Творческий проект для детей среднего возраста с интеллектуальными нарушениями «Мастерская чудес» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 07.03.2023

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Лебедева, И. А. Творческий проект для детей среднего возраста с интеллектуальными нарушениями «Мастерская чудес» / И. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100594/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова : дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, деятельность, моторика, творчество.

Актуальность проекта:

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития составляют особую группу детей с интеллектуальными нарушениями. У них страдает не только интеллектуальная, но и физическая, и психическая функции. Детям сложно ощущать и контролировать свои движения и действия с предметами, что сказывается на ручной умелости, поэтому им требуется постоянная поддержка и помощь взрослого.

Ручная и продуктивная деятельность занимает важное место в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. В процессе работы в данном направлении у них постепенно совершенствуются моторные навыки, воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируется восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.

Цель : развитие моторных навыков через ручную и продуктивную деятельность.

Задачи :

Образовательные:

– формировать представления, умения, навыки об окружающих предметах и способах их изображения;

– знакомить с нетрадиционными техниками в аппликации, декоративно-прикладном творчестве, рисовании;

– осваивать приемы и методы практической работы с различными материалами

Развивающие:

– развивать у детей навыки работы с различными материалами и средствами ;

– развивать творческую деятельность, эстетические чувства, воображение, самостоятельность, трудолюбие, умения работать в коллективе;

– развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение

Воспитательные:

– воспитывать интерес к художественному творчеству

Принципы проекта:

  1. Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач « от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
  2. Принцип развивающего характера.
  3. Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания проекта с учетом природных особенностей, в данный момент времени.

Планируемые результаты:

В результате реализации данного проекта мы ожидаем:

– расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;

– овладение основными приемами в технике аппликации, декоративно-прикладного творчества, рисовании;

– развитие умелости рук, мелкой моторики, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются;

– умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

– проявление положительных эмоциональных реакций (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности

Планируемые умения:

– фиксирует взгляд на лице взрослого с использованием утрированной мимики;

– фиксирует взгляд на лице взрослого с использованием голоса;

– фиксирует взгляд на изображении;

– фиксирует взгляд на экране монитора

Умение выполнять инструкции взрослого:

– понимает жестовую инструкцию;

– понимает словесную инструкцию

Использование по назначению материалов:

– бумаги;

– цветной бумаги;

– бумажных салфеток;

– бросового материала

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

– выполняет действие способом рука-в-руке;

– подражает действиям, выполняемых взрослым;

– выполняет последовательно отдельные операции -действия по образцу взрослого;

– выполняет действия с опорой на картинный план с помощью взрослого

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Название

Задачи

Сентябрь

«Березка на нашем участке» (обрывная аппликация)

Формировать умение аккуратно выполнять работу. Закреплять представления о деревьях, временах года

«Урожай овощей» (работа с бумажными салфетками)

Формировать у детей навыки овладения нетрадиционной техникой «Аппликация из бумажных салфеток » , закреплять представления об овощах

Октябрь

«Золотые подсолнухи» (работа с листьями и семенами)

Формировать умение создавать красивый образ подсолнуха из природного материала

«Поспели яблоки в саду» (работа с мятой бумагой)

Формировать умение сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания

Ноябрь

«На грибной полянке» (работа с крупой)

Формировать умение составлять изображение целого предмета из двух и более частей; аккуратно, по контуру рисунка намазывать бумагу клеем, посыпать рисунок гречневой крупой, не выходя за контуры рисунка

«Осенние картинки» (аппликация из осенних листьев)

Формировать умение создавать сюжетные композиции из засушенных листьев. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали

Декабрь

«Елочка-красавица» (работа с мятыми салфетками и нитками)

Обучать детей приемам в аппликации при помощи нетрадиционных материалов (шерстяных ниток и бумажных салфеток)

«Новогодняя игрушка»

(работа с цветной бумагой и бросовым материалом)

Формировать умение создавать игрушку из бумаги и бросового материала. Показать приёмы украшения ёлки цветными игрушками. Развивать чувство формы, цвета, композиции

Январь

«Иней на деревьях» (работа с крупой)

Упражнять в знакомых способах аппликации, с использованием крупы. Развивать творческое воображение

«Веселый снеговик» (работа с ватными дисками)

Формировать умение применять готовые формы в определенной последовательности, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания. Воспитывать интерес и положительное отношение к работе

Февраль

«Пушистый зайка» (работа с ватой)

Формировать умение скатывать из ваты шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете зайчика. Воспитывать усидчивость и терпение

«23 февраля» (работа с картоном, цветной бумагой, декором)

Упражнять в наклеивании полосок, овалов, кругов, декора в композиции. Аккуратно обращаться с ножницами. Дать представление о празднике «День Защитника Отечества»

Март

Мимоза для мамы» (работа с крупой)

Упражнять в приемах аппликации при помощи круп, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами; воспитывать желание изготовить к празднику подарок для мамы

«Масленица» (работа с гофрированной бумагой)

Знакомить с элементами народного праздника «Масленица». Закреплять прием резания бумаги по криволинейному контуру, аккуратно наклеивать детали из бумаги

Апрель

«Солнышко лучистое» (работа с бросовым материалом)

Формировать умение создавать на картоне композицию из бросового материала: макарон, гороха, кусочков ткани. Развивать чувства ритма и композиции

«Космос» (работа с мятыми салфетками)

Упражнять в умении сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу; правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; составлять изображение из частей. Развивать чувство формы, цвета

Май

«Праздничный салют» (рисование вилкой)

Обучать детей нетрадиционной технике рисования- вилкой. Развивать чувство цвета, воображения

«Носит одуванчик желтый сарафанчик» (работа с нитками)

Расширять представления детей о времени года — весне, её признаках, о первых весенних цветах. Формировать умение создавать цветы из ниток. Развивать творческое воображение

Литература:

  1. Петрова И. М. Волшебные полоски. — Детство-Пресс, 2000.
  2. Геронимус Т. М. Я все умею делать сам. — АСТ-Пресс, 2015.
  3. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. — Академия Развития, 2000.
  4. Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов. — Айрис-Пресс, 2008.
  5. Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки. — Айрис-Пресс, 2015.
  6. «Большая книга поделок». — Олма-Пресс, 2001.
  7. Образовательный портал «Маам.ру». — URL: https://www.maam.ru.
  8. Дидактический сайт «Страна Мастеров». — URL: https://stranamasterov.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, умение, бросовый материал, множественное нарушение развития, ребенок, цветная бумага, бумажная салфетка, декоративно-прикладное творчество, нетрадиционная техника, продуктивная деятельность.


Похожие статьи

Волшебная сила искусства как средство коррекции развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Формирование и развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями

В данном материале представлен опыт внеклассной работы (кружок «Всякая всячина») с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Квест - игра " Сюрприз от Тима"

Данное мероприятие активизирует интерес детей к познанию окружающего мира. Основные направления развития (физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое).

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка»

«Что мы знаем о камнях». Развивающие задания для детей с интеллектуальной недостаточностью

Данная статья разработана для активации познавательной и самостоятельной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Статья включает развивающие задания с применением наглядного материала, экспериментов, малых стихотворных форм.

Развитие творческих способностей обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) в аспекте деятельности декоративно-прикладного искусства

Описание опыта работы «Занимательные занятия аппликаций из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; основы диагностики творческих способностей; описывается опыт работы с дошкольниками с задержкой психического ...

Алгоритмы формирования социальных навыков у детей с ментальными нарушениями

В статье раскрываются возможности и алгоритмы формирования навыков самообслуживания, коммуникации, безопасного поведения, передвижения, самоорганизации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Глинотерапия как средство реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание опыта работы МДОУ д/с № 98 по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей.

Похожие статьи

Волшебная сила искусства как средство коррекции развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Формирование и развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями

В данном материале представлен опыт внеклассной работы (кружок «Всякая всячина») с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Квест - игра " Сюрприз от Тима"

Данное мероприятие активизирует интерес детей к познанию окружающего мира. Основные направления развития (физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое).

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка»

«Что мы знаем о камнях». Развивающие задания для детей с интеллектуальной недостаточностью

Данная статья разработана для активации познавательной и самостоятельной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Статья включает развивающие задания с применением наглядного материала, экспериментов, малых стихотворных форм.

Развитие творческих способностей обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) в аспекте деятельности декоративно-прикладного искусства

Описание опыта работы «Занимательные занятия аппликаций из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; основы диагностики творческих способностей; описывается опыт работы с дошкольниками с задержкой психического ...

Алгоритмы формирования социальных навыков у детей с ментальными нарушениями

В статье раскрываются возможности и алгоритмы формирования навыков самообслуживания, коммуникации, безопасного поведения, передвижения, самоорганизации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Глинотерапия как средство реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание опыта работы МДОУ д/с № 98 по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей.

Задать вопрос