Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает инвестиции в поддержание системы жизнеобеспечения населения страны в качестве приоритетной области государственных расходов. Расходы на образование — это именно такой вид инвестиций, поскольку развитие различных секторов экономики напрямую зависит от уровня образования в обществе.
Ключевые слова : образовательные организации, управление, финансы.
The new stage of economic and social reforms in Russia provides for investments in maintaining the life support system of the country's population as a priority area of public spending. Spending on education is exactly this type of investment, since the development of various sectors of the economy directly depends on the level of education in society.
Keywords: educational organizations, management, finance.
Доходная часть государственного образовательного учреждения формируется из [5]:
- Нормативное бюджетное финансирование;
- Доход от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности;
- Доход от аренды освобожденных площадей и ресурсов
Расходная часть государственного образовательного учреждения состоит из:
— Затраты на рабочую силу, стипендии, трансферы;
— Коммунальные расходы;
— Текущие и базовые расходы на техническое обслуживание территории, зданий, сетей, коммуникаций и т. д.;
— Выберите и профинансируйте приоритетные области для развития учреждения.
Бюджетное учреждение не имеет права использовать бюджетные средства по своему усмотрению, поскольку Финансовый департамент предоставляет целевые средства для расходования тематических проектов. Подавляющее большинство дошкольных образовательных учреждений и школ обслуживаются финансовыми учреждениями через централизованные бухгалтерии. Параллельно с законодательством в области образования в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3].
Это дает ответственному лицу право делать выбор в зависимости от объема бухгалтерской работы: создать бухгалтерские службы как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или передать бухгалтерию в централизованную бухгалтерию на контрактной основе. Независимо от того, какую учетную политику выберет государственное учреждение, его производственные и хозяйственные расходы осуществляются за счет средств учредителя, доходов от собственной предпринимательской деятельности и других внебюджетных ресурсов.
Обычно учредителями государственных и муниципальных образовательных учреждений являются органы управления, и в соответствии с законом эти учреждения несут ответственность за финансирование расходов по выполнению государственного заказа. Государственный заказ является одним из новых интерактивных механизмов в области удовлетворения общественных потребностей и не зависит от формы собственности его исполнителей.
Национальный заказ ограничен возможностью бюджетного финансирования и рамками национальных стандартов, которые формируются федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В связи с этим нехватка бюджетных средств и недостаточная гибкость национальной системы являются основными факторами создания негосударственных образовательных учреждений, включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования.
Основным документом, регулирующим обязанности и права учредителей и образовательных учреждений, является соглашение о взаимоотношениях между ними и устав образовательных учреждений. Согласно федеральному закону «Об образовании», устав самостоятельно разрабатывается образовательными учреждениями.
Соглашение о взаимоотношениях между образовательными учреждениями и учредителями является двусторонним актом, который определяет процедуры финансирования и управления образовательными учреждениями и включает другие юридические аспекты. При формализации договорных отношений по распределению финансовой власти подробно оговариваются обязательства, права и ответственность сторон, а вопросы институциональной деятельности строго регламентируются [6, c. 122]. Если ответственность означает требования к объему и характеру работы, то права создают условия для ее выполнения, а ответственность означает, что за ненадлежащее выполнение обязанностей могут быть наложены санкции со стороны вышестоящих органов.
Учредители берут ответственность на себя финансировать учреждение на основе утвержденной сметы расходов. Если у организации нет независимой бухгалтерии, то учредитель обещает предоставлять финансовые и бухгалтерские услуги для ее деятельности через централизованную бухгалтерию. Учредитель обязан регулярно контролировать соблюдение условий договора и анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Обязанностью образовательного учреждения является своевременное предоставление учредителям плана развития причин потребности в бюджетных средствах, а также количества источников внебюджетных средств, ожидаемых к получению, расходования бюджетных средств по назначению и эффективного использования имущества выделено учреждению. Это положение позволяет учебным заведениям самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуры управления деятельностью в рамках выделенных средств на заработную плату, а также выплачивать сотрудникам надбавки, доплаты и другие стимулы; привлекать больше источников финансирования.
Общие процедуры финансирования расходов во всех секторах регулируются Законом о бюджете Российской Федерации [1]. Согласно ему, все учреждения и организации, финансируемые из бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители представлены агентством по управлению и являются главными распорядителями бюджетных средств. Они утверждают сметы доходов и расходов, формулируют бюджетный перечень и корректируют его в рамках полномочий вспомогательных органов, готовят всеобъемлющие отчеты и осуществляют мониторинг деятельности различных учреждений [8, c. 126].
Характер целевого показателя для распределения ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между тематическими статьями не допускается.
Процесс расходования бюджетных средств [7, c. 81]:
Министерство (департамент) рассылает утвержденные сметы подведомственным ведомствам, то есть годовой план финансирования, разделенный на кварталы. Эти сметы представляются каждым агентством в свои местные финансовые департаменты с целью использования бюджетных средств для этих департаментов.
Согласно лимиту, полученному от Министерства финансов (контролирующего показатели финансирования на следующий месяц или другие периоды, что означает, что указанная сумма будет выделена из бюджета, и на эту сумму могут быть подготовлены расходные документы и могут быть приняты определенные обязательства), каждое министерство и ведомство распределит ее подчинить образовательные учреждения и представить это распределение в Министерство финансов в форме реестра.
Имеется утвержденная смета и получен лимит, Министерство финансов, в случае их сопряжения (лимит не превышает расчетного распределения и соответствует детализированному распределению), подтверждает возможность расходования бюджетных средств.
Образовательные учреждения представляют документы о расходовании бюджетных средств (заработная плата, распоряжение о перечислении средств в фонды социального страхования, пенсионные фонды, уплата налогов и т. д.) в Министерство финансов.)
Если документы подготовлены правильно и в рамках подтвержденных обязательств, Министерство финансов аннулирует бюджетные средства с бюджетного счета.
Таким образом, финансирование образовательных учреждений — это процесс, направленный на решение их текущих задач и задач развития. В целом, в современной российской практике бюджетные ассигнования на реализацию государственных гарантий в сфере образования определяются на основе применения стандартизированных элементов процесса обучения, финансового распределения расходов и формирования государственных (муниципальных) заказов в соответствии с видом бюджетных услуг. Права и обязанности учредителей и образовательных учреждений оговариваются договором.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Российская газета. — 1998. — № 153–154.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Российская газета. — 2012. — № 303.
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Российская газета. — 2011. — № 278.
- Басовский, Л. Е. Финансовый менеджмент: Учебник / Л. Е. Басовский. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 240 с.
- Вавилова А. А. Образовательное учреждение: бюджетное или автономное? [Электронный ресурс] // Справочник руководителя образовательного учреждения. — Режим доступа: http:// edu.resobr.ru/ archive/year/ articles/2200/. 2010
- Вифлиемский А. Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. Книга 2. М.: Народное образование, 2020. — 384 с.
- Гейко К. Э. Финансовый механизм системы образования: современное состояние и перспективы развития / К. Э. Гейко, О. С. Хоршева, О. И. Карепина // Новая наука: от идеи к результату. — 2016. — № 12–1. — С. 80–84.
- Капцова В. С. Финансовый механизм системы образования: современное состояние и развитие // Материалы VIII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». — 2016. — С. 123–129.