Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Украинец, И. В. Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ / И. В. Украинец, К. В. Утицких, М. С. Юрченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100455/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье авторы обосновывают потенциал использования народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Ключевые слова: народный праздник, патриотическое воспитание, игра, традиция, народная культура

Воспитанию патриотизма у граждан РФ всех возрастов в нашей стране придается особое значение. Не обходятся без этого и дошкольные образовательные учреждения. Однако стоит отметить, что патриотическое воспитание понимается зачастую несколько однобоко — как воспитание на примерах мужества и героизма, которые неотъемлемо связаны с разного рода военными конфликтами.

Как указывают авторы парциальной программы «Дошколятам о нашем Отечестве» Ж. Н. Тельнова, В. Л. Малашенкова, М. В. Мякишева, Е. В. Намсинк, патриотическое воспитание представляет систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; патриотическое воспитание осуществляется по двум основным направлениям — гражданско-патриотическое и военно-патриотическое, выступающим взаимодополняющими составляющими целостной системы [2, с. 4].

Безусловно, страницы истории Великой Отечественной войны, и ряда других — это важные страницы нашей истории, с которыми необходимо знакомить подрастающее поколение с ранних лет, но любовь к Родине — это не только преклонение перед ее великими и тяжкими годами, а также подвигами людей, но и внимание к ее культуре, в том числе, народной и культуре повседневности, к мирному труду, ко всему тому, что составляет социокультурную идентичность народа, проживающего в суверенной стране.

Народная культура — это быт и труд, будни и праздники, традиции, обряды, игры, сакральные смыслы, закладываемые в декор одежды, белья (рушников, скатертей, занавесок и т. д.), игрушки, обустройство дома и двора. Со всем этим — с учетом многонациональности нашего народа — необходимо последовательно знакомить дошкольников. Это можно осуществлять в разных видах деятельности, в разных режимных моментах.

Неслучайно одним из популярных направлений педагогики, в том числе и дошкольной, является народная педагогика или этнопедагогика как совокупность педагогических практик народа, сохраненных в фольклоре, художественных образцах, обрядах и обычаях. Использование приемов этнопедагогики, то есть народного воспитания, способствует единению и преемственности поколений, целостности этноса.

Традиции народного воспитания «базируются не только на художественных ценностях, созданных народом, но и на осмыслении тех переживаний человека, нации, которые отражают опыт противоборства добра и зла, кодекс чести и достоинства, его идеалы и привязанности» [1, с. 90].

Российский народ — многонациональный народ, объединенный под сенью русского языка и русской культуры. Невозможно почувствовать себя полноценным сыном или дочерью нашего Отечества, не восприняв ее исконные историю и культуру как свои собственные. Это возможно только при использовании педагогического потенциала традиционной культуры [4, с. 90].

Предлагаем обратить внимание на потенциал народных праздников как источников для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников.

Во-первых, сама форма праздника всегда привлекательна для детей, создает положительный настрой. Подготовка и проведение праздника — комплексный феномен, сочетающий в себе отдых, развлечение, собственно праздник, образование, самообразование и творчество. Подготовка к празднику позволяет создать ожидание радости, и в то же время — включить в процесс массу развивающих, воспитательных и образовательных элементов. В народные праздники, как правило, заложены идеи торжества добра, блага, награды для тех, кто положительно отличился в течение какого-то периода.

Во-вторых, многие народные праздники сопровождались играми и забавами, что позволяет знакомить дошкольников с традициями и обычаями в игровой форме. Как отмечают Л. С. Щербина и Т. С. Калинина: «В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр. Так как доброжелательный смех партнеров — близких взрослых, товарищей — действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания» [4, с. 87]. Редко какой праздник обходился без песен и хороводов, которые, по сути, являются не просто круговыми танцевальными движениями, но и обрядовым действом, связанным с годовым циклом и с сезонными работами.

Сакральный смысл закладывался и во многие игры, например, игра «А мы просо сеяли». Традиционно в нее играли на Красную горку, на Троицу, но в некоторых регионах и во время Святок. При этом, несмотря на названия, песня имитирует не часть земледельческого цикла, а элемент свадебного обряда, связанный с переходом невесты из одной семьи в другую. Игра интересна тем, что в ней сочетаются и пение, и движение, но при этом они несложны и доступны для повторения детьми. В рамках игры можно познакомиться с агрокультурой российского крестьянства, и с брачно-семейными традициями и обрядами.

В-третьих, народные праздники позволяют не только познакомиться с традициями, но и с традиционной праздничной одеждой разных народов. Как отмечают некоторые авторы, «национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа» [3, с. 302]. Занятия в рамках подготовки к проведению народных праздников, посвященные национальным костюмам, способны положительно повлиять на формирование художественного вкуса, причем, речь идет не только о «положительных» образцах. Например, в одном из сел Липецкой области, Романове, принято было одеваться очень пестро, ярко, безвкусно, отчего в народе появилось выражение «одета как романушка». Кроме того, знакомство с видами одежды, с названиями декора и узоров развивает лексический запас дошкольников. Также с одеждой связан ряд народных пословиц и поговорок, которые можно и нужно включать в занятия, посвященные народному костюму.

В-четвертых, подготовка к проведению праздника невозможна без включения в этот процесс родителей. Выполнение поделок, подготовка костюмов, разучивание стихов и песен — совместная деятельность педагогов, родителей и детей служит консолидации воспитательных усилий, повышению компетенций педагога и педагогической культуры родителя. Сам праздник — это обогащение эмоционального опыта не только воспитанников, но и родителей, многие из которых, не исключено, и сами впервые будут знакомиться с какими-то народными традициями, обычаями и играми.

Праздники любят все — и взрослые, и дети. И эту любовь к праздничному веселому досугу можно и нужно использовать в педагогических целях. Не только для знакомства с культурой и историей народа, но и для воспитания тех нравственных качеств, которые испокон века ценились народом и формирование которых во многом закладывалось в те обряды, традиции, обычаи, игры, которые использовались в праздновании тех или иных народных праздников. Праздник как создание особой социокультурной среды — это возможность непосредственного и эмоционально окрашенного соприкосновения с народной культурой и традициями, формирования чувства сопричастности к наследию прошлого.

Литература:

  1. Беспалова, Н. Н. Использование основ народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста / Н. Н. Беспалова // Мир науки, культуры, образования. — 2008. — № 1(8). — С. 90–92.
  2. «Дошколятам о нашем Отечестве». Парциальная программа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста / Ж. Н. Тельнова, В. Л. Малашенкова, М. В. Мякишева, Е. В. Намсинк. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2022. — 60 c.
  3. Смирнова, О. И. Народный костюм — хранитель традиций / О. И. Смирнова, О. В. Алмазова, Е. А. Пичугина // Воспитание подрастающего поколения на основе семейных традиций писателя С. Т. Аксакова и социокультурных основ народов России (к 230-летию со дня рождения С. Т. Аксакова): Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 12–27 сентября 2021 года. — Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2021. — С. 301–308.
  4. Щербина, Л. С. Этнопедагогика — учебник жизни для подрастающего поколения / Л. С. Щербина, Т. С. Калинина // Новое слово в науке: стратегии развития: Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 28 августа 2020 года. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. — С. 86–90.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, праздник, игра, народная культура, традиция, народ, народное воспитание, обычай, проведение праздника.


Ключевые слова

игра, традиция, патриотическое воспитание, народная культура, народный праздник

Похожие статьи

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается какую роль оказывают народные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания

Данная статья направлена на формирование у дошкольников чувства патриотизма посредством народных подвижных игр.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Нравственное воспитание старших дошкольников путем ознакомления с традициями и культурой русского и татарского народов

В статье авторы рассматривают связь культуры народностей и нравственного воспитания детей, как важной составляющей воспитательной части детского сада и дома.

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии и патриотическом воспитании подрастающего поколения

В статье представлен опыт работы детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников, основанный на отечественных традициях обучения и воспитания.

Народные подвижные игры как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников

В статье описывается использование традиционных методов народной педагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возрастав условиях современного общества. Раскрываются сущность, приемы и методы русской народной педагогики, используемые в нравс...

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников

Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Похожие статьи

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается какую роль оказывают народные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания

Данная статья направлена на формирование у дошкольников чувства патриотизма посредством народных подвижных игр.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Нравственное воспитание старших дошкольников путем ознакомления с традициями и культурой русского и татарского народов

В статье авторы рассматривают связь культуры народностей и нравственного воспитания детей, как важной составляющей воспитательной части детского сада и дома.

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии и патриотическом воспитании подрастающего поколения

В статье представлен опыт работы детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников, основанный на отечественных традициях обучения и воспитания.

Народные подвижные игры как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников

В статье описывается использование традиционных методов народной педагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возрастав условиях современного общества. Раскрываются сущность, приемы и методы русской народной педагогики, используемые в нравс...

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников

Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Задать вопрос