Правовой статус сотрудника власти связан с повышенным риском, именно поэтому гарантии, установленные законодательством, подразумевают безопасность и защиту сотрудника органа власти. Данное понятие закреплено в ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации [4] (далее — УК РФ), устанавливается уголовная ответственность за совершение посягательства на жизнь или здоровье представителя власти, как опасного для жизни и здоровья, так и не опасного. Предусмотренные санкции — штраф, принудительные работы, арест и лишение свободы. Вид наказаний определяется совершенным преступлением и его тяжестью.
Актуальность темы заключается в социальном положении представителей власти, в негативном отношении граждан к данным лицам, а особенно представляют опасность преступные личности. Ст. 317 УК РФ предусматривает посягательство на жизнь и здоровье, так же в этой статьей имеется мотив преступления — месть. Применение силы органов представителей власти в отношении к преступникам, в целях защиты себя и граждан, пресечения совершения преступления.
Статистика преступлений в отношении сотрудников правоохранительных органов по данным Судебного департамента Российской Федерации [5], за первое полугодие 2022 г. было осуждено 6875 лица за совершение насилия в отношении представителя власти. За 2021 г. за совершение насилия в отношении представителя власти было осуждено 15606 граждан. За 2020 г. за совершение насилия в отношении представителя власти было осуждено 15054 лицо. Таким образом, тенденция совершения преступлений, против сотрудников правоохранительных органов, остается примерно на одном уровне, следует отметить, что большая часть преступлений совершается по ст. 319 Оскорбление представителя власти.
Отметим особенности уголовно-правовой характеристики насилия в отношении представителей власти:
— подрывает общественную безопасность особо явно, так как воздействие идет непосредственно на субъекты, которые охраняют порядок;
— потерпевшие — это непосредственно представители правоохранительных органов или их близкие. Нередко с целью воздействия на сотрудников правоохранительных органов применяется насилие к их близким;
— объективная сторона преступления применение физического, психического насилия и иные виды насилия;
— момент окончания преступления признается момента применения насилия к сотрудникам правоохранительных органов.
При совершении преступлений против сотрудников правоохранительных органов используются методы, которые вызывают состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Дополнительная квалификация по ст. 111–113 УК РФ в случаях совершения преступления разной тяжести не применяется.
Уголовно-правовым значением обладает, прежде всего, характер, интенсивность и вредоносность применяемого насилия, способ применяемого насилия может быть самым разным. В ч. 1 ст. 318 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за насилие в общем смысле понятия, то есть, физическое, механическое, психологическое и иные виды насилия.
Возраст лиц, совершивших преступления против сотрудников правоохранительных органов, такой же, как и при совершении других преступлений:
— ч. 1 ст. 20 УК РФ — лица, достигшие к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
— ч. 2 ст. 20 УК РФ — уголовная ответственность может наступать по достижению четырнадцати лет.
Субъект преступления — умысел, цель которого негативное воздействие на сотрудников правоохранительных органов. Преступник имеет цель насилия в отношении сотрудника правоохранения. Совершение данных преступлений связано с преступлениями, связанными с несанкционированными митингами. Так же значимая доля совершения преступлений совершается в состоянии алкогольного и иного опьянения.
В связи с обострением политической и экономической обстановки внутри страны увеличивается количество массовых беспорядков, проведение митингов, высказывающих недовольство властью, сотрудники правоохранительных органов чаще подвергаются насилию со стороны протестующих, при попытке урегулировать и прекратить противоправное деяния.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод и вынести предложения по уменьшению количества преступлений против сотрудников правоохранительный органов — введение политики против алкогольной составляющей страны, как отмечалось выше, что большая часть преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголизация населения очень большая проблема нашей страны, решение которой возможно только на государственном уровне.
В теории рассматриваемого противоправного деяния имеются разногласия в понятии «представитель власти». Например, нет конкретизации рода совершаемого преступления, нередко вводит в заблуждения при вынесении наказания, а также квалификации совершенного преступления. На сегодняшний день встала проблемы введения дополнительного нормативно-правового акта, который бы регулировал аспекты правоохранительных органов.
Противодействие применения насилия в отношении представителей власти, следует начинать с проведения политики по правосознанию и морали населения. Низкая осведомленность населения об исходе совершаемого преступления, субъекты преступления зачастую и не знают о наличии в Уголовном кодексе Российской Федерации состава, предусматривающего ответственность за совершение насилия в отношении представителей власти.
Наряду с сознательностью общества необходима практика освещения положений УК об ответственности за преступления против правоохранительных органов. Опять же выступает фактором совершения преступлений против правоохранительных органов — алкоголь. По статистическим данным, граждане ввиду мало осведомленности положений УК полагают, что состояние алкогольного опьянения является смягчающим обстоятельством или вовсе отстраняющее от ответственности. УК РФ гласит, что наличие каких-либо факторов опьянения не освобождает от ответственности.
Предупреждение совершения преступлений, а также воспитательная функция являются основными целями и задачами УК РФ. Посягание на жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов имеет много негативных последствия, например, при совершении преступлений, преступники могут устранить или нанести вред сотрудникам правоохранительных органов, и завершить начатое преступление.
Таким образом, применение насилия против сотрудников правоохранительных органов представляют огромную опасность, как для самих сотрудников, так и для населения. Так как сотрудники правоохранительных органов являются гарантом порядка и безопасности.
Литература:
- Красковский Я. Э. Особенности и проблемные аспекты уголовной ответственности за применение насилия // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2018. Т. 6, № 4 (24) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307–9525
- Климина К. А. Особенности применения насилия в отношении представителя власти / К. А. Климина // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по матер. XVI Междунар. научн.-практ. конф. Т.3 (16). — ООО «Международный центр науки и образования» — 2018. — С. 111–118. Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2018. Т. 6, № 4 (24)
- Козбаненко В. А. Иные виды государственной службы — правоохранительная служба: закон и доктрина / В. А. Козбаненко // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 9. — С. 92–101.
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ ( ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. – 1996. -№ 25. - Ст. 2954
- Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5669