом перекликается редакционной политикой с современными российскими медиа по типу «The Flow» и «Афиша Daily», исследователи выделили 4 основных фрейма для создания текстов про музыкантов:
- тексты о превосходности артиста, где затрагивают фреймы успеха, лидерства, значимости;
- тексты о традиционности артиста, где затрагиваются фреймы обыкновенности, нормальности в контексте сближения с аудиторией и ее интересами;
- тексты об условной свежести артиста, где затрагиваются фреймы необычности, величественности;
- тексты о позиции артиста в иерархии с другими исполнителями, где затрагиваются фреймы ранжирования, схожести с другими артистами и предшественниками.
Примечательно, что фреймы исключают возможность для реализации дискурсивной практики критики и рецензирования, что в свою очередь дает возможность пиар-службам продвигать своего артиста. Заметим, что такой сценарий более характерен для малых медиа или СМИ, для которых культурная тематика является непрофильной сферой деятельности.
В контексте опыта трансформации текстов о музыке стоит заметить, что исследователи наблюдают смещение от роли функции формирования общественного мнения аудитории к развлекательной составляющей материалов, о которой говорилось в начале этой работы в контексте определения социальных функций по Лассуэллу. Это можно наблюдать как в переходе от критического в текстах к обусловленному клиповым мышлением аудитории и концепцией «глобальной деревни» М. Маклюэна упрощению смысловой составляющей в медиатекстах, упором на конвергентность журналистских материалов. Таким образом, появились тексты по формуле «топ-n лучших исполнителей/альбомов/песен» или «почему стоит послушать исполнителя n» и т. п. Примечательно, что даже такие подборки косвенно отражают ситуацию в общественной жизни, например, «Афиша Daily» выпустила текст, который поможет отвлечься от плохих новостей [29] или «BURO» в рамках рубрики Playterview выкладывают музыкальные подборки, рекомендованные исполнителями на разные случае жизни [28]. Этот феномен заметила российский исследователь А. Э. Семенова, которая говорит, что вдумчивая критика уходит на второй план перед сенсациями из медиапространства, например, о споре Ларисы Долиной и блогера Вали Karna.val [30], или к новостным заметкам по классической формуле «что? где? когда?» [6]. Этот же исследователь сигнализирует о кризисном состоянии музыкальной журналистике в России в связи с кризисом культуры страны.
Ранее уже было отмечено, что количество жанров музыкальной журналистики в российском медиапространстве сократилось под влиянием стриминговых сервисов, которые изменили потребление не только собственно музыкального контента. Исследователи считают, что сервисы подписки Spotify и Apple Music можно считать «новыми привратниками» («new gatekeepers»), так как они владеют большей осведомленностью о предпочтениях пользователей, нежели музыкальные критики [10]. Они используют искусственный интеллект, который анализирует поведение пользователя, его плейлист и выдает релевантный набор похожих композиций. Таким образом, можно объяснить появление и популяризацию жанров плейлиста, подборки и рейтинга и отход на второй план рецензий и обзоров. Однако с возросшим интересом к клиповым форматам текста возникла большая потребность журналистов высказываться в публичной среде: так в музыкальную журналистику возникли манифесты и эссе, например, текст «Афиши Daily», в котором рассказывается о принципах нового направления в поп-музыке [31].
Литература:
- Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. // М.: Кучково Поле. — 2016. — С. 30–32.
- Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта/ Пер. с англ. Р. Е. Бумагина, Ю. А. Данилова, А. Д. Ковалева, О. А. Оберемко под ред Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой. М.: Институт социологии РАН; ФОМ, 2004.
- Курышева Т. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие. — СПб: Владос-Пресс. — 2007. — С. 10.
- Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. М.: Эдиториал УРСС, 2002. С. 132.
- Лассуэл Г. Структура и функции коммуникации в обществе // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. М.: Эдиториал УРСС, 2002. С. 132.
- Семенова А. Э. Музыкальная журналистика на страницах газет в условиях трансформации современного российского музыкального искусства //Ученые записки казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — Т. 154. — No. 6. — С. 129.
- Aguilar, A., Cole, R., Pritchard, M., Clarke, E., & Cook, N. (2020). Remixing music studies: essays in honour of Nicholas Cook. Routledge, Taylor et Francis Group.
- Alessandri, E., Rose, D., Senn, O., Szamatulski, K., Baldassarre, A., & Williamson, V. J. (2020). Consumers on Critique: A Survey of Classical Music Listeners’ Engagement with Professional Music Reviews. Music & Science. https://doi.org/10.1177/2059204320931337
- Baker, A., Williams, K., & Rodrigues, U. M. (2019). #metoo 2.0 to #meNOmore: Analysing Western Reporting About Sexual Violence in the Music Industry. Journalism Practice, 14(2), 191–207. https://doi.org/10.1080/17512786.2019.1674683
- Bonini, T., & Gandini, A. (2019). «First Week Is Editorial, Second Week Is Algorithmic”: Platform Gatekeepers and the Platformization of Music Curation. Social Media + Society. https://doi.org/10.1177/2056305119880006
- Figenschou, T. U., & Ihlebæk, K. A. (2018). Challenging Journalistic Authority. Journalism Studies, 20(9), 1221–1237. https://doi.org/10.1080/1461670x.2018.1500868
- Fürsich, E., & Avant-Mier, R. (2012). Popular journalism and cultural change: The discourse of globalization in world music reviews. International Journal of Cultural Studies, 16(2), 101–118. https://doi.org/10.1177/1367877912452481
- Hanusch, F. (2017). Journalistic Roles and Everyday Life. Journalism Studies, 20(2), 193–211. https://doi.org/10.1080/1461670x.2017.1370977
- Hanusch, F. (Ed.). (2017). Lifestyle journalism. Routledge.
- Hanusch, F., Banjac, S., & Maares, P. (2019). The Power of Commercial Influences: How Lifestyle Journalists Experience Pressure from Advertising and Public Relations. Journalism Practice, 14(9), 1029–1046. https://doi.org/10.1080/17512786.2019.1682942
- Hanusch, F., Hanitzsch, T., & Lauerer, C. (2016). ‘How much love are you going to give this brand?’ Lifestyle journalists on commercial influences in their work. Journalism: Theory, Practice & Criticism, 18(2), 141–158. https://doi.org/10.1177/1464884915608818
- Hoskyns, B. (ed.) (2003), The Sound and the Fury: 40 Years of Classic Rock Journalism, London, Bloomsbury
- Hearsum, P. (2013). Music journalism. In B. Turner & R. Orange (Eds.), Specialist journalism (pp. 107–123). Routledge.
- Kristensen, N. N. (2019). Cultural journalism—Journalism about culture. Sociology Compass, 13(6). https://doi.org/10.1111/soc4.12701
- Mcclain, J. M. (2016). Framing in Music Journalism: Making Sense of Phish's «Left-Field Success Story.” The Journal of Popular Culture, 49(6), 1206–1223. https://doi.org/10.1111/jpcu.12489
- Mcclain, J. M., & Lascity, M. E. (2019). Toward the Study of Framing Found in Music Journalism. Popular Music and Society, 43(1), 20–33. https://doi.org/10.1080/03007766.2019.1581899
- Vartanova, E. (2019). Russian media: a call for theorising the economic change. Russian Journal of Communication, 11(1), 22–36. https://doi.org/10.1080/19409419.2019.1572531
- Vázquez-Herrero, J., Negreira-Rey, M.-C., & López-García, X. (2020). Let’s dance the news! How the news media are adapting to the logic of TikTok. Journalism. https://doi.org/10.1177/1464884920969092
- Warner, S. (2015). In Print and On Screen: The Changing Character of Popular Music Journalism. The SAGE Handbook of Popular Music, 439–455. https://doi.org/10.4135/9781473910362.n25
- Завет-2020: Манифест Игоря Банникова о новейшей музыкальной журналистике // ИМИ: интернет-издание. URL: https://i-m-i.ru/post/zavet-2020 (Дата обращения: 04.06.2021)
- «Пришло время действовать»: что не так с музыкальной журналистикой в России // Афиша Daily: интернет-издание URL: https://daily.afisha.ru/music/18469-prishlo-vremya-deystvovat-chto-ne-tak-s-muzykalnoy-zhurnalistikoy-v-rossii/ (Дата обращения: 06.06.2021)
- Как (не) разлюбить музыку в 2020 году // Афиша Daily: интернет-издание URL: https://daily.afisha.ru/music/18493-kak-ne-razlyubit-muzyku-v-2020-godu/ (Дата обращения: 06.06.2021)
- Плейтервью: успокаиваемся и попадаем в рай по советам Lucidvox // BURO.: интернет-издание. URL: https://www.buro247.ru/culture/music/buro-x-spotify-lucidvox-playterview.html (Дата обращения: 04.05.2021)
- Чилл-2021: 50 песен, которые помогут отвлечься от плохих новостей // Афиша Daily: интернет-издание. URL: https://daily.afisha.ru/music/19486-chill-2021–50-pesen-kotorye-pomogut-otvlechsya-ot-plohih-novostey (Дата обращения: 04.05.2021)
- Лариса Долина и Валя Karna.val спорят об умении петь. Редакторы «Афиши Daily» тоже // Афиша Daily: интернет-издание. URL: https://daily.afisha.ru/music/19412-larisa-dolina-i-valya-karnaval-sporyat-ob-umenii-pet-redaktory-afishi-daily-tozhe/ (Дата обращения: 04.05.2021)
- Новые грустные: как звучит поп-музыка будущего // Афиша Daily: интернет-издание. URL: https://daily.afisha.ru/music/15488-novye-grustnye-kak-vyglyadit-russkaya-muzyka-v-2020-godu (Дата обращения: 05.05.2021)
- Редактор «Афиши Daily» Николай Овчинников — о состоянии музыкальной журналистики // Афиша Daily: интернет-издание. URL: https://daily.afisha.ru/specials/14097-redaktor-afishi-daily-nikolay-ovchinnikov-o-sostoyanii-muzykalnoy-zhurnalistiki/ (Дата обращения: 06.06.2021)
- «Итак, все из года в год обсуждают «А что у нас происходит с музыкальной журналистикой»«... // никитин трэп стэндап и баскетбол: телеграм-канал. URL: https://t.me/egozvalinikita/963 (Дата обращения: 06.06.2021)
- Упадок традиционных СМИ о культуре в эпоху медиа-хаоса // PRNRP: телеграм-канал. URL: https://t.me/porno_rap/984 (Дата обращения: 06.06.2021)