В последние годы предприятия мебельной промышленности столкнулись с масштабными трудностями, вызванными кризисом в стране. Мебельные компании вынуждены приспосабливаться к новым условиям. В статье проведён анализ развития мебельного рынка в Российской Федерации, выделены факторы, влияющие на устойчивое развитие мебельных предприятий. Предложены мероприятия, способствующие повышению экономического потенциала и устойчивому развитию предприятия мебельной отрасли.
Ключевые слова: анализ рынка, мебельная промышленность, производство мебели, потребительский спрос, экономический потенциал
Как известно, на функционирование деятельности предприятия значительное влияние оказывает общеэкономическая ситуация в стране и внешние факторы, связанные с ней. Макроэкономические факторы оказывают воздействие на внешнюю среду предприятия, которая подвержена различным изменениям. Для сохранения предприятием своих позиций на рынке и поддержания финансовой устойчивости, важно, вовремя среагировать на изменения и рационально на них повлиять.
В последние годы российский мебельный рынок характеризуется ростом производства отечественной продукции. На мебельном рынке происходит активная трансформация, которая вызвана экономическими сдвигами и связана с уходом части крупных игроков. Мебельным компаниям приходится приспосабливаться к новым условиям.
В начале 2 квартала 2022 г. на рынке мебельного производства настал период неопределённости, когда предприниматели не знали какие меры стоит предпринять и на что сделать упор. Все это характеризовалось сложностями, связанными с поставкой материалов, проблемами с логистикой, увеличением цен, сопровождавшимся изменениями курса валют.
Уход крупных иностранных компаний, спровоцировал волну паники потребителей и желания вернуться к отложенным покупкам, приобрести мебель впрок до ожидаемого роста цен. Такая ситуация вызвала резкое падение предложения и высокий спрос: так, в феврале 2022 г. объем расходов потребителей на мебель увеличился на 13 %, а в марте — на 78 %, относительно 2021 г. Эти события увеличили нагрузку на мебельные предприятия, и поставили под удар малый бизнес, который не мог удовлетворить увеличившийся спрос. Таким образом, в апреле 2022 г. произошло резкое увеличение цен на мебельную продукцию.
Проблемы, связанные с логистикой и поставками: санкционная политика, отказ иностранных компаний от работы с российскими предпринимателями, обусловили срочный пересмотр логистических каналов и пула партнеров. Главной задачей для поддержания устойчивости предприятий стал выход на новых поставщиков материалов, минимизация рисков, и сохранение прежнего уровня цен на продукцию. Однако, имеющиеся логистические цепочки были частично или полностью приостановлены, в то время как сроки и цены на доставку значительно возросли.
Согласно данным АМДПР, произошли значительные сдвиги объемов производства: в феврале 2022 г. увеличение на 15 % относительно 2021 г., составившее 356 млрд. руб., а в марте снижение на 3 % до 311 млрд. руб.
Себестоимость мебельной продукции, выпускаемой в РФ, складывается из сырья, материалов, разработки новых моделей и их внедрение, логистики, рекламы, прочих расходов, заработной платы. В России данное производство относится к группе «Прочие производства».
Важно отметить, что изменение ситуации происходило в зависимости от сегментов мебели: так, в первом квартале 2022 г. кухонная мебель показала наибольший прирост в натуральном выражении — объем производства вырос на 39 % и составил 1,9 млрд. руб., относительно первого квартала 2021 г. Произошло увеличение объема выпуска диванов и раскладных кроватей на 14 %. Однако, производство деревянной мебели значительно сократилось, показатель снизился на 10 %, а объем выпуска составил 1,27 млрд. руб.
Данные значения подчеркивают неоднородность мебельного рынка: в случае с кухонной мебелью наблюдался скачок интереса потребителя, чего нельзя сказать о мебельном рынке в целом. Такая ситуация на рынке связана с тем, что потребитель предпочитает более бюджетные товары, либо зачастую вовсе откладывает покупку мебели в пользу чего-то более необходимого.
Что касается сегментации рынка мебели РФ, то он делится на три основных группы: мебель для дома, доля которой 60 % от общего объема рынка; офисная мебель — 30 % от общего объема рынка; специализированная мебель (для учебных заведений, больниц, складских помещений, развлекательных мест) — 10 % от общего объема рынка. Для наглядности сегментация рынка мебели представлена рисунком 1.
Рис. 1. Сегментация рынка мебели РФ по назначению в 2022 г.
Мебельная продукция для дома также делится на три основных сегмента: корпусная мебель, доля которой 60 % от мебельной продукции; мягкая мебель — 25 %; кухонная мебель — 15 %. Представим сегментацию мебели для дома на рисунке 2.
Рис. 2. Сегментация мебели для дома в РФ по направлениям в 2022 г.
Вся мебель производится в соответствии со следующими ценовыми категориями: рынок бюджетной мебели — 27 % (эконом-класс); рынок мебели среднего класса — 58 %; рынок мебели премиум класса — 15 % — наименее распространенный, в связи с недостаточной покупательной платежеспособностью населения страны. Наибольшая доля компаний, предлагающих мебель премиум-класса сосредоточена в Северо-Западном и Центральном федеральных округах, что обусловлено качеством жизни населения страны и приростом сетевых магазинов в 2021 г. Сегментация рынка мебели по классами представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Сегментация рынка мебели РФ по классам в 2022 г.
Перед мебельными компаниями на сегодняшний день стоит вопрос освоения рынков сбыта продукции, многие из них не имеют долгосрочного, стратегического плана собственного развития.
Целенаправленный рынок сбыта продукции присутствует только у крупных компаний — лидеров продаж, которые свободно могут выделить на это денежные средства. Многие из региональных компаний такой возможностью не обладают, в результате чего происходит постепенное уменьшение доли рынка компании и последующий ее уход.
В последние годы основными рынками сбыта являются: работа с региональными дилерами; участие в аукционах, проводимых государственными и коммерческими структурами; освоение интернет-магазинов; прямые продажи.
После ухода иностранных компаний и их поставщиков, главным направлением российский предпринимателей для сохранения устойчивого финансового положения стало импортозамещение, а также переход на развитие недорогих мебельных коллекций.
Уход иностранных конкурентов с рынка также обеспечил появление свободной ниши, под которую отечественные игроки стали адаптировать свое производство, подстраиваясь под интересы потребителей. Многие предприятия пересмотрели политику ценообразования, что дало возможность покупателю приобретать не только красивую мебель, но и делать это по приемлемой цене.
Начиная с 3 квартала 2022 г. мебельный рынок стал возвращаться в привычное русло — основной переломный момент позади, возвращается ясность в поведении потребителя и понимание уже новых логистический условий. Теперь перед предприятиями стоит новая задача — наращивание доли мебельной продукции на рынке. Новая цель характеризуется двумя направлениями: быстрое и качественное «заполнение» освободившейся ниши, а также адаптация производства под более бюджетную мебельную продукции., которая теперь уже не может быть обеспечена иностранными компаниями в связи с проблемами с поставкой и логистикой.
На примере ООО «Владивостокский мебельный завод» рассмотрим изменение экономического потенциала предприятия мебельной отрасли и пути повышения его финансовой устойчивости.
Согласно методике Н. В. Глушака, оценим экономический потенциал предприятия, представленного на рис. 4.
Рис. 4. Экономический потенциал ООО «Владивостокский мебельный завод» за период 2017–2021 гг.
По графику видно, что уровень экономического потенциала ООО «Владивостокский мебельный завод» значительно понижается в 2019 г. и, после подъема в 2020 г., снова имеет тенденцию к снижению на конец 2021 г., следовательно, в данном периоде экономические резервы предприятия используются неэффективно, в связи с влиянием макроэкономических факторов на финансовую устойчивость.
Такие изменения могли быть вызваны трудностями с поставками материалов, ростом цен на логистические услуги, повышением цен на выпускаемую продукцию и другими.
Предприятию необходимо повышать экономический потенциал с целью улучшения финансовой устойчивости. В качестве мероприятий, стоит обратить внимание на расширение рынка сбыта, пересмотра снижения себестоимости продукции, поиска новых поставщиков, выхода на государственные закупки. В 2023 г. среди обновлений Единой информационной системы (ЕИС) одним из эффективных, с точки зрения привлекательности участия, является, что заказчики могут проводить малые закупки без торгов на торговых площадках по п. 12 ст. 93 44-ФЗ.
ООО «Владивостокский мебельный завод» может использовать свои преимущества, как предприятия, такие как качество, высокотехнологичное производство, прозрачность бизнеса, и, конечно же, доля рынка.
Российским мебельным компаниям предстоит научиться извлекать выгоду из тех условий, в которых он теперь существует, что является вполне выполнимой задачей, требующего качественного анализа и развития стратегий устойчивого развития в мебельной отрасли.
Литература:
- Ассоциация АМДПР. — Текст: электронный // Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России: [сайт]. — URL: http://amedoro.com/ru/.
- Афанасьева, Л. А. Рынки потребительских товаров / Л. А. Афанасьева, М. Б. Пикалова. — 2-е изд. — Курск: Деловая полиграфия, 2008. — С. 199.
- Пикалова, М. Б. Повышение качества продукции в условиях импортозамещения / М. Б. Пикалова, Е. В. Овчинникова, Е. С. Павлова. — Текст: непосредственный // «Проблемы импортозамещения и безопасности регионального потребительского рынка»: материалы форума. — Орел:, 2017. — С. 60–65.
- Гладкова, М. В. Особенности регулирования российского рынка мебели / М. В. Гладкова, А. О. Карцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47. — С. 51–53.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/.