В статье раскрывается важность развития туристического направления острова Ольхон. Анализируются основные проблемы развития туризма на этой территории и пути их решения путем создания сайтов в сети Интернет. Достопримечательностями для туристов являются озеро Байкал, отдых на природе, отдых в горах, активный отдых, однако не стоит забывать об особенностях культуры местного населения и сохранении окружающей среды. Метод, использованный для анализа интернет-площадок по туризму в регионе — это мониторинг посещаемости, наличие информации по различным направлениям, а также удобство в использовании сайта. Территориальный маркетинг — это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, в чьем внимании заинтересована территория. Необходимо создать сайт для развития туризма, поскольку поможет улучшению туристической среды. Интернет-площадка является отличным способом для развития туризма на территории.
Ключевые слова: туризм, интернет-маркетинг, остров Ольхон, туристическая инфраструктура.
Введение
Остов Ольхон достаточно живописное место, которое набирает в последние годы популярность у туристов, которых интересует активный вид отдыха и рекреационный отдых. Для развития индустрии туризма в этом регионе необходимо помнить о сохранении историко-культурном наследии, а также об сохранении уникальной экосистемы Байкала, потому что остров является природным заповедником и средоточием древнейшей культуры и обычаев Сибири. Стоит отметить, что индустрия туризма очень сильно пострадала в результате экономической ситуации, включая пандемию 2020–2021 годов. Однако тема туризма по-прежнему имеет огромное значение, как с точки зрения экономического, так и культурного просвещения. Тем самым мы усваиваем не только культуру «страны прибытия», но и культуру нашего родного региона. Познание себя через познание других — одна из важнейших культурных функций туризма и путешествий. Люди, прожившие всю жизнь в однородной культуре, не могут понять, что они живут «в культуре», и не могут оценить ее в сравнении с другими культурами. Туризм вносит вклад не только в географическое и социальное пространство, но и в культурное пространство, его конструирование и моделирование.
Исходя из прогнозных сценариев ЮНВТО на 2023 год, число международных туристических прибытий в этом году может достичь 80–95 % от до пандемического уровня, в зависимости от степени экономического спада. Согласно новым данным ЮНВТО, в 2022 году более 900 миллионов туристов совершили международные поездки, что вдвое превышает число, зарегистрированное в 2021 году, хотя все еще составляет 63 % от уровня, существовавшего до пандемии. Во всех регионах мира было зафиксировано заметное увеличение числа международных туристов. Генеральный секретарь ЮНВТО Зураб Пололикашвили сказал: «Новый год приносит больше поводов для оптимизма для глобального туризма. ЮНВТО ожидает успешного года для сектора, даже несмотря на различные вызовы, включая экономическую ситуацию и сохраняющуюся геополитическую неопределенность. Экономические факторы могут повлиять на то, как люди путешествуют в 2023 году, и ЮНВТО ожидает, что спрос на внутренние и региональные поездки останется высоким и будет способствовать более широкому восстановлению сектора». Поэтому можно предположить, что внутренний туризм еще больше возрастёт. Но тем не менее развитие туризма на острове Ольхон сталкивается с рядом проблем. В статье проанализированы основные проблемы развития туризма в данном регионе и как их можно решить с помощью создания интернет площадок.
Существующий сектор туристических услуг
В последние годы появился целый ряд тематических и эмпирических исследований, посвященных проблематике развития туризма на региональном уровне [8].
Притягательными факторами для туристов является озеро Байкал, отдых на природе, активный отдых и оздоровительный отдых. Также отдых на острове Ольхон славится исторически сложившимися этническими, культурными особенностями. Турпоток на остров Ольхон в июне — июле вырос на 20 %. Всё благодаря приезжим из других регионов РФ. В июне 2022 года турпоток на Ольхон составил 9312 человек, в июле, по данным на 21 июля, — 12 591. В июне 2022 года турпоток достиг 11 245 человек, в июле, по данным на 21 июля, — 16 147 туристов, сообщил собеседник агентства. Таким образом, в июне текущего года турпоток был больше на 17 %, чем в июне прошлого года, за прошедший период июля — на 22 %.
Приезд большого числа туристов провоцирует скопление автомобилей к парому от Сахюрты до Ольхона. Глава Приангарья Игорь Кобзев заявил, что в 2023 году власти организуют электронную очередь для удобства туристов.
Следует отметить, что опыт статистического наблюдения за туризмом в регионе основан на использовании официальной статистики и периодических статистических обследований для определения реальности, и направления туристических потоков на территории республики и формулирования предложений по развитию приоритетных туристических направлений, емкости проектов, объема инвестиций и ситуации с занятостью.
На данный момент официальных турагентств и тур операторов на острове насчитывается 6, однако в близлежащем городе Иркутске есть огромное множество туроператоров, которые организовывают туры на Ольхон.
Проблемы, препятствующие развитию туризма
Основными проблемами, препятствующими развитию туризма в анализируемых регионах, являются плохая транспортная доступность, высокие монопольные цены на авиа- и железнодорожный транспорт, особенно в разгар туристического сезона (эта проблема характерна для всех регионов России, при этом цена на транспорт увеличивается более чем в три раза в летний сезон, зимний Новый год и праздники в мае), туристический сезон — два месяца хорошей погоды, и то, что регионы, имеющие собственный туристический ресурс, озеро Байкал, проигрывают в конкурентной борьбе за региональный туризм.
Эти проблемы по-разному проявляются в разных регионах, но их решение актуально для всех регионов. Для создания современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса с развитой туристской инфраструктурой, что является главной целью в российском туристском секторе, необходимо создать все условия для привлечения частных и иностранных инвестиций в региональную туристскую индустрию, а также для создания и продвижения туристских продуктов на национальном и международном рынке, разработать современную маркетинговую стратегию.
Пути решения данных проблем
Всецело данные проблемы не решить, но для начала можно хотя бы убрать барьеры, которые мешают или останавливают туристов к приезду. На мой взгляд существует мало информации на просторах интернета о туризме в республике, и туристам приходится осматривать множество сайтов для того чтобы забронировать места, просмотреть какие общие условия отдыха или развлечений. Необходимо создать сайт, который будет содержать в себе всю необходимую информацию для развития туризма.
Таблица 1
Анализ конкурентной среды
Критерий |
Название |
https://lednabaykal.site/ |
https://ostrovok.ru/ |
https://www.tripadvisor.ru/ |
https://www.kp.ru/ |
https://travelandia.ru/ |
https://privettur.ru/ |
Интерфейс |
Красивый дизайн. Все лаконично и понятно. Отображает тематику. Нет рекламы и всплывающих окон. |
Простой понятный дизайн, без излишка. Нет рекламы и всплывающих окон. |
Простой понятный дизайн, без излишка. Нет рекламы и всплывающих окон. |
Неплохой дизайн, но не очень удобный в использовании. Есть реклама |
Хороший простой дизайн, не перегружен. Нет рекламы |
Хороший дизайн, из неудобств приходится долго листать что бы добраться до других разделов |
|
Возможность бронирования |
Да, но нет списка какие именно |
Есть очень много мест, показывает где уже все занято. Есть подробная информация |
Есть очень много мест, показывает где уже все занято. Есть подробная информация |
Есть карта, на которой можно посмотреть места проживания и выбрать наиболее подходящее для себя |
Есть небольшое количество |
Есть много вариантов, так же можно указать интересующие критерии. Можно посмотреть на карте |
|
Языки |
Русский |
Большой список языков, |
Русский |
Русский |
Русский |
Русский |
|
Наличие справочной информации и общей информации |
Информация представлена только о туре, очень кратко |
Нет |
Нет |
Есть, но не полный перечень |
Есть |
Есть |
|
Рекомендации, отзывы |
Нет |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Есть |
|
Климат и погода |
Нет, но можно написать им чтобы узнать |
Нет |
Нет |
Есть краткая информация |
Есть немного информации, но нет уверенности в ее актуальности |
Есть немного информации, но нет уверенности в ее актуальности |
|
Карта |
Нет |
Интерактивная |
Интерактивная |
С расположением мест проживания, интерактивная |
Интерактивная |
Интерактивная |
|
Социальные сети |
Есть |
Есть |
Нет |
Есть |
Есть |
Есть |
|
Фотогалерея |
Представлены в 2х местах на сайте с разными фотографиями |
Только фотографии мест проживания |
Только фотографии мест проживания |
Нет, но есть отдельные фотографии достопримечательностей |
Нет |
Нет |
|
Готовые туры или их составление по заказу клиента |
1 готовый тур |
Нет |
Нет |
Есть готовые туры на любой вкус |
Нет |
Нет |
|
Таблица 2
Сравнительная таблица
Название |
Языки |
Карта |
Наличие справочной информации |
Фотогалерея |
||||
Английский |
Интерактивная |
Перечень турбаз |
Климат и погода |
Достопримечательности |
Прейскурант |
Природа Ольхона |
Места проживания |
|
https://lednabaykal.site/ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
https://ostrovok.ru/ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
https://www.tripadvisor.ru/ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
https://www.kp.ru/ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
https://travelandia.ru/ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
https://privettur.ru/ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Наш сайт |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
По таблицам 1 и 2 можно сделать вывод, что наш сайт будет наиболее удобным, функциональным и привлекательным для туристов. Также предполагается, что с помощью него будет увеличен поток туристов как со всей России, так и зарубежных туристов. Данное предположение можно сделать благодаря выводам из второй таблицы.
Заключение
Очевидно, что в связи с рядом критериев в настоящее время развивать и совершенствовать туризм проблематично, но создание благоприятной инфраструктуры туризма окажет благотворное влияние как на местное поселение, так и на самих отдыхающих. Для республики это хороший заработок, а для туристов отличный отдых. Тем не менее, республике требуется инфраструктура для сохранения культурных ценностей. Интернет площадки помогут наладить связь с туристами: выслушать их жалобы или предложения, разъяснить некоторые границы доступности территории и местной медицины. Интернет площадка является отличным началом для развития туризма в республике.
Литература:
- Туризм вернется к допандемическому уровню в некоторых регионах в 2023 году. — Текст: электронный // UNWTO: [сайт]. — URL: https://www.unwto.org/news/tourism-set-to-return-to-pre-pandemic-levels-in-some-regions-in-2023
- Турпоток на остров Ольхон в июне — июле вырос на 20 %.. — Текст: электронный // Байкальские зори: [сайт]. — URL: https://baikzori.ru/articles/media/2022/7/28/turpotok-na-ostrov-olhon-v-iyune-iyule-vyiros-na-20-vsyo-blagodarya-priezzhim-iz-drugih-regionov-rf/