Статья посвящена описанию принудительных мер по взысканию задолженностей с физических лиц налоговыми органами.
Ключевые слова: налоговые органы, принудительное взыскание задолженности, судебный приказ, Кодекс об административном судопроизводстве, Налоговый кодекс, обязательные платежи, задолженность, заявление о вынесении судебного приказа.
The article is devoted to the description of coercive measures to collect debts from individuals by tax authorities.
Keywords: tax authorities, enforcement of debt, court order, Code of Administrative Procedure, Tax Code, mandatory payments, debt, application for a court order.
Актуальность выбранной темы обусловлена важностью непрерывной и качественной работы системы налогообложения в стране.
Важность налоговых поступлений для государства трудно переоценить, поскольку налоги являются важнейшей частью бюджета государства, они влияют на экономический рост, устойчивость развития, структурные сдвиги в экономике, в конечном счете, на качество жизни и уровень благосостояния населения. Кроме того, налоги составляют основную часть доходов федерального бюджета Российской Федерации и только при условии поступления налогов, государство имеет возможность реализовать обязанности, установленные законодательством.
Наличие у экономических субъектов задолженности по налогам и сборам может стать одним их значительных дестабилизирующих социально-экономических факторов, поскольку она существенным образом ограничивает объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства [4].
Налоговые органы ежедневно сталкиваются с такой ситуацией, как неуплата или неполная уплата налогов и сборов налогоплательщиками. После истечения установленного срока налогоплательщик, не уплативший своевременно налог, переходит в категорию должников.
Анализ динамики текущей задолженности по налогам и сборам показывает практически ежегодный рост. В связи с чем, закрепленный законодательно механизм по принудительному взысканию задолженностей налоговыми органами необходим для осуществления возложенных на государство функций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также п. 1 ст. 23 НК РФ, установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 9 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) предусмотрено право налоговых органов взыскивать задолженность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Следовательно, в случае неисполнения обязанности установленной Конституцией РФ и НК РФ по своевременной уплате налогов и сборов, то налоговый орган, вправе взыскать задолженность в судебном порядке в соответствии с законодательством о налогах и сборах и правилами предусмотренными административным судопроизводством.
Статьей 48 НК РФ определена процедура взыскания обязательных платежей и санкций при которой налоговый орган вправе обратится с заявлением о взыскании задолженности:
— в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования выставленного в соответствии с статьями 69 и 70 НК РФ об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
— не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей.
Судебные приказы по административным делам выносит мировой судья (ст. 17.1 КАС РФ). В части 1 статьи 123.1 КАС РФ определено понятие судебного приказа. Под таковым законодатель понимает судебный акт, подлежащий вынесению судьей единолично, причем лишь по одной категории заявлений: по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с положениями статей 17.1 и 123.3 КАС РФ, рассмотрение заявлений о вынесении судебного приказа отнесено к исключительной подсудности мировых судей вне зависимости от суммы подлежащей взысканию.
При обращении с заявлением о вынесении судебного приказа, налоговые органы в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Заявление о вынесении судебного приказа направляется налоговыми органами по общему правилу определения подсудности, которые установлены статьями 22 и 24 КАС РФ.
Необходимо отметить, что рассматриваемое заявление должно содержать определенные сведения как о должнике так и о взыскателе. Данные сведения в значительной степени схожи с требованиями к административному исковому заявлению, установленными частью 1 статьи 287 КАС РФ.
Исчерпывающий перечень требований к сведениям указан в статье 123.3 КАС РФ и в случае несоблюдения формы и содержания заявления мировой судья в соответствии с статьей 123.4 КАС РФ вправе отказать в принятии либо вернуть такое заявление. О возвращении заявления о вынесении судебного приказа или об отказе в его принятии суд выносит определение в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд в соответствии с требованиями статьи 199 КАС РФ. В случае отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговый орган утрачивает право на повторное обращение суд с таким же заявлением. Вместе с тем, если в принятии заявления отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ.
Такое обращение возможно в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В таком случае в административном исковом заявлении должны содержаться сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа. К административному исковому заявлению также необходимо приложить соответствующее определение мирового судьи. Данная правовая позиция содержится в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 [5].
На основании статьи 123.7 КАС РФ, судебный приказ вступает в законную силу через 20 дней с дня его направления должнику, если в установленный законом срок от должника не поступают возражения. Вступивший в законную силу судебный приказ обязателен для исполнения органами государственной власти, организациями и гражданами, а также подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. После вступления судебного приказа в законную силу, он выдается взыскателю для последующего принудительного исполнения. Если же от должника в установленный законом срок поступают возражения относительно исполнения судебного приказа, то он подлежит отмене, о чем судьей выносится определение. Причины несогласия должника с вынесенным приказом не выясняются. Следует отметить, что закон допускает возможность отмены судебного приказа и после истечения срока для подачи возражений, что возможно лишь в том случае, если установленный законом срок нарушен по уважительным, не зависящим от должника причинам.
Частью 4 статьи 48 НК РФ установлено, что при отмене судебного приказа налоговый орган вправе обратиться с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в суд общей юрисдикции в течении шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, в настоящее время одной из главных задач, стоящих перед налоговыми органами, является обеспечение полноты и своевременности поступления в бюджет налогов и сборов, установленных законодательством, а взыскание задолженностей налоговыми органами является необходимым механизмом, позволяющим соблюдать финансовое благополучие как государства, так и всего общества в целом.
Литература:
- Конституция Российской Федерации с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года (+ сравнительная таблица изменений). Редакция 2021 года. — Москва: Эксмо, 2021.
- Налоговой кодекс Российской Федерации (НК РФ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
- Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/
- Севостьянов И. А. Механизмы принудительного взыскания налоговой задолженности: проблемы и пути решения. // Промышленность: экономика, управление, технологии. — 2016. — С. 82–85.
- Соловьёв А. А. Приказное производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций: новеллы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. // Административное и муниципальное право. — 2018. — С. 1–12.