В статье автор описывает уроки истории в 6 классе с использованием деятельностно-ценностных задач.
Ключевые слова: Русь, урок, Древняя Русь, монголо-татарское иго, текст задачи.
У каждого сложилось своё мнение о ТОГИС-уроках. Ребята от них просто в восторге. Родителям трудно было смириться с тем, что дети не сидят ровно за партами, книги не лежат стопочкой на краю стола, идёт активное обсуждение в группах, без указаний учителя.
Для меня ценным было то, что мои дети осознали, как трудно и как важно ученику развивать коммуникативные навыки, умение работать с информацией, умения выступать публично и отстаивать свою позицию в группе или перед классом. Кроме этих достоинств не могу не отметить качественный знаниевый рост обучающихся по предмету.
Уроки с использованием деятельностно-ценностных задач я проводила в 6 классе. Информационный поиск на этих уроках ученики осуществляли, используя различную литературу по теме «История России» — энциклопедии, справочники, учебники по истории России. Эти книги ребята принесли вначале изучения раздела и оставили в классе, что было удобным, т. к. уроки ТОГИС чередовались с обычными уроками истории.
Больше всего из проведённых уроков ТОГИС мне понравился урок по теме «Трудные времена на Руси», на котором решались три деятельностно-ценностные задачи:
- О раздробленности Руси и монголо-татарском иге. Автор: Васильева О. Г., МОУ СОШ № 45, г. Калининград.
Текст задачи : В 1237 г. началось нашествие монголо-татар на Русь. В течение трёх лет мощная и организованная армия монголо-татар покорила большую часть Руси. Явилась ли раздроблённость Руси главной причиной монголо-татарского ига? [2].
- О положительных сторонах в удельной раздроблённости Древней Руси в 12–13 веках. Автор: Васильева О. Г.
Текст задачи : 12–14 века — период раздроблённости, распада Древней Руси на удельные княжества. Можно ли считать, что этот процесс распада древнерусского государства имел положительные стороны для развития Древней Руси? Докажите или опровергните это предположение [1].
- Трудные времена на Русской земле. Нашествие Батыя. Автор: Соловьёва Н.И, МОУ СОШ № 45, г. Калининград.
Текст задачи: «В XІІІ веке на Русь обрушились тяжёлые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники — монголо-татары. Они отличались беспощадностью в борьбе с врагами. В их войске царила железная дисциплина. Поход на Русь возглавил хан Батый. Первым русским городом на пути батыевых полчищ оказалась Рязань. Пять дней оборонялись рязанцы, но на шестой день силы защитников иссякли. Монголо-татары ворвались в город, разгромили и сожгли его, а все его жители погибли. Почти вся Русь была разорена монголо-татарами». Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя? [4].
Данные задачи общего уровня. С моей точки зрения, они всё же различны по сложности. Задачи № 1 и № 3 сходны по содержанию, но первая содержит в вопросе прямое указание на решение задачи (Явилась ли раздроблённость Руси главной причиной монголо-татарского ига ?) , а, решая третью задачу, ученики сначала должны эту причину определить, выяснить. Вторая задача интересна тем, что удельная раздробленность Руси в 12–13 веках рассматривается с положительной стороны и ребята должны это доказать несмотря на то, что остальные группы доказывают обратное. Кроме того, в информационных источниках не так просто найти и выделить «плюсы» раздробленности государства.
Учитывая особенности задач, я использовала возможность разбить класс на три группы по уровням развития познавательных интересов. Для решения задачи № 2 отобрала в группу сильных учащихся с высоким уровнем развития познавательных интересов, а остальных ребят разделила на две равные группы, одна команда работала над задачей № 1, вторая — № 3.
Опыт проведения урока с решением нескольких деятельностно-ценностных задач позволяет мне сделать следующие выводы.
Проведённый урок даёт возможность рассмотреть изучаемый материал с разных позиций, познакомится с мнением нескольких известных людей, что вызывает большую заинтересованность у школьников и способствует формированию целостной картины мира. В результате неоднократного повторения материала по теме, у обучающихся сформировалось представление о причинах и последствиях монголо-татарского нашествия на Русь в XIII веке, что подтвердили результаты проверочных работ в конце урока и в начале следующего.
Наличие разноуровневых задач на уроке позволяет подтянуть обучающихся, отстающих в учебе, даёт пищу для ума наиболее способным. Одни овладевают суммой знаний, определенных учебной программой, другие, вследствие высокой обучаемости, сочетаемой с огромным трудолюбием, смогут выйти за пределы программы, перенося знания в нестандартную ситуацию.
В настоящее время такой урок актуален, т. к. на нём «ненавязчиво» формируются универсальные учебные действия — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Этот урок деятельностно-ценностный. Во-первых, тексты, с которыми работали обучающиеся, способствуют воспитанию уважения к историческому прошлому нашего народа, чувства гражданского долга, патриотизма. Во- вторых, у обучающихся формируются следующие компетентности:
— Информационная компетентность — умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
— Коммуникативная компетентность — с пособность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
— Компетентность в сфере личностного самоопределения — умения, позволяющие выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.
— Образовательная компетентность — способности активно использовать знания, умения, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в образовательной области история.
Ребята, высказывая своё мнение об уроке, отметили следующее: несмотря на то, что работать на таком уроке труднее, чем на обычном, они получили большее удовлетворение от своего труда, объясняя это тем, что им нравится чувствовать себя самостоятельными в познании нового, нравится чувствовать радость собственных открытий и достижений.
Литература:
- Васильева О. Г. Задача о положительных сторонах в удельной раздроблённости Древней Руси в 12–13 веках.
- Васильева О. Г. Задача о раздробленности Руси и монголо-татарском иге.
- Гузеев В. В., Бершадский М. Е., Нестеренко А. А. и др. Эффективные образовательные технологии. Электронное периодическое издание. Выпуск 1. — М.: ООО «Дистанционные технологии и обучение», 2008.
- Соловьёва Н. И. Трудные времена на Русской земле. Нашествие Батыя.