В статье автор предлагает свой вариант арт-терапевтической помощи средствами изобразительного искусства в технике кофе-арт в сочетании с техникой рисования сыпучими материалами.
Ключевые слова: арт-терапия, психологическая помощь, изобразительное искусство, родители, дети, подростки, коллеги
Рис. 1. Арт-терапевтический кофе-брейк
Как мы знаем, кофе-брейк — это короткий перерыв во время таких насыщенных мероприятий, как семинар или конференция для приёма пищи, отдыха и беседы. Жизнь большинства современных людей тоже очень насыщенна. И нам всем просто необходим тот самый перерыв для отдыха и беседы. Восстановить и гармонизировать психическое состояние человека может помочь техника «Арт-терапевтический кофе-брейк».
Особенностью данной техники является двухмерная структура: два этапа арт-терапии идут последовательно, и два направления работы (арт-терапия и беседа за чашкой кофе) идут параллельно.
Ещё одна важная особенность заключается в том, что последовательные этапы являются обязательными в данной технике, так как прежде чем участники встречи смогут почувствовать позитивные эмоции им необходимо освободиться от эмоций негативных.
Для проведения арт-терапевтического кофе-брейка необходимо следующее оборудование:
— лист плотной бумаги;
— ёмкость с молотым натуральным кофе (1–2 столовых ложки);
— ёмкость с разведенным в воде растворимым кофе (на 1–2 столовые ложки воды примерно половина чайной ложки кофе):
— ёмкость с водой;
— любая тарелка (для ссыпания остатков кофе);
— кисточки (1–2 шт.) в зависимости от предпочтений;
— клей ПВА (лучше с дозатором).
Мы приглашаем гостей, которыми могут быть взрослые и подростки с деструктивными переживаниями: родители детей с особыми образовательными потребностями, родители приёмных детей, педагоги, воспитатели, студенты, абитуриенты, учащиеся средних и старших классов и т. д. Некоторые элементы данной техники можно использовать и с детьми.
Для участников встречи мы готовим стол со всеми необходимыми материалами, а также наливаем кофе в чашки. Тем, кто категорически не пьет кофе, можно предложить чай. На столе есть и угощение, как в настоящем кофе-брейке. Мы говорим, что наш кофе-брейк отличается от стандартного. Мы не стоим возле стола, а комфортно располагаемся на стульях за столом.
Несколько глотков кофе, и гостям предлагается выполнить первый этап нашей техники.
Сначала нужно создать напряжение, то есть сосредоточиться на тех деструктивных переживаниях, которые беспокоят больше всего. Мы работаем плотными материалами.
Берем лист бумаги и клей ПВА. Намечаем клеем контуры рисунка тех элементов, которые будут объёмными.
Рис. 2. Первый этап. Контуры рисунка, намечаемые клеем ПВА
Далее молотым кофе густо посыпаем места, нарисованные клеем.
Теперь нам надо дать рисунку высохнуть.
Рис. 3. Первый этап. Участники посыпают молотым кофе клеевой рисунок
Пока высыхают работы, мы озвучиваем одно правило. Тот, кто готов публично обсудить свои переживания или рассказать о своих проблемах, должен выставить свою чашку с кофе вперёд, как бы давая понять, что он хотел бы, чтобы его выслушали.
На мероприятиях всегда есть гости, которые готовы к активному участию. Мы выслушиваем всех. Говорим о деструктивных переживаниях, о том, что наболело. Ведь проговаривая какую-то проблему, участник арт-терапевтического кофе-брейка не только выражает эмоции, но и получает возможность увидеть ситуацию со стороны. А значит он сможет найти альтернативные решения проблемы.
Не забываем о регламенте, и в данной технике это несложно сделать тактично, ведь у нас кофе-брейк, на который обычно выделяется не так много времени.
Переходим ко второму этапу. Здесь можно включить расслабляющую музыку. И мы предлагаем нашим участникам продолжить работу. Мы берем наши листы и ссыпаем кофе на приготовленную для этих целей тарелку.
Рис. 4. Второй этап. Участники ссыпают остатки кофе на тарелку
Посмотрите, какое волшебство! Как прекрасны рисунки. Теперь их нужно доработать и превратить в позитивные картины!
Мы берем кисточку и рисуем той краской, которая у нас получилась из растворимого кофе. Если нужно разбавить используем воду. Добавляем лёгкости, настраиваемся на позитив.
Рис. 5. Второй этап. Участники рисуют растворимым кофе
И на этом этапе можно просто поделиться приятными эмоциями, вспомнить какую-то интересную, добрую историю.
Когда картины готовы, мы показываем их друг другу. Говорим, что изменилось в рисунках, какие они стали красивые, приятные, необыкновенные.
Рис. 6. Второй этап. Выражение позитивных эмоций
Есть важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. В группе также всегда есть и такие участники, которые не готовы публично рассказывать о своих деструктивных переживаниях. В конце встречи мы говорим, что приглашаем на индивидуальные встречи. Либо наши гости могут остаться прямо сейчас.
Арт-терапевтический кофе-брейк может быть, как самостоятельной терапией, так и своего рода приглашением к долгосрочному взаимодействию. Очень хорошо, если на встрече по возможности будут присутствовать специалисты разных направлений психолого-педагогического сопровождения, потому что может возникнуть ситуация, когда понадобятся рекомендации узкого специалиста.
Количество участников встречи может быть разным. Наиболее комфортное — 4–8 человек. Если же есть необходимость собрать относительно большую группу, то можно на первом этапе, когда мы обсуждаем переживания, предложить формат кратких высказываний. Например, «Я боюсь за будущее моего ребёнка!», «Я переживаю из-за конфликта с близким человеком!» и т. д.
В финале мы предлагаем анкеты обратной связи. По итогу обработанных анкет, можно сказать, что нашим гостям нравится данная техника тем, что она совмещает в себе и элементы терапии, и элементы такой формы работы с группой, как чаепитие. Гости описывают свои позитивные впечатления. Выражают благодарность.
Рис. 7. Второй этап. Финал встречи
Арт-терапевтический кофе-брейк помогает отпустить ситуацию, успокоиться, и тогда придёт понимание, что делать дальше.
В конце встречи мы говорим: «Наш кофе-брейк подошел к концу! Надеемся, что аромат кофе взбодрил вас и вы полны позитивной энергии! Будем рады видеть вас снова!»
Литература:
- Зейгарник Б. В. Введение в психопатологию. М., 1969.
- Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб.: Речь, 2007.
- Манин Ю. А. Освоение приёмов живописи в технике гризайль. Методические рекомендации для студентов. — М., 2018г.
- Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
- Фрейд З. Основные принципы психоанализа. Пер. с нем., англ. — М., 1998.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция: учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004