Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 04.03.2023

Статья просмотрена: 745 раз

Библиографическое описание:

Лазарева, А. Н. Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста / А. Н. Лазарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100531/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство коррекции детской тревожности, а также приводятся факторы, которые необходимо учитывать при составлении плана психокоррекционных занятий.

Ключевые слова: тревожность, старший дошкольный возраст, ребенок, арт-терапия, коррекция.

Дошкольный возраст — начальный период становления личности ребенка. Именно в это время закладываются основные личностные свойства, которые во многом определяют последующее развитие индивида. Большую роль в формировании здоровой личности играет эмоциональное благополучие ребенка, которое заключается, прежде всего, в положительном самоощущении, позитивном эмоциональном отношении к себе и другим людям, а также адекватном оценивании ребенком своих возможностей. Один из показателей эмоционального неблагополучия ребенка — высокий уровень тревожности. Основными проявлениями повышенной тревожности являются: преобладание негативных эмоций, большое количество страхов, неуверенность в себе, низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками, сниженный интерес к деятельности, редкое проявление инициативы, чувствительность к неудачам, а также различные соматические проявления. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности — тревожностью [3, с. 139].

В последнее время значительно увеличилось количество, так называемых, тревожных детей старшего дошкольного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Таким образом, проблема детской тревожности, и в особенности её коррекции, на современном этапе является весьма важной и актуальной [4, с. 65].

Причинами тревожности в старшем дошкольном возрасте являются в первую очередь особенности семейного воспитания, а также взаимоотношения с воспитателями и сверстниками, посттравматический стресс в результате психотравмирующих ситуаций, негативный эмоциональный опыт ребенка и его психофизиологические особенности. Такие источники повышенной тревожности, как особенности семейного воспитания, посттравматический стресс, глубоко индивидуальны для каждого ребенка и его семьи и, соответственно, требуют индивидуальной коррекционной работы. Групповая же коррекционно-развивающая работа может быть направлена на гармонизацию отношений со сверстниками, расширение поведенческого и эмоционального репертуара, работу со страхами, формирование навыков снятия мышечного напряжения.

Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. Таким образом, необходимость оказания психокоррекционной помощи и поддержки таким детям является одной из самых важных задач, которые психологу приходится решать в детском саду [5, с. 11].

Большинство коррекционных программ по снижению детской тревожности основываются на методах игровой терапии, так как ведущей деятельностью детей этого возраста является игра [7, с. 140]. Самым главенствующим направлением, что применяют в работе со старшими дошкольниками — это метод арт-терапии. Этот метод позволяет раскрыть и изучить личность ребёнка с помощью художественной деятельности, что включает в себя педагогические, психологические и медицинские знания и умения. Дошкольники лучше воспринимают материал, обучаются и развиваются через игровую, творческую деятельность. В ходе арт-терапии налаживается взаимодействие, умение общаться, контактировать со сверстниками и взрослыми, ребёнок начинает доверять, раскрепощается, не боится отвечать, допускать ошибки и у него постепенно исчезают страхи, тревожность и агрессивность. Можно сделать вывод, что арт-терапия помогает в решении проблем плохого поведения, коррекции и устранения агрессивности и тревожности. Также использование элементов арт-терапии способствует улучшению психоэмоционального фона, что делает ребенка более открытым для контакта со специалистом [9, с. 249].

В настоящее время проблема тревожности привлекает внимание многих учёных. Вышел ряд работ отечественных и зарубежных авторов, с разных сторон изучающих тревожность. Среди них можно отметить труды Н. А. Аминова, В. М. Астапова, Г. Ш. Габдреевой, К. Е. Изарда, Р. Лазаруса, Н. Д. Левитова, Р. Мартене, А. Е. Ольшанниковой, И. В. Пацявичуса, А. О. Прохорова, А. М. Прихожана, Ч. Д. Спилбергера, К. Хорни, Ю. Л. Ханина. Научные основы внедрения в учебный процесс арт-терапевтических методов были разработаны Л. А. Аметовой, Л. Л. Лебедевой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Я. А. Коменским, И. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Н. Э. Фаас, Ф. Фребель и др. Т. Т. Казакова указывала на возможность использования изобразительной деятельности ребенка не только в педагогических целях, но в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия является одним из способов эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. Работа арт-терапевта направлена на решение таких проблем дошкольника, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, сложности адаптации в детском коллективе, в общении со сверстниками и со взрослыми, агрессивность и импульсивность в поведении, завышенная или заниженная самооценка.

Арт-терапия (от англ. «art» — искусство, «therapy» — терапия, лечение) –метод психотерапии, использующий художественные приемы и творчество для лечения и психокоррекции, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. Термин «арт-терапия» был придуман в 1938 г. Адрианом Хиллом. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «я» человека проявляется в визуальной форме каждый раз, когда он спонтанно рисует и лепит [1, с. 15].

Арт-терапевтическая работа предполагает наличие широкого выбора различных изобразительных материалов. Бумага для рисования разного цвета и формата, журнальная бумага, мягкий материал — пастель, краски и кисти, глина, пластилин, карандаши графитные и цветные, бросовые материалы [2, с. 24]. Занятия арт-терапии даёт возможность выразить негативные переживания, и любая творческая деятельность благотворно влияет на внутренний мир ребенка. Ведь развитие происходит в деятельности, а это является основой арт-терапевтического воздействия, которое состоит из:

– изотерапии (рисование, лепка, конструирование);

– игротерапии;

– цветотерапии;

– фототерапии;

– песочной терапии;

– сказкотерапии (театрализованные постановки);

– музыкальных занятий.

Основная цель арт-терапии — гармонизировать развитие личности детей через развитие способности к самовыражению и самопознанию. Расширение возможностей самовыражения и самопознания связано с продуктивным характером искусства — созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребёнка, облегчающих процесс коммуникации с окружающими людьми [6, с. 59].

В дошкольном возрасте ребенок зачастую никак не способен выразить словами собственные эмоции и чувства. И он, подсознательно, выбирает изображение. Рисуя, ребенок способен расслабить напряженность, враждебность, взволнованность, побороть свои страхи, обрести уверенность и социально-приемлемые образцы поведения. Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. При выборе материалов необходимо не только учитывать их физические свойства, но и ориентироваться на цели занятия [8, с. 71].

При составлении плана занятий для коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста нужно учитывать следующие факторы:

– использование принципа выражения чувств и эмоций в художественной экспрессии, которая помогает снятию эмоционального напряжения (свободное рисование, рисование эмоций);

– фактор художественной проекции, который позволяет исследовать произведение, созданное ребенком, увидеть то, что беспокоит его и постепенно, используя техники визуального искусства, уменьшить количество переживаний (создание историй на основе рисунка, рефлексия);

– фактор терапевтических отношений, который позволяет ребенку получить новый опыт отношений, отличный от семейных;

– игровая форма занятий также может способствовать переносу в жизнь новых решений, которые ребенок находит, исследуя и экспериментируя во время занятий (использование природных материалов наряду с художественными, свободное самовыражение без критики, открытое выражение эмоций без порицания);

– взаимодействие с природной средой для обеспечения полисенсорной стимуляции и интеграция деятельности различных сенсорных систем организма (активация слуховых ощущений, задания на фокусировку и поиск определенных природных материалов, выделение элементов среды);

– взаимодействие с привычной средой как источником новых впечатлений, открытий (развитие восприятия, фокусирование на необычных явлениях, предметах, звуках, присвоение элементов среды, ее опредмечивание).

Таким образом, значение арт-терапии как метода искусства в коррекции тревожности у детского старшего возраста велико. Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как одна из ведущих характеристик развития ребенка. Для достижения долговременного коррекционного эффекта, а также для профилактики тревожности ребенка в будущем необходимо осуществлять работу с родителями по повышению их психологической культуры в сфере детско-родительских отношений. Если родитель будет знать, о чем свидетельствует то или иное поведение ребенка, он сможет искать более эффективные пути взаимодействия с ним. Психокоррекция не будет иметь долговременного эффекта, если социальная ситуация развития тревожного ребенка останется прежней.

Литература:

  1. Бояркина М. В. Теоретические и прикладные аспекты гендерного обучения: учебное пособие / М. В. Бояркина. — Чита: ЗабГУ, 2021. — 146 с. — Текст: электронный // https://e.lanbook.com/: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/271868 (дата обращения: 18.01.2023).
  2. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Киселева. — Речь, 2007. — 336 с., Текст: электронный // www.social-profi.ru: [сайт]. — URL: http://social-profi.ru/wp-content/uploads/2020/02/Kiseleva-M.-V.-Art-terapiya-v-prakticheskoj-psihologii-i-sotsialnoj-rabote..pdf (дата обращения: 17.01.2023).
  3. Национальные тенденции в современном образовании. IV Всероссийская научно-практическая конференция 25 декабря 2020 года: сборник статей / под редакцией А. Э. Еремеева. — Омск: ОМГА, 2021. — Ч. 5–2021. — 232 с.
  4. Пермякова, М. Е. Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с высоким уровнем тревожности / М. Е. Пермякова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2015. — № 2 (138). — С. 139–147.
  5. Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов / под редакцией И. В. Тигровой. — Липецк: Липецкий ГПУ, 2021. — 274 с.
  6. Ситникова, Е. В. Арт-терапия как метод коррекции тревожности и страхов у детей: Методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных организаций / Е. В. Ситникова и др. — Оренбург, 2020. — 65 с. Текст: электронный // https://www.171orensad.ru: [сайт]. — URL: http://www.171orensad.ru/files/mo-psihologi/metod07.02.2020–1–65.pdf (дата обращения: 17.01.2023).
  7. Федотенков, Е.С., Семенова Н. В. Методические материалы к междисциплинарному курсу «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»: Частное профессиональное образовательное учреждение «Южный многопрофильный техникум». — Армавир, 2018. — 32 с.
  8. Чекина, Л. Ф. Психология развития: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Чекина. — СПб: Лань, 2022. — 206 с. — Текст: электронный // https://e.lanbook.com/: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/189528 (дата обращения: 18.01.2023).
  9. Чекрышова, Н.В., Штумф В. О. Сказкотерапия как метод психологической коррекции негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка: сборник научных статей по психологии детства / гл. ред. В. А. Ковалевский; отв. за вып. О. В. Груздева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2016. — С. 58–64.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, детская тревожность, повышенная тревожность, коррекция тревожности, посттравматический стресс, семейное воспитание, создание историй, творческая деятельность.


Похожие статьи

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Диагностика и коррекция нарушений детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего подросткового возраста, подверженных компьютерной зависимости

В статье рассматривается особенности нарушений детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего подросткового возраста, подверженных компьютерной зависимости, а также вопросы диагностики детско-родительских отношений в семьях с детьми старшег...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии

В статье представлены примеры арт-терапевтических упражнений, способствующих снятию излишнего психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)

В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...

Профилактика плоскостопия у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

В статье авторы указывают на трудности, которые возникают у ребёнка с плоскостопием, отмечают важность систематичности и своевременности проведения работы по предупреждению его возникновения, описывают примерную, комплексную, рекомендуемую работу по ...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению возможностей использования арт-методов с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста. На основе психологических и возрастных особенностей младшего школьного возраста обоснована необходимость профилактики с...

Похожие статьи

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Диагностика и коррекция нарушений детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего подросткового возраста, подверженных компьютерной зависимости

В статье рассматривается особенности нарушений детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего подросткового возраста, подверженных компьютерной зависимости, а также вопросы диагностики детско-родительских отношений в семьях с детьми старшег...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии

В статье представлены примеры арт-терапевтических упражнений, способствующих снятию излишнего психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)

В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...

Профилактика плоскостопия у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

В статье авторы указывают на трудности, которые возникают у ребёнка с плоскостопием, отмечают важность систематичности и своевременности проведения работы по предупреждению его возникновения, описывают примерную, комплексную, рекомендуемую работу по ...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению возможностей использования арт-методов с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста. На основе психологических и возрастных особенностей младшего школьного возраста обоснована необходимость профилактики с...

Задать вопрос