Дистанционное обучение в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 08.03.2023

Статья просмотрена: 342 раза

Библиографическое описание:

Кочуров, А. Н. Дистанционное обучение в современной школе / А. Н. Кочуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100616/ (дата обращения: 15.11.2024).



Методисты, изучающие вопрос дистанционного обучения, выделяют несколько основных принципов данной формы обучения:

— В первую очередь (ДО) в полной мере обеспечивает доступную среду в обучении для всех желающих, то есть обучающийся может проходить обучение независимо от физических возможностей присутствовать в аудитории или любых других причин;

— Так как для дистанционного обучения важна самоорганизация субъектов образовательного процесса, что помогает формировать сознательность школьников;

— Самостоятельная работа, которая координируется.

Кроме принципов дистанционного обучения, исследователи выделяют четыре основные концепции дистанционного образования:

— Теория автономии и независимости, все субъекты образовательного процесса могут организовывать свою деятельность независимо друг от друга, в таком случае регулирующую роль играет грамотная организаторская деятельность преподавателя;

— Теория индустриализации, практически любая учебная деятельность в дистанционном формате проходит с использованием ИКТ и сети интернет;

— Теория взаимодействий и коммуникации, дистанционный формат обучения формирует навыки коммуникации с другими пользователями в интернете или на образовательной платформе, явным недостатком данной концепции будет являться отсутствие живого общения в образовательном процессе, но даже его можно заменить на общение по видеосвязи;

— Теория координирующего подхода со стороны преподавателя, образовательный процесс не построить без должной координации со стороны преподавателя или учебного учреждения.

«Согласно статье 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266–1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ), под дистанционными образовательными технологиями в соответствии с Законом № 3266–1 понимают «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [3, с. 42].

Методист Н. А. Варданян в статье «Основные направления организации дистанционного обучения в общеобразовательной деятельности» утверждает, что все концепции предполагают широчайшее распространение «дистанта» в ближайшие годы [2, с. 213].

Таким образом можно выделить основные достоинства и недостатки дистанционного обучения, которые мною были представлены в таблице 1.

Таблица 1

Достоинства и недостатки дистанционного обучения

Достоинства

Недостатки

Возможность обучаться в любое время и любом месте

Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем сокращает возможности индивидуального подхода и воспитания

Возможность обучаться в своем темпе

Нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания

Мобильность образовательного процесса

Необходимость обучающегося в сильной мотивации

Разнообразие и большой объем доступных информационных ресурсов

Проблема идентификации пользователя

Подходит для проведения лекционных занятий

Недостаток практических занятий

Возможность в полной мере использовать современные средства передачи образовательной информации и управления учебным процессом

Отсутствие доступа из-за технических проблем

Такой формат обучения дешевле традиционных форм организации учебного процесса

Перенасыщенность времени работы с компьютерной техникой

«Созданные на базе современных носителей информации средства обучения в комплексе с новыми технологическими решениями, а также современным методическим сопровождением, позволяют самостоятельно освоить способы учебной деятельности, создают условия для самостоятельного освоения предметов учебного цикла учащимися в рамках системы дистанционного образования» [2, с. 213].

Фактор информатизации достаточно основательно повлиял на образовательный процесс, теперь преподаватель является координатором обучения.

Методист Варданян высказывался о роли педагога в современном образовательном процессе: «Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в СДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети» [2, с. 217].

Методист М. Б. Лебедева также высказалась по поводу дистанционного обучения:

«Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при «ДО» составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, но индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно». [4, с. 45].

Для всех субъектов образовательного процесса, дистанционное обучение позволяет снизить затраты на обучения, кроме того, есть возможность проводить обучение большего количества человек, проводя лекции, например, на платформе «Zoom». Одно из наиболее важных достоинств является повышения качества обучения, в связи более высокой заинтересованностью обучающихся, а также за счет использования современных информационных средств и электронных ресурсов.

Даная форма обучения наряду с информатизацией общества является двигателем развития образования.

«Согласно приказу № 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно» [5, с. 2].

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

В котором говорится, что в первую волну COVID-19 была утверждена реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Хоть нововведение являлось временной мерой, но в последствии вышел новый приказ.

Приказ Минобрнауки России от 02.11.2021 N 999 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации».

Согласно которому дистанционное образование вводилось только для организаций, осуществляющих программы высшего образования и, только в связи с эпидемиологической обстановкой в регионе.

Несмотря на широкое использование дистанционных технологий, Лебедева отмечает, что до сих пор нет единой терминологии, повсеместно используется термины «дистанционное образование», «интернет-обучение», «дистанционные образовательные технологии».

Методист А. А. Андреев в работе «Дистанционное обучение: сущность, технология, организация» предлагает следующую терминологию:

«Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [1, с. 56].

Также Лебедева отмечает различие между еще двумя понятиями «открытое образование» и «дистанционное образование», объясняя их различие тем, что первое возможно организовать в очном и заочном формате, а второе организуется по определенным стандартам.

«Говоря о дистанционном образовании, важно подчеркнуть различие между терминами «открытое образование» и «дистанционное образование»: открытое образование может быть реализовано очно, заочно, дистанционно, в форме экстерната, в то время как дистанционное образование ориентируется на разработанные для конкретной области образования стандарты, программы» [4, с. 330].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что грамотная организация дистанционного обучения — это есть решение множества задач, начиная от финансовых затрат на курс, его разработки, заканчивая постоянной координацией и поддержанием связи с обучающимися.

Н. А. Варданян на первое место ставит нормативно-правовой аспект в организации дистанционного обучения.

Кроме этого, можно выделить педагогическую составляющую, которая целиком влияет на выбор методов обучения;

Электронная ресурсная база дистанционного курса. Компетентность преподавателей;

Техническое снабжение;

Самый важный из аспектов будет являться экономический, хоть сама по себе организация дистанционного обучения считается менее затратной в финансовом плане, но на данный момент обеспечение серверов и создание образовательных платформ стоят довольно дорого.

Повсеместному внедрению форм и методов дистанционного образования в России способствуют изменения, происходящие в экономике.

Как итог, среди общественности появилась потребность в дистанционной технологии обучения, потому что она позволяет получить образование различным слоям населения. Например, основная часть населения после 30-ти лет готова доплачивать за такой способ получения образования. Кроме этого, такой вид обучения будет удобен обучающимся с ОВЗ, ведь обучение проходит вне зависимости от места жительства, финансовых и физических возможностей.

Литература:

  1. Андреев, А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация [Текст]; М.: Издательство МЭСИ, 1999. — С. 196.
  2. Варданян, Н. А. Основные направления организации дистанционного обучения в общеобразовательной деятельности [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международной научной конференции г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г. — Санкт-Петербург, Реноме, 2012. — С. 213–217. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2899/ (Дата обращения: 10.04.22). — Загл. с экрана.
  3. Дудоладова, Н. А. Проблемы управления дистанционным образовательным процессом [Электронный ресурс] // Преподавание истории в школе: научно-теор. и методич. электрон. журн. — 2015. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2015–3/3-dudoladova.pdf (Дата обращения: 15.04.22). — Загл. с экрана.
  4. Лебедева, М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов [Текст]; СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — С. 336.
  5. Приказ министерства образования и науки об использовании дистанционных образовательных технологий от 06.05.2005 № 137. [Текст]: офиц. текст. — М.: Проспект. 2005.
  6. Приказ министерства просвещения об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 17.03.2020 № 103. [Текст]: офиц. текст. — М.: Проспект. 2020.
  7. Приказ министерства науки и высшего образования о деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 02.11.2021 N 999. [Текст]: офиц. текст. — М.: Проспект. 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, образовательный процесс, дистанционное образование, Российская Федерация, форма обучения, высшее образование, полная мера, учебная деятельность, учебный процесс, электронное обучение.


Задать вопрос