В статье описано определение и оценка индекса массы тела среди студентов медицинского вуза 1–3 курсов.
Ключевые слова: индекс массы тела, избыток массы тела, дефицит массы тела.
The article describes the definition and evaluation of body mass index among students of medical university 1–3 courses.
Keywords : body mass index, excess body weight, body mass deficit.
Актуальность : Как известно, здоровый образ жизни является важным фактором в жизни каждого человека, но особенно важен он для студентов. Состояние здоровья зависит от многих факторов: возраста и пола, наследственности и образа жизни.
Предмет : Индекс массы тела.
Цель исследования : оценить индекс массы тела среди студентов медицинского вуза 1–3 курса.
Суть исследования: Индекс массы тела (ИМТ) — это величина, позволяющая определить, насколько вес человека соответствует его росту, имеется ли излишек веса, или наоборот, масса тела недостаточная. Его используют, чтобы выяснить риски по заболеваниям. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) утверждает, что лишний вес увеличивает риск диабета второго типа, коронарной болезни сердца, рака груди, матки, кишечника, простаты, почек и желчного пузыря.
Задачи :
- Изучить литературу по теме исследования.
- Выполнить антропометрические измерения учащихся института 1–3 курса и высчитать индекс массы тела.
- Оценить полученные результаты.
- Выявить необходимость наиболее важных для здоровья человека параметров тела на основе антропометрических показателей.
Введение: Для оценки физического развития детей и подростков используют следующие показатели:
1) антропометрические (соматометрические) — длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки и др.;
2) соматоскопические — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития;
3) физиометрические — жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.
Один из этих методов — метод индексов. Индексы физического развития — это показатели соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах.
Показатель индекса массы тела разработан бельгийским социологом и статистиком Адольфом Кетле в 1869 году. Индекс массы тела — величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста. ИМТ часто используется в клинической практике, так как является наиболее распространенным способом определения недостатка или избытка веса.
Индекс массы тела рассчитывается по формуле:
где m — масса тела в килограммах, h — рост в метрах. I — измеряется в кг/м².
В соответствии с рекомендациями ВОЗ разработана следующая интерпретация показателей ИМТ:
Исследовательская часть
Для расчета индекса массы тела были проведены антропометрические измерения роста и массы тела. Всего участвовали 134 студента медицинской академии.
Таким образом, были получены следующие результаты:
2 курс, стоматологический факультет, мальчики:
— 19,4
— 21,8
— 16,9
— 17,7
— 14,4
— 15,7
— 17,6
3 курс, лечебный факультет, девочки:
— 20,4
— 21,3
— 21,9
— 20,5
— 19,62
— 19,26
— 20,6
— 18,0
— 16,85
— 20,2
1 курс, педиатрический факультет, девочки
— 30,5
— 16,9
— 21,5
— 18,5
— 20,8
— 29,0
— 21,1
— 17,3
— 30,3
— 17,4
— 17,6
— 19,4
— 17,0
— 20,8
— 17,6
— 25,0
1 курс, стоматологический факультет, девочки:
— 17,94
— 24,51
— 17,54
— 21,67
— 22,01
— 19,96
— 19,61
— 19,71
— 16,93
— 24,24
— 15,55
— 19,78
— 24,77
1 курс, стоматологический факультет, девочки:
— 20,45
— 24,3
— 21,8
— 27,05
— 16,89
— 18,90
— 16,82
— 18,02
— 21,23
— 25,81
— 27,77
— 21,45
— 22,20
— 22,72
— 24,31
1 курс, лечебный факультет, девочки:
— 19,9
— 23,9
— 21,4
— 24,0
— 19,8
— 23,0
— 27,5
— 18,2
— 20,3
2 курс, лечебный факультет, девочки:
— 19,3
— 21,4
— 20,4
— 19,8
— 23,2
— 19,5
— 17,3
— 19,3
— 19,4
— 20,9
— 17,4
2 курс, педиатрический факультет, девочки:
— 25,9
— 20,3
— 23,0
— 20,5
— 17,7
— 16,2
— 20,7
— 20,3
— 17,8
— 21,2
— 18,8
— 30,0
— 19,1
2 курс, педиатрический факультет, мальчики:
— 18,4
— 20,0
— 20,3
— 22,3
— 17,1
— 20,9
— 23,4
— 23,8
— 24,2
— 25,1
— 20,7
— 17,9
— 23,8
1 курс, стоматологический факультет, девочки:
— 20,0
— 18,83
— 18,60
— 17,06
— 19,8
— 21,5
— 18,1
— 19,7
— 19,7
— 22,3
— 18,9
— 20,8
2 курс, лечебный факультет, девочки
— 18,9
— 17,8
— 28,4
— 21,0
— 21,9
— 22,1
— 19,4
— 21,9
— 15,4
— 20,3
— 18,4
— 19,8
— 21,9
— 20,3
Рекомендации : Пациенту, желающему контролировать свой вес рекомендуется :
— проводить самоконтроль массы тела (желательно, чтобы пациент имел домашние весы),
— знать свой и рекомендуемый для нормы индекс массы тела
— знать окружности талии: цель — окружность талии для мужчин менее 94 см, для женщин — менее 80 см, но через промежуточную цель- окружность талии для мужчин менее 102 см, для женщин — менее 88 см
— знать основы рационального питания и особенностей питания при избыточной массе тела- рекомендуется ограничение поваренной соли до 5 г/сутки (1 чайная ложка без верха), исключив приправы, специи, алкоголь. Рекомендуется предпочтение отдавать отвариванию, припусканию, тушению в собственном соку, обжариванию в специальной посуде без добавления жиров, сахара, соли, приготовлению на пару, в духовке, в фольге или пергаменте, на гриле, без дополнительного использования жиров. Не следует злоупотреблять растительными маслами, майонезом при приготовлении салатов. Рекомендуется 3 основных приема пищи (завтрак, обед и ужин) и 1–2 перекуса в день. Ужин рекомендуется не позднее, чем за 3–4 часа до сна. Оптимальный интервал между ужином и завтраком — 10 часов.
— повседневная физическая активность: минимально необходимая для поддержания здоровья — это ходьба в умеренном темпе не менее 30 минут в день большинство дней в неделю. Полезно плавание. Любые рекомендации по повышению интенсивности физической активности как в повседневном режиме, и, особенно, в режиме, тренировок и оздоровительных занятий требуют обязательного обследования лиц в возрасте 40 лет и старше (оптимально с 35-летнего возраста) даже при отсутствии клинических признаков заболеваний.
— регулярное наблюдение у врача и выполнение назначенных врачом исследований
Вывод: Таким образом, был оценен ИМТ среди студентов медицинского вуза 1–3 курса, установлено, что из 134 студентов: С нормальным ИМТ — 46,2 %, с гипотрофией 1 степени — 27,6 %, с гипотрофией 2 степени — 15,7 %, с гипотрофией 3 степени — 2,9 %, с ожирением 1 степени — 5,2 %, с ожирением 2 степени — 2,2 %, с ожирением 3 степени — 0 %.
Литература:
- Фролова Оксана, Тафеева Е. А., Лядова И. В. Индекс массы тела как показатель, формирующий качество жизни женщин трудоспособного возраста // Мед. труда и пром. экол.. 2019. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/indeks-massy-tela-kak-pokazatel-formiruyuschiy-kachestvo-zhizni-zhenschin-trudosposobnogo-vozrasta (дата обращения: 19.12.2022).
- Никитюк Дмитрий Борисович, Николенко Владимир Николаевич, Клочкова Светлана Валерьевна, Миннибаев Талгат Шайдуллинович Индекс массы тела и другие антропометрические показатели физического статуса с учетом возраста и индивидуальнотипологических особенностей конституции женщин // Вопросы питания. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/indeks-massy-tela-i-drugie-antropometricheskie-pokazateli-fizicheskogo-statusa-s-uchetom-vozrasta-i-individualnotipologicheskih (дата обращения: 19.12.2022).
- Шабров, А. В. Современные аспекты фундаментальных и прикладных проблем А. В. Шабров [и др.] // Мед. акад. журн. — 2007 — Т. 7, № 4 — С. 125–130.2. Тутельян, В. А. Оптимальное питание — ключ к здоровью / В. А. Тутельян, Суханов. — Москва: Изд. дом журн. «Здоровье», 2004.3. Зайцев, Г. К. Валеология. Культура здоровья / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003–272 с.