Иммунитет некоторых должностных лиц публичной власти и юридическая ответственность: историко-правовой аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 03.03.2023

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Ю. С. Иммунитет некоторых должностных лиц публичной власти и юридическая ответственность: историко-правовой аспект / Ю. С. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100508/ (дата обращения: 19.12.2024).



Иммунитет (immunitas) в лингвистическом аспекте предстает как сложная, неординарная фразеологическая единица, связанная прежде всего с медицинскими и юридическими аспектами.

Термин иммунитет находит свое отражение в медицине, биологии, ветеринарии.

Последнее прежде всего обусловлено наличием иммунитета у той или определенной страты субъектов. Изначально, со времен возникновения дипломатических сношений между государствами, иммунитетом наделялись послы (дипломаты), осуществляющие свои функции в других странах. «Вместе с тем посол, — указывал Д. Б. Левин, — рассматривается как alter ego своего государя, как некто, олицетворяющий достоинство и престиж абсолютного монарха, и эта идея придает заметную окраску всему правовому статусу посла» [1, с. 19].

Особо выделялись в рассматриваемом законодательном сегменте законы древнеримского государства, а также Ясса Чингисхана. Справедливости ради, надо отметить, что посольский иммунитет был характерен (хотя бы в качестве обычного права) практически для любого государства как рабовладельческой, так и феодальной эпохи. Данные дипломатические обыкновения были востребованы и в дальнейшем, составив в настоящее время основу регламентации дипломатических сношений.

Надо сказать, что время феодализма обусловила новое юридическое значение рассматриваемого феномена. Он стал обозначать автономный институт права, подразумевающий собой совокупность правомочий, которые мог реализовывать хозяин феода. «… Характерная черта феодального строя в той форме, в какой он возник во Франкском государстве, а затем распространился по всей Европе (за исключением Швеции, Норвегии и Финляндии, — отмечает Э. Апперс, — заключалась в правовом иммунитете как самого феодала, так и его чиновников. Это в той же мере относилось и к собственности церквей. Королевские чиновники даже не имели права и ногой ступить на землю феодала или его вассала. Не имели они и права вершить какой бы то ни было суд или чинить расправу и устраивать экзекуции на их землях, т. е. исполнять свои прямые обязанности по долгу и службе на этих землях. Земли феодалов и их вассалов не подлежали официальному обложению налогами» [2, с. 136].

С развитием общественных отношений и совершенствованием системы их правового регулирования, совершенствовался и институт феодального иммунитета. Иммунитеты стали находить свое отражение в грамотах, которые выдавали суверены (монархи) каким-либо своим подданным (обычно из числа крупных феодалов). Так, в одной из грамот (Грамота короля Дагоберта I Ресбахскому Монастырю» (635 г.)) прямо указывалось, «чтобы никакая государственная судебная власть, ни настоящая, ни последующая, не смела входить на земли монастыря, право владения которыми когда-либо проистекало (для него) или от нашей щедрости, или от пожалований... для слушания судебных дел или взыскания чего-либо»... [3, с 95].

При этом подобные грамоты просто юридически оформляли уже объективно сложившиеся отношения в условиях Средневековья.

Характерным является и то, что в русских феодальных княжествах параллельным образом шел такой же процесс. Крупные собственники феодальных поместий получали так называемые «тарханные грамоты», сутью которых была неподсудность как самого феодал, так и тех, кто проживает на его земле, от централизованной юрисдикции.

Эволюционное развитие общественных отношений привело к новой интерпретации категории иммунитет. В Англии (примерно с начала пятнадцатого столетия) он стал обозначать особые условия привлечения к ответственности депутатов парламента.

Безусловно сыграли свою роль в трансформации иммунитета и прошедшие в Европе революционные события.

В частности, именно в революционной Франции были законодательно оформлены предписания, составляющие в настоящее время институт парламентского иммунитета.

Своеобразно развивался институт иммунитета в России. Интересным являлось то, что первым иммунитетом был иммунитет священников, относительно сведений, полученных последними на исповеди. В частности, А. В. Скопинский писал о том, что один из актов обрядового характера (Номоканон при Требнике 1662 года) прямо «воспрещал открывать тайну исповеди, грозил за это тяжкою карой» [4, с. 29].

Иммунитет свидетелей (в том числе и священников) был подтвержден в прогрессивном для своего времени нормативном акте — Уставе уголовного судопроизводства, принятого в результате проведения Великих реформ в 1864 году. Наряду со священнослужителями, названный правовой акт выделял множество категорий лиц, обладающих правом свидетельского иммунитета.

Одновременно были предприняты шаги, направленные на обеспечение независимости судейского корпуса. Досконально был прописан (задолго о современных нормах о Дисциплинарном присутствии) порядок иммунитета судей в проекции к дисциплинарной ответственности.

Глава государства — самодержец, а также члены правящей семьи Романовых, обладали не просто иммунитетом от мер юридической ответственности. Их правовой статус характеризовался так называемым индемнитетом, то есть полной безответственностью (неподверженностью ответственности).

События, имеющие окраску политического кризиса, произошедшие в империи в начале двадцатого века обусловили появление первого российского парламента. Несмотря на трагические события, связанные с роспуском I Государственной Думы, можно с уверенностью констатировать наличие иммунитета у членов представительного органа Российской империи. В частности, содержание депутатской неприкосновенности составляли положения ст.ст. 14,15 и 16 Учреждения Государственной Думы 20.02.1906 г. Ст. 14 гарантировала депутатам полную свободу суждений и мнений. Соответствовали их речи видам и намерениям правительства, а также действующему законодательству или нет — юридически безразлично: основанием для привлечения к ответственности они служить не могли. Ст. 15 устанавливала запрет на преследование депутатов в полицейском или административном порядке, а ст. 16, в свою очередь, предусматривала обязательное согласие палаты на лишение депутата свободы.

Декларативные заявления представителей советских государственных и партийных структур, вовсе не отменяли многие предписания относительно правовой регламентации иммунитета.

Так, в частности, был сохранен иммунитет дипломатических представителей иностранных держав (несмотря на их обвинения в принадлежности к буржуазным государствам), отчасти даже действовали некоторые положения о свидетельском иммунитете. Сразу же был оговорен особый порядок привлечения и наложения мер юридической ответственности к должностным лицам некоторых высших советских и партийных органов (например, ВЦИК, Совнарком и т. п.).

Надо отметить, что иммунитет сохранялся в законодательстве на протяжении всего советского периода.

Естественно, что об этом компоненте предпочитали не говорить, поскольку объективная реальность (наличие иммунитета у отдельных категорий лиц) не соответствовала советской официальной идеологической доктрине о СССР как о государстве всеобщего, в том числе и юридического равенства.

Именно подобная завеса тайны привела к том, что с началом перестройки и углубивших ее процессов распада Советского Союза иммунитет стал подвергаться популистской, необоснованной критике, о чем уже упоминалось выше.

При этом не принималось в расчет, что избранные на волне реформ депутаты нуждались в особой юридической защите, что и было сделано посредством принятия целого ряда нормативных предписаний, прямо устанавливающих иммунитет членов представительских органов различного уровня [5].

Учрежденный пост Президента СССР также характеризовался таким качеством как иммунитет, определяемый термином неприкосновенность [6]. Нормы данного закона затем были имплементированы в Основной закон страны Советов и это было первым официальным конституционным закреплением данного компонента особого статуса главы государства.

Надо отметить, что иммунитет, которым обладал глава государства не был полностью абсолютным. Наряду со статьями о неприкосновенности, анализируемый нормативный акт содержал и четкие предписания о прядке снятия (лишения) Президента неприкосновенности.

В одном из первых законодательных актов новейшей России была статья (ст. 16), посвященная регламентации неприкосновенности судей [7]. Впервые было открыто заявлено о неприкосновенности судей и раскрыто само понятие и содержание этой неприкосновенности. Признавая справедливость критики анализируемого закона [8], особенно в его первоначальной редакции, нельзя не признать все его положительное значение как фундаментальной основы конструирования правового статуса современного российского судьи [9].

Бесспорным прогрессивным шагом стало закрепление положения о свидетельском иммунитете в Конституции РФ (ст. 51).

Надо отдать должное и разработчикам УПК РФ, в котором предусмотрены нормы об особом порядке проведения процессуальных действий в отношении целого ряда субъектов.

Важнейшим нормативным актом, способствующим цивилизованной передаче власти в России, послужила фиксация и детальная регламентация гарантий экс-Президенту РФ, среди которых важнейшая (на наш взгляд) — неприкосновенность бывшего главы государства.

Таким образом, можно констатировать сложный, неоднозначный эволюционный путь категории «иммунитет». Данный феномен оказался действующим и востребованным при разных политических режимах, при различной конъюнктуре можно констатировать его существование.

Построение правового государства в современной России во минимизирует отрицательные качества, без сомнения имеющиеся у иммунитета. Подобное, однако, в еще большей степени детерминирует необходимость изучения правового иммунитета.

Литература:

  1. Левин Д. Н. Дипломатический иммунитет. М.: Изд-во АН СССР, 1949. 416 с.
  2. Апперс. Э. История европейского права: [пер. со швед.: Р. Л. Валинский и др.]. М.: Наука, 1999. 394 с.
  3. Малько А. В., Суменков С. Ю. Привилегии и иммунитеты как особые правовые исключения. Пенза: ИИЦ ПГУ, 2005. 180 с.
  4. Скопинский А. В. Свидетели по уголовным делам: Пособие для практиков. М.: Кн. маг. И. К. Голубева, п/ф «Правоведение», 1911. 198 с. — репринтная копия.
  5. Закон СССР «О статусе народного депутата СССР» от 31 мая 1990 г. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 24. Ст.443.
  6. Закон СССР от 14 марта 1990 г. «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 12. Ст.189.
  7. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792.
  8. Малько А. В., Суменков С. Ю. Правовой иммунитет: теоретические и практические аспекты // Журнал российского права. 2002. № 2. С. 16–23.
  9. Терехин В. А., Суменков С. Ю. Правовой иммунитет как необходимый элемент статуса судей // Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М. И. Байтина. Вып. 5 (14). Саратов, 2006. С. 37–46.
Основные термины (генерируются автоматически): иммунитет, наличие иммунитета, Россия, свидетельский иммунитет, Государственная Дума, Европа, нормативный акт, правовой иммунитет, правовой статус, юридическая ответственность.


Похожие статьи

Юридические лица как субъекты бюджетного права: проблемы правовой идентификации

Виды и особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: теоретические аспекты

Права сотрудника полиции как субъекта административно-юрисдикционной деятельности: проблемы теории и практики

Уменьшение налогового бремени как правомерное поведение: теоретико-правовой аспект

Историко-правовой аспект регулирования личных неимущественных отношений супругов в России

Участие институтов гражданского общества в обеспечении реализации экологического законодательства: сравнительно-правовой анализ

Специфика института контракта с участием государства: правовые аспекты

Язык руки как символический код общения: историко-психологический аспект

Сравнительно-правовой аспект юридического содержания обязанностей человека и гражданина

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Похожие статьи

Юридические лица как субъекты бюджетного права: проблемы правовой идентификации

Виды и особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: теоретические аспекты

Права сотрудника полиции как субъекта административно-юрисдикционной деятельности: проблемы теории и практики

Уменьшение налогового бремени как правомерное поведение: теоретико-правовой аспект

Историко-правовой аспект регулирования личных неимущественных отношений супругов в России

Участие институтов гражданского общества в обеспечении реализации экологического законодательства: сравнительно-правовой анализ

Специфика института контракта с участием государства: правовые аспекты

Язык руки как символический код общения: историко-психологический аспект

Сравнительно-правовой аспект юридического содержания обязанностей человека и гражданина

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Задать вопрос