Ключевые слова : дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, деятельность, моторика, творчество.
Актуальность проекта:
Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития составляют особую группу детей с интеллектуальными нарушениями. У них страдает не только интеллектуальная, но и физическая, и психическая функции. Детям сложно ощущать и контролировать свои движения и действия с предметами, что сказывается на ручной умелости, поэтому им требуется постоянная поддержка и помощь взрослого.
Ручная и продуктивная деятельность занимает важное место в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. В процессе работы в данном направлении у них постепенно совершенствуются моторные навыки, воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируется восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.
Цель : развитие моторных навыков через ручную и продуктивную деятельность.
Задачи :
Образовательные:
– формировать представления, умения, навыки об окружающих предметах и способах их изображения;
– знакомить с нетрадиционными техниками в аппликации, декоративно-прикладном творчестве, рисовании;
– осваивать приемы и методы практической работы с различными материалами
Развивающие:
– развивать у детей навыки работы с различными материалами и средствами ;
– развивать творческую деятельность, эстетические чувства, воображение, самостоятельность, трудолюбие, умения работать в коллективе;
– развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение
Воспитательные:
– воспитывать интерес к художественному творчеству
Принципы проекта:
- Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач « от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
- Принцип развивающего характера.
- Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания проекта с учетом природных особенностей, в данный момент времени.
Планируемые результаты:
В результате реализации данного проекта мы ожидаем:
– расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;
– овладение основными приемами в технике аппликации, декоративно-прикладного творчества, рисовании;
– развитие умелости рук, мелкой моторики, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются;
– умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
– проявление положительных эмоциональных реакций (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности
Планируемые умения:
– фиксирует взгляд на лице взрослого с использованием утрированной мимики;
– фиксирует взгляд на лице взрослого с использованием голоса;
– фиксирует взгляд на изображении;
– фиксирует взгляд на экране монитора
Умение выполнять инструкции взрослого:
– понимает жестовую инструкцию;
– понимает словесную инструкцию
Использование по назначению материалов:
– бумаги;
– цветной бумаги;
– бумажных салфеток;
– бросового материала
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
– выполняет действие способом рука-в-руке;
– подражает действиям, выполняемых взрослым;
– выполняет последовательно отдельные операции -действия по образцу взрослого;
– выполняет действия с опорой на картинный план с помощью взрослого
Календарно-тематическое планирование
Месяц |
Название |
Задачи |
Сентябрь |
«Березка на нашем участке» (обрывная аппликация) |
Формировать умение аккуратно выполнять работу. Закреплять представления о деревьях, временах года |
«Урожай овощей» (работа с бумажными салфетками) |
Формировать у детей навыки овладения нетрадиционной техникой «Аппликация из бумажных салфеток » , закреплять представления об овощах |
|
Октябрь |
«Золотые подсолнухи» (работа с листьями и семенами) |
Формировать умение создавать красивый образ подсолнуха из природного материала |
«Поспели яблоки в саду» (работа с мятой бумагой) |
Формировать умение сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания |
|
Ноябрь |
«На грибной полянке» (работа с крупой) |
Формировать умение составлять изображение целого предмета из двух и более частей; аккуратно, по контуру рисунка намазывать бумагу клеем, посыпать рисунок гречневой крупой, не выходя за контуры рисунка |
«Осенние картинки» (аппликация из осенних листьев) |
Формировать умение создавать сюжетные композиции из засушенных листьев. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали |
|
Декабрь |
«Елочка-красавица» (работа с мятыми салфетками и нитками) |
Обучать детей приемам в аппликации при помощи нетрадиционных материалов (шерстяных ниток и бумажных салфеток) |
«Новогодняя игрушка» (работа с цветной бумагой и бросовым материалом) |
Формировать умение создавать игрушку из бумаги и бросового материала. Показать приёмы украшения ёлки цветными игрушками. Развивать чувство формы, цвета, композиции |
|
Январь |
«Иней на деревьях» (работа с крупой) |
Упражнять в знакомых способах аппликации, с использованием крупы. Развивать творческое воображение |
«Веселый снеговик» (работа с ватными дисками) |
Формировать умение применять готовые формы в определенной последовательности, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания. Воспитывать интерес и положительное отношение к работе |
|
Февраль |
«Пушистый зайка» (работа с ватой) |
Формировать умение скатывать из ваты шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете зайчика. Воспитывать усидчивость и терпение |
«23 февраля» (работа с картоном, цветной бумагой, декором) |
Упражнять в наклеивании полосок, овалов, кругов, декора в композиции. Аккуратно обращаться с ножницами. Дать представление о празднике «День Защитника Отечества» |
|
Март |
Мимоза для мамы» (работа с крупой) |
Упражнять в приемах аппликации при помощи круп, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами; воспитывать желание изготовить к празднику подарок для мамы |
«Масленица» (работа с гофрированной бумагой) |
Знакомить с элементами народного праздника «Масленица». Закреплять прием резания бумаги по криволинейному контуру, аккуратно наклеивать детали из бумаги |
|
Апрель |
«Солнышко лучистое» (работа с бросовым материалом) |
Формировать умение создавать на картоне композицию из бросового материала: макарон, гороха, кусочков ткани. Развивать чувства ритма и композиции |
«Космос» (работа с мятыми салфетками) |
Упражнять в умении сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу; правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; составлять изображение из частей. Развивать чувство формы, цвета |
|
Май |
«Праздничный салют» (рисование вилкой) |
Обучать детей нетрадиционной технике рисования- вилкой. Развивать чувство цвета, воображения |
«Носит одуванчик желтый сарафанчик» (работа с нитками) |
Расширять представления детей о времени года — весне, её признаках, о первых весенних цветах. Формировать умение создавать цветы из ниток. Развивать творческое воображение |
Литература:
- Петрова И. М. Волшебные полоски. — Детство-Пресс, 2000.
- Геронимус Т. М. Я все умею делать сам. — АСТ-Пресс, 2015.
- Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. — Академия Развития, 2000.
- Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов. — Айрис-Пресс, 2008.
- Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки. — Айрис-Пресс, 2015.
- «Большая книга поделок». — Олма-Пресс, 2001.
- Образовательный портал «Маам.ру». — URL: https://www.maam.ru.
- Дидактический сайт «Страна Мастеров». — URL: https://stranamasterov.ru.