В этой статье опубликованы результаты использования методов и приёмов повышения концентрации внимания учащихся в рамках исследования «Lesson study».
Ключевые слова: Lesson study, концентрация внимания, методы и приёмы обучения.
Каждый педагог в своей практике в той или иной мере встречался с проблемой концентрации внимания школьников. Не все учащиеся одного класса одинаково воспринимают учебный материал на уроке, и это напрямую влияет на дальнейшую успешность учащихся по предмету.
В практике преподавания русского языка как второго столкнулась с тем, чтоучащиеся хорошо говорят и используют разговорный стиль, но испытывают затруднения при составлении устного и письменного высказывания в более сложном стиле. Это связано с разной активностью учеников во время групповых или индивидуальных заданий: есть учащиеся, которые не могут сохранять концентрацию внимания, отвлекаясь на различные факторы. Это мешает учащимся плодотворно работать с текстами и негативно сказывается на общем развитии коммуникативных навыков. Недостаточное владение коммуникативными навыками не даёт возможности в полной мере выразить свои мысли, следовательно, использовать всё богатство языка.
Для эффективности достижения цели исследования уроков «Lesson study», были выбраны разные предметы: русский язык, дизайн, информатика и физика, на которых, наряду с речевыми навыками, развиваются творческие способности, навыки анализа и логика учащихся.
После мониторинга способностей учащихся данного класса, сопоставления данных коллег фокус группы, определили главное направление исследования: развитие концентрации внимания учащихся, так как именно неумение сконцентрироваться было причиной недостаточного овладения учебным материалом. Обозначили вопрос исследования: как использование активных методов обучения на уроках русского языка, информатики, дизайна и физики способствуют концентрации внимания и активной работе на уроке, развивая навыки эффективной коммуникации. Далее каждый учитель сформулировал тему в зависимости от преподаваемого предмета, взяв за основу развитие концентрации внимания. Обозначили цель и задачи исследования.
В своей педагогической деятельности я постоянно веду наблюдения за своими учащимися, отмечая для себя индивидуальные особенности, их увлечения и интересы. В этом мне помогают беседы с учениками, обсуждения с коллегами, ведущих в этих же классах, взаимопосещения уроков. На основе своих наблюдений, всегда старалась сделать урок интересным учащимся, ведь насколько ученик будет заинтересован, настолько он будет внимателен и сконцентрирован на уроках. А от этого зависит усвоение материала и развитие соответствующих навыков. Но на концентрацию внимания учащихся влияет множество факторов: это и индивидуальные особенности учащихся, интерес к теме урока, преподавание и даже настроение учащегося на момент урока. Поэтому, исходя из этих выводов и вопроса исследования, была сформулирована цель: развивать навыки эффективной коммуникации: интерпретации и анализа текстов, создания устного и письменного высказывания через использование различных методов и приёмов, повышающих внимание и интерес к учебному материалу , которую мы поделили на небольшие шаги, задачи:
— формировать атмосферу сотрудничества на занятиях с учётом важности внешнего фактора внимания;
— создать условия для развития творческих способностей и коммуникативных компетенций;
— ставить чёткие, конкретные и понятные задачи;
— использовать стратегии и приёмы, улучшающие концентрацию внимания;
— повысить мотивацию к обучению ученика С;
— создать условия для раскрытия потенциала ученика В;
— создать условия для развития одарённости ученика А.
До начала исследования в рамках Lesson Study были определены учащиеся, на которых будет фокус. Ученик С с младших классов испытывал затруднения на уроках русского языка, так как в его семье общение осуществляется на родном языке, также он предпочитает физическую деятельность, спортивные игры и мало читает. Ученик не выполнял домашнюю работу, часто не был готов к уроку, был невнимателен, отвлекаясь по любому поводу, поэтому затруднялся на уроках. При этом он болезненно воспринимал свои ошибки, боясь насмешек одноклассников и сам не верил в свой успех. Нужно было создать ситуацию успеха, чтобы ученик поверил, что может справляться с заданиями по предмету. С ним были организованы и проведены дополнительные занятия по закреплению материала. Но важным моментом стала итоговая творческая работа в конце прошлого учебного года по созданию текста собственной истории на основе вымышленного или реального сюжета. Ученик затруднялся в его составлении и потребовались дополнительные занятия, на которых, наряду с обсуждением сюжета, структуры и особенностей составления текста, ещё проводились беседы о личных увлечениях ученика, его мечте. Я предложила ему написать о том, чем он больше всего любит заниматься, придумать сюжет о том, что его мечта осуществилась и на этой основе он создал текст, конечно, путём нескольких исправлений, моих комментариев. Выступление получилось не отличное, но сюжет вызвал интерес одноклассников и в конце выступления ему аплодировали. После этой работы он стал более уверенным, почувствовал, что он не хуже других может справляться с заданиями по русскому языку. Это был первый шаг, но оставались еще проблемы с концентрацией внимания, невысокий словарный запас и слабая мотивация к учёбе.
На первых уроках в рамках исследования были трудности при организации групповых или парных заданий. Ученик С не был заинтересован, не сразу включался в работу, надеясь на других участников группы. При устных выступлениях он также старался возложить ответственность на других, как будто заранее зная, что не справится с работой. При наблюдении за учеником на других уроках, заметила, что он проявляет активность на уроках информатики и физики, то есть у него скорее математический склад ума, чем гуманитарный, так как, по словам коллег, на языковых уроках он больше затрудняется.
Ученик В всегда очень внимательный, ответственный, сосредоточенный на уроке, не отвлекается, делает необходимые записи и выполняет все предложенные задания, в том числе и домашние. Однако не проявляет активность, не переспрашивает при непонятных ситуациях, поэтому не всегда верно выполняет задания. В групповых и парных заданиях предлагает свои варианты, но неуверенно. При презентации своих работ испытывает волнение, что мешает ему в устном выступлении. Кроме этого, есть индивидуальная особенность: при устном выступлении учащийся часто говорит невнятно, как будто задерживает дыхание, как при сильном волнении. Это мешает пониманию и поэтому одноклассники часто не слушают его. При всём своём внимательном и ответственном отношении к уроку, ученик слабо справляется с итоговыми заданиями. Ученику нужна была поддержка, также ситуация успеха и умение справляться с волнением.
Наблюдения за учеником на уроках коллег показали, что он не переспрашивает сам, не поднимает руку, чтобы позвать учителя, даже если возникает вопрос или проблема. Он сидит и ждёт, когда учитель подойдёт сам, вследствие чего может отстать от учеников или же сделать задание неверно. Поэтому для себя отметила, что нужно подходить к нему и объяснять дополнительно, вообще, всегда держать его в поле зрения, всячески поощрять при устных выступлениях, чтобы создать доброжелательную атмосферу. Также следует проконсультироваться с психологом, чтобы выявить природу его индивидуальной особенности.
Ученик А очень активный, при групповых работах берёт на себя ведущую роль, часто выступает в роли спикера, но не может полностью организовать работу группы, часто выполняя сам работу, предназначенную для всей группы, иногда допускает ошибки в речи. Ученик новый, пришёл в этом году, поэтому нужно повторить с ним некоторые грамматические темы, которые не изучались в его школе. Также ему следует донести важность командной работы и воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.
Кроме этого, со всеми учащимися следует регулярно проводить словарную работу для понимания смысла и более чёткого, правильного произношения.
Учащиеся не всегда могли сконцентрироваться на задании, часто отвлекались на посторонние темы, поэтому не успевали выполнить вовремя задания урока.
Данные трудности приводили к тому, что не все участвуют в работе с текстами, соответственно, не участвуют в интерпретации и анализе художественных произведений или других текстов. Это затрудняло и работу над самостоятельным составлением текстов: устных (выступления, презентации) и письменных (эссе, сочинения и другие виды творческого письма). Следовательно, учащиеся не могли в полной мере выразить свои мысли, проявить навыки эффективной коммуникации.
Для достижения цели исследования и решения задач, проанализировав опыт предыдущей практики, решили сделать акцент на создании благоприятной коллаборативной среды, используя разнообразные методы и формы групповой работы. Кроме этого, включили активные стратегии обучения для создания интереса к предмету и игровые упражнения для развития концентрации внимания.
Сотрудничество с учителями помогло выявить сильные стороны учеников на других уроках, что способствовало применению дополнительных подходов. Также новый взгляд со стороны коллег помог увидеть причины проблемы в другом ракурсе и подобрать соответствующие стратегии и методы. Было решено включить задания, учитывая дифференциацию в соответствии с уровнем восприятия учащихся, разнообразить активные методы и приёмы, при формировании групповых работ учитывать уровень восприятия, уровень достижений по предмету и индивидуальные особенности характера учащихся. Также нужно было включить распределение ролей внутри группы, чтобы каждый ученик выполнял свою функцию в работе команды. Кроме этого, важно было использование приёмов, способствующих чёткому соблюдению тайм-менеджмента на всех этапах урока.
В групповых или парных работах при одинаковом задании всегда составляла критерии оценивания для задания, но стала более тщательно распределять учащихся в группы, по интересам, индивидуальным особенностям, по уровню. Кроме этого, помогло распределение ролей в группах, создание вопроса или задания для каждого ученика отдельно в группах.
Эффективными были такие стратегии и приёмы как «Мозговой штурм», «Верные и неверные утверждения», «Четвёртый лишний», «Игры индейцев» (описание картины по памяти). Различные виды чтения (чтение с пометами, осознанное чтение, чтение с заданиями) также способствовали развитию концентрации внимания. Кроме этого, учащихся заинтересовала работа в разных группах, их выбор на основе своих интересов. Например, для выполнения задания учащимся была дана возможность выбора своей позиции: художника, журналиста или историка. То есть анализ одного и того же текста, но с разной позиции, и здесь можно предложить учащимся любую роль: артиста, лингвиста и т. д. Это помогает анализировать текст с разных ракурсов и вызывает интерес учащихся, следовательно, повышает внимание к теме. Например, журналисты могут взять интервью у героя, раскрыв его внутреннее состояние, художники сделают его внешнее описание и описание характера, а историки могут выявить факты биографии, которые повлияли на становление его личности.
Также на развитие интереса к теме урока повлияло создание разнообразных заданий по теме, учащиеся должны были представить информацию по одной теме, но с разных позиций, например, история создания произведения, биография автора, связь с юнитом; и в разном формате: презентация, постер и диаграмма. Здесь опять-таки можно менять и формат, и форму в зависимости от задач урока и интереса учащихся.
Все эти методы и стратегии, помимо развития концентрации внимания, способствовали созданию интереса к темам и предмету вообще. В результат были отмечены следующие положительные моменты: повысилась в общем мотивация к обучению, учащиеся стали более ответственно относится к домашним заданиям, распределять работу в групповых заданиях, как в домашних, так и заданиях на уроке. Ученик С стал брать инициативу, проявляет ответственность в групповых заданиях, иногда берёт на себя роль лидера группы, распределяя роли внутри группы. Перестал боятся устных выступлений, чувствует себя намного уверенней. Кроме этого, при выполнении заданий на уроке, не отвлекается, а приступает сразу к выполнению и старается своевременно всё сделать. Конечно, предстоит ещё много работы по обогащению словаря, приучению к чтению и другой работы, но радует интерес к предмету и желание учиться.
Ученик В стал также более уверенным, повысилась успеваемость и нет большого волнения при устных выступлениях, хотя он также не проявляет большую активность в групповых заданиях, но это в силу индивидуальных черт характера. Он не боится устных выступлений и часто бывает в роли спикера от группы. Учащиеся с пониманием относятся к его особенности речи, не перебивают и не смеются при задержках и повторениях. В итоговой работе после дополнительного объяснения ученик показал более высокие результаты, чем раньше.
Ученик А также проявляет активность, самостоятельность, берёт на себя ведущую роль, справляется со всеми предложенными заданиями. Заметно, что он стал более ответственно относиться к совместной работе в групповых заданиях, оказывая поддержку членам своей команды. Но, думаю, что в этом исследовании мы были больше сфокусированы на менее мотивированных учениках и меньше времени уделяли самостоятельным ученикам, которые справляются с заданиями без помощи учителя. Поэтому следует продолжить работу по направлению «Обучение талантливых и одарённых» включая таких учащихся в управление учебной деятельностью в роли экспертов и способствуя развитию способностей учащихся.
Таким образом, применение активных методов обучения, создание ситуации успеха, тщательное деление на группы с учётом интересов учащихся, индивидуальные беседы по предмету способствовали повышению мотивации к учёбе в целом всего класса. Учащиеся стали активней работать на уроке, подходят во время перемены, чтобы обсудить какое-либо задание, стараются всегда выполнять домашние задания, распределяя работу между собой. В целом, результативней стала проходить групповая работа и улучшилась концентрации внимания.
Совместная работа с коллегами в рамках «Lesson study» показала, что работа по устранению проблем в определённом классе может быть эффективна при совместном планировании, анализе действий, а также при учёте индивидуальных особенностей каждого учащегося. Взгляд со стороны помогает учителю, а также и наблюдающему, содействует при рефлексии учителей и помогает корректировать деятельность учителя, подбирая эффективные стратегии и методы для развития успешности каждого учащегося.
На основе проведённого совместного исследования, мы ещё раз убедились, что ученики чувствуют внимательное отношение со стороны педагога и в ответ проявляют также внимательность и ответственность, поэтому важным фактором развития концентрации внимания и плодотворной работы на уроке является создание благоприятной среды, в которой учащимся интересно обучаться и взаимодействовать.
Литература:
- Купцова А. М., Зиятдинова Н. И., Зарипова Р. И., Зефиров Т. Л. (Казань 2017). Физиологические основы внимания. Развитие внимания у детей и подростков. Учебно-методическое пособие POSOBIE_VNIMANIE_1.PDF (kpfu.ru)
- Мальчишки и девчонки (23.07.2020) Как научить ребенка концентрироваться: техники и приемы. https://malchishki-i-devchonki.ru/kak-nauchit-rebenka-kontsentrirovatsya-tehniki-i-priemy.html
- Pandaland (25.10.2021) Как повысить внимание и концентрацию у школьника. Развитие концентрации внимания у школьника — Как повысить внимание и концентрацию у школьника: методы повышения внимания на сайте Pandaland.kz