В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: сенсорное восприятие, ребенок, игровая деятельность, дошкольный возраст, сенсорная игра, сенсорное развитие, дидактическая игра.
Дети начинают учиться через свои сенсорные системы с рождения. Сенсорное развитие в раннем детстве важно для общего состояния здоровья и дальнейшего благополучия, ведь именно оно формирует основу обучения и восприятия ребенка. Дети начинают реагировать на сенсорную стимуляцию с первых дней: они поворачивают голову на звук, следят за объектами глазами и обнаруживают свои руки и ноги, прикасаясь к ним. Позже они начинают развивать координацию глаз и рук и будут использовать свои руки, чтобы дотронуться до того, что видят. Затем они начинают исследование системы «глаза-руки-рот», отправляя предметы в ротовую полость, что стимулирует чувство вкуса. Гораздо позже у них развивается зрительное восприятие глубины, что позволяет им безопасно передвигаться, не падая с лестницы и не натыкаясь на предметы.
Хотя чувства развиваются независимо, к концу первого года жизни дети достигают сенсорной интеграции. Тем не менее, по мере того, как ребенок растет и приближается к школьному возрасту, ему также важно развивать сенсорное восприятие. Развитие восприятия — это основа, необходимая для любого формального обучения в будущем. У ребенка-дошкольника, который испытывает проблемы с развитием восприятия, будут в дальнейшем проблемы, именно поэтому крайне важно, чтобы дети получали раннюю стимуляцию для развития всех этих навыков.
Сенсорное восприятие — это организация, идентификация и интерпретация информации, которая обрабатывается с помощью органов чувств. Иными словами, это то значение, которое мозг придает информации, которую он получает от органов чувств.
Стоит отметить, что развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста связано с понятием сенсорной обработки, которое относится к тому, как мозг реагирует на многочисленные сенсорные ощущения от ушей, глаз и других органов. Информация, полученная от них, должна быть понята и правильно интерпретирована мозгом, чтобы он мог подсказать телу, как правильно реагировать. Когда мозг обрабатывает сенсорную информацию должным образом, ребенок способен вести себя осмысленно и последовательно.
С самого рождения органы чувств посылают сигналы в мозг для обработки. Чем больше информации отправляется в мозг, тем больше обрабатывается и тем больше развивается мозг. Это означает, что лучший способ развить сенсорную обработку для родителей — стимулировать чувства ребенка, чтобы он мог учиться.
Поднимая вопрос средств развития сенсорного восприятия, нельзя не отметить, что один из лучших способов способствовать сенсорному развитию ребенка — это сенсорная игра. Сенсорная игра — это любая игровая деятельность, которая стимулирует следующие чувства ребенка: вкус, осязание, слух, обоняние, а также его вестибулярный аппарат и проприоцепцию. В труде «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Л. С. Выготский, известный российский психолог, предположил, что благодаря стимуляции воображаемой игры на сенсомоторной стадии дети могут переходить к еще более высоким формам символического мышления [1].
Сенсорная игра предполагает развитие сенсорного восприятия ребенка через продуктивные виды деятельности: например, лепку, рисование, конструирование, игру с песком или водой. Наиболее эффективная сенсорная игра — это игра, носящая дидактический характер. Наличие правил, фиксированная структура игровой деятельности, система оценивания — эти особенности дидактической игры позволяют организовать сенсорное воспитание как целенаправленный, логически выстроенный и содержательный процесс.
Посредством сенсорных дидактических игр ребенку дошкольного возраста открывается широкий диапазон возможностей, благодаря чему его развитие сенсорного восприятия происходит с большим успехом. Во-первых, в процессе игровой деятельности ребенок воспринимает окружающие предметы и их свойства. Дошкольнику предлагается сначала обнаружить и осмыслить целостный облик предмета, с которым он взаимодействует, а затем выделить его основные части и определить их свойства — форму, размер, цвет, материал, запах и т. п. Во-вторых, дидактическая игра вовлекает ребенка в пространственную область: внимание уделяется определению соотношения частей предмета друг с другом и их ориентации в пространстве. В-третьих, дошкольник получает возможность соотносить свойства и признаки предмета с сенсорными эталонами. Сравнение в данном случае выступает в роли дидактического метода, благодаря которому устанавливаются черты сходства и различия между объектами, с которыми ребенок взаимодействует. Также ряд дидактических игр базируется на словесном обозначении признаков предмета: детям предлагается рассмотреть несколько объектов, сказать, чем они похожи и чем различны, то есть словесно сравнить их качества, — это позволяет дошкольника достаточно прочно овладеть сенсорными навыками.
В отечественной психологии и науке изучением и разработкой сенсорных игр, носящих дидактический характер, занимались Е. В. Зворыгина, Е. И. Тихеева, Н. Н. Поддьяков [4]. Обобщая труды данных исследователей, можно выделить следующие виды игр, развивающих сенсорное восприятие детей дошкольного возраста:
- Игры-поручения, в основе которых детский контакт с игрушками и прочими объектами;
- Игры-соревнования, побуждающие ребенка соперничать, состязаться с другими детьми для достижения победы;
- Игры-загадки, основанные на изображении одного предмета посредством другого и требующие мыслительной деятельности детей для поиска отгадки;
- Сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок играет какую-либо роль;
- Игры-прятки, основанные на том, что какой-либо предмет исчезает, а затем появляется.
Как отмечает И. В. Мелехина в своей статье «Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей», практически любая игровая деятельность оказывает положительный эффект на развитие сенсорного восприятия [3].
Кроме того, обогатить опыт сенсорного восприятия помогает использование дидактических игрушек и вспомогательных предметов в процессе игровой деятельности. Игрушки для сенсорного развития можно классифицировать следующим образом: мягкие игрушки — влияют, прежде всего, на тактильный аспект сенсорного восприятия; игрушки, развивающие координацию движений (игровые коврики, ленты, массажные поверхности, дорожки); игрушки-конструкторы простого (пирамидки, кубики, цилиндры, шары) и сложного (паззлы, мозаики, наборы для сборки) типа; музыкальные игрушки (погремушки, флейты, трубы, барабаны). Каждый из типов, воздействуя на тактильные, оптические, акустические ощущения, позволяет ребенку познакомиться с окружающими предметами, научиться ими пользоваться, что положительно сказывается и на развитии сенсорного восприятия.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста — это процесс, который требует особого внимания и сопровождения. Основополагающим средством данного процесса служит сенсорная игра, применяемая с дидактическими целями. Немалую роль для формирования сенсорного опыта играет и применение игрушек и прочих вспомогательных предметов. В результате такого воспитания, которое ориентировано на формирование нормального сенсорного восприятия, ребенок осваивает способы чувственного познания мира, формирует представления о внешних свойствах предметов, совершенствует сенсорные навыки, — успешность в этом, в свою очередь, определяет и уровень подготовки ребенка-дошкольника для дальнейшего поступления в учебное заведение и получения образования.
Литература:
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Психология развития. СПб, Питер, 2001. С.56–79.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. –315 с.
- Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136–139.
- Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей / под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981–192 с.