Формирование коммуникативных навыков при помощи современных педагогических технологий на занятиях английского языка в СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 01.03.2023

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Фёдорова, Е. В. Формирование коммуникативных навыков при помощи современных педагогических технологий на занятиях английского языка в СПО / Е. В. Фёдорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100454/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современном мире с развитием глобализации и ростом межкультурной коммуникации происходят процессы, требующие модификации во многих сферах. В частности, сфера образования требует развития инновационного потенциала личности как обучающихся, так и преподавателей. Требования к каждому участнику информационного общества становятся выше по мере его развития. Данные требования затрагивают всестороннюю подготовку и развитие личности обучающегося для участия во всех сферах общественной и политической жизни.

Таким образом, в современных условиях информатизации и перехода на компетентностный подход в обучении, целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных навыков совместно с формированием базовых компетенций обучающихся с целью их последующего практического применения. Данная цель предъявляет новые требования к выпускникам колледжей и техникумов. Преподавателю же, в свою очередь, необходимо применять современные методы и технологии для достижения данной цели.

Г. К. Селевко определяет педагогическую технологию как «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения конкретных педагогических целей» [2, с. 14–15].

Выделяют большое количество различных классификаций педагогических технологий, но первостепенно принято разделять технологии на традиционные и современные .

С целью повышения качества образования разрабатываются и активно применяются различные современные педагогические технологии. Данные технологии позволяют модернизировать процесс обучения, помогая обучающимся быстрее усваивать пройденный материал и успешно применять его в дальнейшей деятельности. К современным, а также условно современным педагогическим методам и технологиям можно отнести: технологию проблемного обучения, метод критического мышления, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, метод проектов, технологии ИКТ и многие другие [1, с. 22].

Необходимо отметить, что эффективность формирования коммуникативных навыков во многом зависит также и от условий их комплексного развития. Современному педагогу необходимо применять на занятиях иностранного языка не только примитивные тексты УМК, но и привлекать фильмы, различные музыкальные и художественные произведения, интерактивную деятельность и т д.

В ряду разнообразных направлений современных, а также условно педагогических технологий мы рассмотрим лишь некоторые из них, которые могут быть достаточно органично и легко вписаться в учебный процесс и оказать положительное влияние на формирование коммуникативных навыков:

— метод проектов;

— технология ИКТ;

— технология case-study.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Проект — это сознательно организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [1, с. 22].

Результаты выполняемых проектов должны быть «осязаемы», то есть иметь конкретный результат. В основе данного метода лежит формирование и совершенствование познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно группировать свои знания и ориентироваться в огромном информационном потоке, а также развитие коммуникативных навыков и критического мышления. Перед обучающимися ставится конкретная цель, направленная на достижение практического результата. Результат всегда материально выражен: альбом, коллаж, текст, инсценировка и т. д. Выделяют исследовательские, творческие, игровые и информационные виды проектов.

Применение метода проектов на уроках иностранного языка способствует смещению акцента со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся, что требует знания определенных языковых средств для его проектирования. Студенты развивают коммуникативные навыки, представляя свой личный или групповой проект, выражая свое мнение и отвечая на вопросы одногруппников и преподавателей по проекту.Вследствие этого каждый обучающийся закрепляет лексический и грамматический материал, учится выступать перед одногруппниками, не бояться ошибаться, слушать и понимать других обучающихся, оценивать свой проект и проекты одногруппников. Проектная технология позволяет развивать не только языковые, но и творческие способности обучающихся, расширяет их кругозор, способствует возникновения интереса к изучению иностранного языка.

ТЕХНОЛОГИЯ ИКТ

Современное обучение — это прежде всего высокотехнологичное обучение, которое способно и должно быть комфортно, интересно и могло бы с легкостью привлекать обучающихся к получению новых знаний. Современные подростки — мобильны, активны, и конечно же увлечены современными технологиями и гаджетами. Соответственно, чтобы заинтересовать обучающегося в наше время, необходимы соответствующие методы и приемы обучения.

Под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) понимается совокупность методов, производственных процессов и программно-технического обеспечения, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Интерактивность компьютерных технологий позволяет преподавателю более успешно преобразовывать учебный материал. Поэтому, при работе с обучающими использование ИКТ возможно на всех этапах обучения:

— при объяснении нового материала (презентации, видео, фильмы);

— при обобщении и систематизации материала (интерактивные игры, тренажёры виртуальный конструктор — LearningApps.com, работа с сайтом Kahoot.com, Rebus1.com)

при контроле знаний (сайт Online Test Pad).

Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка также имеет множество преимуществ. Презентации активно применяются почти всеми учителями иностранного языка. Они удобны как для учителя, так и для учеников. Образовательный потенциал мультимедийных презентаций может эффективно использоваться на уроках английского языка для осуществления наглядной поддержки обучения речи. К примеру, работа с материалом в формате мультимедийной презентации способствует активизации внимания обучающихся и запоминанию нового материала так как происходит активизация текстовой, аудио и видео наглядности.

Применение технологий ИКТ в СПО, а также в вузе позволяет сделать обучающегося не только наблюдателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, а также оперативного использования. ИКТ способствует снижению дидактических затруднений у обучающихся. Сочетание текстовой, графической, аудио- и видеоинформации значительно повышает качество преподносимой информации и успешность обучения студентов. Благодаря ИКТ процесс обучения становится легче за счет проявления интереса учащихся к предмету.

ТЕХНОЛОГИЯ CASE-STUDY

Одним из современных способов организации учебной деятельности является кейс-метод или кейс-технология (case study). Суть технологии заключается в том, чтобы осмысленно понимать, критически анализировать и находить решение конкретных проблем или случаев (от англ. cases). Кейс — это описание ситуации, которая произошла в конкретной практике и содержит определенную проблему, требующую решения. Это своего рода инструмент, посредством которого часть реальной жизни переносится в аудиторию, обсуждается практическая ситуация и принимается ее обоснованное решение. Кейс-технология позволяет объединить все новые и традиционные методы обучения.

Особенностями данной технологии являются наличие исследовательской стадии процесса, коллективное обучение или работа в группе, взаимосвязь индивидуального, группового и коллективного обучения. Технологии подобного типа развивают логику мышления, креативность и коммуникативность. В основе данной технологии лежит системно-деятельностный подход [3, с. 91].

Как правило, стандартный кейс состоит из трех частей:

  1. Описание конкретной ситуации.
  2. Дополнительная информация, необходимая для решения кейса.
  3. Задания к кейсу.

При работе с кейсами студенты преодолевают определенные трудности, а их активность и самостоятельность достигает высокого уровня, что способствует развитию положительной мотивации к обучению. Полученная информация усваивается прочнее и запоминается на более длительный период времени, результаты обучения улучшаются, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях, и в то же время активно развивают свои коммуникативные навыки и творческие способности. Благодаря кейс-технологии, студент видит неоднозначность решения проблем в реальной жизни, что помогает соотнести изученный материал с практикой. Необходимо отметить, что преимуществом этой технологии является не только приобретение знаний и формирование коммуникативных навыков, но и развитие жизненных установок.

Данные педагогические технологии с легкостью могут быть интегрированы в учебный процесс с различными образовательными системами. Представленные технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала студентами, но и оказывают положительный эффект на развитие коммуникативных навыков студентов, а также их автономность и работоспособность.

Литература:

  1. Глазунова И. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе// Журнал Молодой ученый. 2015. № 15 (95). С.22.
  2. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т.: / Г. К. Селевко: — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816с. — (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
  3. Семенова, Л. Э. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 123 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, метод проектов, обучающийся, ИКТ, CASE-STUDY, коллективное обучение, критическое мышление, реальная жизнь, учебный материал, учебный процесс.


Похожие статьи

Общение как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование лексических навыков на уроках иностранного языка посредством применения синквейн-метода

Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством применения информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в школе

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Роль компьютерных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции у студентов старшего этапа обучения корейскому языку

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Похожие статьи

Общение как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование лексических навыков на уроках иностранного языка посредством применения синквейн-метода

Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством применения информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в школе

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Роль компьютерных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции у студентов старшего этапа обучения корейскому языку

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Задать вопрос