Статья рассматривает процессы цифровой трансформации отрасли государственного управления в Казахстане. Сравнивается опыт управления информационными процессами в зарубежных странах и нашей стране. Рассмотрены основные проблемы реализации стратегии внедрения цифровых решений в структуру государственного управления. Анализируются причины того, почему старания нашей страны в цифровой реформации не приводят к заметному повышению качества государственного управления.
Ключевые слова: цифровизация, управление, правительство, технология, население
The article examines the processes of digital transformation of the public administration industry in Kazakhstan. The experience of managing information processes in foreign countries and in our country is compared. The main problems of implementing the strategy of introducing digital solutions into the structure of public administration are considered. The reasons why the efforts of our country in the digital reformation do not lead to a noticeable improvement in the quality of public administration are analyzed.
Keywords: digitalization, management, government, technology, population
Введение. Современное состояние управленческой практики, как в России, так и за рубежом требует выстраивания новой парадигмы с учетом активного влияния развития цифровой экономки. Современные модели управления могут быть эффективными только с учетом адаптации их под требования, которые предъявляет цифровая экономика. Трансформация управленческой практики проходит не всегда эффективно, поскольку требуются новые подходы и применение инновационных моделей, которые еще недостаточно изучены и не получили практического обоснования. На данный момент вопросы, связанные с совершенствованием управленческой политики с учетом применения цифровых технологий, остаются во многом дискуссионными и не имеют однозначного решения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что выбранная тема очень актуальна.
Материалы и методы. Вработе были использованы следующие методы: синтез мнений компетентных ученых, статистический анализ, сравнительный анализ.
Результаты исследования. Государственное управление информационными процессами в различных отраслях строится на определённых правилах и концепциях, которые систематизируются при помощи инновационной модели. Понятие достаточно новое, однако, на данный момент уже сформировался единый поход к его определению. Большинство ученых определяют данный термин как «фундаментальное переосмысление ценностного предложения в контексте новых возможностей» [1].
Реформы в области электронного правительства начались в России в 2002 году с запуска федеральной программы «Электронная Россия (2002–2010)». Главной целью этой программы было заявлено «создание условий для развития демократии и экономики, совершенствования государственного управления и местного самоуправления с помощью внедрения и массового распространения ИКТ, а также права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию». Однако программа не привела к достижению установленных целевых показателей, несмотря на значительные вложения. Исследователи подчеркивают, что программа не вызвала также позитивных изменений в социально-экономическом развитии, которые относились к ожидаемым эффектам ее реализации [5, 6].
Россия в 2022 году заняла 42-е место в рейтинге стран по уровню развития электронного правительства (всего в списке 93 государства) (рисунок 1).
Несмотря на наличие результатов, реализации нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» также имеются проблемы, в частности проблемы законодательства и архитектуры. Сложности возникли по направлению «Нормативное регулирование». Законы, необходимые для процесса цифровизации экономики, зачастую ломают принципиальные устои, поэтому их сложно согласовывать. Полностью приняты только три закона, большая часть находится на рассмотрении в Государственной Думе. Одной из проблем является согласование с военными использования радиочастотного спектра для сетей 5G. Пилотные проекты таких сетей были запущены в 2019 году. Также для успешной реализации нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» необходим особый порядок государственных закупок в сфере ИТ, необходимо предусмотреть возможность заключения гибких долгосрочных госконтрактов. Данные контракты должны иметь возможность внесения корректировок на промежуточных этапах реализации проекта, когда становится очевидно, что отдельные работы не нужны либо их необходимо заменить другими видами работ (разработок). Применение современных методик разработки, такие как DevOps и Agile, позволит реализовывать проекты, связанные с информационными технологиями, более эффективно и качественно [2].
Рис. 1. Индекс развития электронного правительства 2022 год [3]
Выделяя несовершенства в области использования информационных технологий в структуре государственного управления, отметим, что, к примеру, блокчейн технологии требуют активного изучения и внедрения в систему электронного документооборота.
Глобальные изменения во всех сферах жизнедеятельности побуждают органы государственного управления к улучшению нормативно-правовой базы регулирования договорных обязательств. На сегодняшнем этапе необходимо упрощение и введение новых объектов выделения гражданских отношений в форме регистрации цифрового права. Поэтому наблюдается увеличение внедрения разновидности сделок, заключенных в электронном виде на основе блокчейн-технологии [4].
Несмотря на все возникающие проблемы, отметим, что в нашей стране особое внимание уделено совершенствованию системы государственного управления. Созданная концепция «Сервисное государство 2.0», которая охватывает период с 2018 по 2024 год, направлена на решение различных проблем населения, которые возникают на базе сервисов автоматизированной работы. Граждане могут воспользоваться сервисом государственного обслуживания в проактивном режиме. Это будет способствовать поддержке и развитию цифровой архитектуры Российской Федерации на государственном и муниципальном уровне [2, c. 142].
Заключение. Таким образом, исследование показало, что цифровизационные изменения в настоящее время затронули все области жизни нашего государства. Они оказывают существенное влияние на трансформацию систем управления государством. Создаются новые инструменты внутренней и внешней связи между государством и его гражданами.Как показывает мировая статистика, Россия является прогрессивной страной с растущим уровнем развития информационных технологий, но еще имеется множество недочетов. Имеются проблемы, которые требуют устранения в последующие годы. Мировые державы предоставляют для нашей страны опыт, который после определенной адаптации под систему информационного развития Российской Федерации может быть внедрен органами государственного управления.
Литература:
- Бек, Н. Н. Открытые инновационные бизнес-модели и стратегии: особенности, проблемы, перспективы развития. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 2018. — 1. https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytye-innovatsionnye-biznes-modeli-i-strategii-osobennosti-problemy-perspektivy-razvitiya
- Салабутин, А. В. Вопросы цифровизации муниципального управления: тенденции и проблемы / А. В. Салабутин // Наука без границ. — 2020. — № 5(45). — С. 139–144. — EDN TBFMIW.
- Проблемы и перспективы цифровизации на региональном уровне // elar.urfu.ru URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/98048/1/m_th_d.i.kosolapova_2021.pdf (дата обращения: 5.03.2023).
- Электронному правительству РФ не хватило онлайна // www.kommersant.ru URL: https://www.kommersant.ru/doc/5607129 (дата обращения: 5.03.2023).
- Gartner. «Gartner Identifi es the Top 10 Strategic Technology Trends for 2020». Analysts Explore Top Industry Trends at Gartner IT Symposium/Xpo 2019, October 20–24 in Orlando. (2020). Дата обращения 04.02.2023 https//www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2019–10–21-gartneridentifi es-the-top-10-strategic-technology-trends-for-2020
- Petrov O., Bunchuk M. S., Andrew Ch., Hohlov Yu. Digital government 2020: prospects for Russia. Washington, D.C.: World Bank Group, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/562371467117654718/Digital-government2020-prospects-for-Russia (дата обращения: 11.03.2020).
- Zherebtsov M. Taking Stock of Russian eGovernment // Europe-Asia Studies. 2019. No. 71(4). P. 579–607. DOI: 10.1080/09668136.2019.1590535.