Образование рассматривается как фактор сохранения этнографической самобытности и культурной самобытности каждого народа, патриотических, духовно-нравственных стандартов новых поколений. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает развивать культурное многообразие. Переход к информационному обществу, к экономике, основанной на знаниях, требует от работников новых способностей. Поэтому он ставит задачи в сфере образования и трудоустройства. Новые своеобразные требования к уровню знаний и умений формируются за счет образовательной составляющей.
Ключевые слова: этнокультурное образование, мультикультурное образование, экономическая наука, политическая экономия, глобализация социально-экономической жизни.
Актуальность исследования заключается в различных аспектах этнокультурного образования, включая монокультурный и мультикультурный компоненты. Это вызвано актуальными потребностями современного общества. В целом, у мирового сообщества одни и те же потребности — сохранять и развивать культурное наследие человечества и укреплять международное сотрудничество. Мультикультурное образование возникло и развивалось на фоне различных проблем. Существуют экономическое и социальное неравенство, национальные и религиозные конфликты, разрушение гуманистической системы и социальный цинизм. Это результат деструктивных действий правительства, авторитета богатства, эгоцентризма и полного безразличия к гражданам. С одной стороны, мультикультурное образование призвано способствовать этнической идентификации и формированию национального самосознания учащихся. С другой стороны, она направлена на формирование навыков глобального общения, социализации и адаптации к условиям жизни в многонациональном обществе стран.
Современные классические образовательные аспекты определены в Великой хартии университетов, которая была создана в 1988 году. В этом международном документе подчеркивается «формирование бережного отношения к великой гармонии с окружающей средой и жизнью»; любой университет рассматривается как «культурный центр», «хранитель традиций европейского гуманизма». Всемирная декларация о высшем образовании для 21 века призывает общество сохранять идеалы мировой культуры, воспитывать поколения, привлекая их внимание к демократической гражданственности. Развитие поликультурного образования обусловлено различными факторами. Происходит интенсивное развитие интеграционных процессов, глобализация мировой экономики. Они оказывают влияние на развитие современного мира. Кроме того, необходимо сохранить национальную идентичность. В Конвенции о правах ребенка (ООН) упоминается, что образование должно воспитывать и развивать чувства, связанные с уважением к его культуре и национальным ценностям. Также важно уважать другие культуры. Такой вид образования позволяет сохранить этническую идентичность и культурное разнообразие. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает улучшить культуру.
Предметная определенность и структура экономической теории. Вцелом, национальная и мировая экономика являются предметами изучения экономической системы, в которой экономическая теория является основополагающей. Исторически политическая экономия была первой, которая дала начало экономической теории. Более того, в настоящее время политическая экономия по-прежнему является основой экономических исследований, и для нее характерно огромное количество различных мнений по экономическим проблемам. В настоящее время экономическая теория представлена различными школами, которые отражают многообразный исторический процесс развития экономики. В отличие от экономики Ксенофонта и Аристотеля, политическая экономия начала существовать как наука, когда ученые начали думать о государстве и экономике.
В современном мире почти все страны перешли на рыночные принципы экономического развития; по этой причине рыночная экономика как объективная реальность является важнейшим объектом экономического анализа. В то же время накоплен огромный исторический опыт в применении других принципов организации экономики. В этом отношении экономическая теория изучает различные типы экономического развития, обнаруживает преемственность экономических школ и методологических подходов. В отличие от партикулярной (special, своеобразной) экономики, политическая экономика должна отражать экономическую структуру современного мира, на которую влияют окружающая среда, политические, правовые, социальные факторы.
Рис. 1. Основные направления модернизации
Принимая во внимание тот факт, что на данном этапе очевидно, что общество становится все более информационным, интеллектуальный творческий квалифицированный работник станет основой этой системы. Все эти методы позволяют эффективно работать со сложной и разнообразной информацией. В мировом сообществе существует три основных направления модернизации (рис. 1):
Новый этап интернационализации экономической жизни отражается в глобальных изменениях в мировой экономике. И это ставит задачу изучения состояния и перспектив развития национальной и мировой экономики. Рыночная экономика требует убрать идеологические каноны, изменить методику преподавания экономической теории. Западная «экономика» пришла на смену прежней монополии. В нашем обществе два вопроса требуют ответов (рис. 2):
Рис. 2. Вопросы, которые требуют решения в нашем обществе
Это происходит потому, что мир меняется каждую минуту. И мы должны знать, что нам следует делать. Экономическая теория включает в себя общепрофессиональные дисциплины, которые составляют ядро направления. Эти дисциплины составляют основу образования. Без них невозможна дальнейшая подготовка и работа по специальности. Особенностью экономического курса является его основа на экономике и достижениях мировой цивилизации. Большое значение придается изучению категорий, законов, форм и методов представления общечеловеческих ценностей, среди которых на первом месте стоит проблема рынка и рыночного механизма.
Преподавание экономической теории основано на принципах нестандартного подхода к изложению ее основных положений. Оригинальность заключается не только в методах преподавания курса (интервью, лекция, ролевая игра, дискуссия), но и в принципах построения модульного обучения. Существует принцип целевого назначения информационного материала, идея сочетания различных целей.
Вывод. Экономическая теория развивается в условиях разных стран, несмотря на все факты, наука носит международный характер. Каждая страна имеет свои экономические особенности, исторический опыт и экономическую модель. В связи с этим в исследованиях и в преподавании экономической теории, на наш взгляд, важно усилить внимание к формам теоретического отражения национальной идентичности страны. Системный подход к построению цели, задач, структуры, содержания и форм организации образовательного потенциала является необходимым условием. Контекстуальный подход к проектированию содержания образования и моделирование продуктивной образовательной среды могут помочь реализовать высокий потенциал экономических дисциплин. Также мотивационный творческий процесс развивает у будущего специалиста системные знания. И это приводит к повышению познавательной активности студентов.
Литература:
- Пол Солман (2004). Комментарии по экономическому образованию и журналистике.
- Акчиардо К., А., Холдер К., и Матир Д. 2017. “Сквозь призму жизни: преподавание принципов экономики с жителями Нью-Йорка”.
- Чу, С.-Ю. 2014. “Оценка преподавания экономики с Симпсонами”.