В статье рассматривается семь жанров видеоигр: экшн, симуляторы, приключения, стратегии, головоломки, ролевые игры и смешанные. Определено влияние каждого из них на нарративный дизайн и сюжет игры.
Ключевые слова: видеоигры, нарративный дизайн, разработка видеоигр, драматургия видеоигр, классификация игр, жанры.
Введение
Современные видеоигры переживают трансформацию, как художественный феномен. Сегодня в их создании используется все богатство художественных инструментов, чтобы заложить этический и нравственный посыл, передать игрокам сильные эмоции [1]. Среди таких инструментов можно отметить драматургию, сюжет, нарративный дизайн. Вместе с этим игры обладают интерактивностью, определенными игровыми механиками — геймплеем — за счет которых они делятся на различные жанры.
В этой статье исследуется прямая зависимость нарративного дизайна и сюжета от выбранного разработчиками жанра геймплея и игровых механик. Исследование проходит на основе результатов работы «Влияние классификации видеоигры на ее нарратив», в ходе которой было определено, что жанр геймплея определяет способ подачи сюжета [2].
Классификация видеоигр по жанрам и игровым механикам
Игровой жанр — это набор определенных механик, которые определяют главные правила и процесс игры. На основе классификации Тимура Кутлалиева [3, с. 21–22] рассмотрим 7 игровых жанров и их механики:
- Экшн. Включает в себя широкий спектр игр, включая шутеры от первого и третьего лица, файтинги, платформеры и другие. Главной механикой является быстрое и динамичное действие, включающее боевые действия, стрельбу, прыжки и прочие элементы.
- Симуляторы. Имитирует реальные процессы и деятельность. Главной механикой является создание реалистичной модели поведения объектов или систем, которыми управляет игрок. Например, управление транспортными средствами, городом или проведение операций в медицинском центре.
- Приключения. Обычно содержит элементы решения головоломок, исследования окружающей среды и управления персонажем. Главной механикой является поиск истории, решение головоломок, взаимодействие с окружающей средой и персонажами, а также прохождение миссий.
- Стратегии. Жанр требует от игрока стратегического мышления и планирования, чтобы управлять ресурсами и развивать тактику. Главной механикой является управление ресурсами, развитие базы, формирование армии и проведение боевых действий.
- Головоломки. Игроки решают загадки и логические задачи. Главной механикой является создание сложных головоломок и различных препятствий, которые игрок должен преодолеть.
- Ролевые игры. Жанр позволяет игроку играть за персонажа, который развивается по мере прохождения и имеет определенный набор способностей и характеристик. Главной механикой является прокачка персонажа, выбор способностей и атрибутов.
- Смешанные жанры. Это игры, которые объединяют в себе элементы из разных жанров. Например, стелс-экшн содержит элементы скрытности и проникновения, а хоррор-выживание требует от игрока выживать в неблагоприятных условиях с элементами ужаса. Главные механики здесь: управление персонажем, скрытность, элементы выживания.
Зависимость нарративного дизайна от жанра видеоигры
Сюжет и игровой процесс напрямую связаны друг с другом. На основе выявленных выше игровых механик каждого жанра можно определить направление сюжета и способ его подачи:
- Экшн. В экшн-играх уделяется большое внимание действию и битвам, поэтому нарративный дизайн обычно строится вокруг сражений и борьбы с врагами. Часто в таких играх результаты сражения главного героя и его действия имеют решающее значение для исхода сюжета.
- Симуляторы. В симуляторах игрок обычно играет роль персонажа, который имитирует реальную жизнь или определенную профессию. Поэтому важно, чтобы нарративный дизайн и сюжет игры происходили в большом мире с разными системами. Например, в игре «The Sims» игрок управляет персонажами, которые имитируют реальную жизнь, где надо принимать решения, строить дом, налаживать социальную жизнь, отдыхать на курортах и многое другое.
- Приключения. В играх этого жанра часто используются элементы головоломок и исследование окружающего мира. Нарративный дизайн строятся вокруг приключений главного героя, его путешествия, поисков и открытий в определенном мире. Например, в играх «Tomb Raider» и «Uncharted» главные герои исследуют локации, решают головоломки и борются с врагами в поисках артефактов и секретов.
- Стратегии. В играх этого жанра игрок управляет большим количеством персонажей и ресурсов, то есть сюжет будет строиться вокруг этих событий с точки зрения управляющего. Важно, чтобы сюжет был логичным, чтобы игрок не терялся во множестве действий и решений. Например, в игре «Civilization VI» игрок управляет цивилизацией и должен принимать решения по развитию городов, созданию армий и дипломатическим отношениям с другими цивилизациями. Сюжет игры связан с историей цивилизации и направлен на достижение победы.
- Головоломки. В играх этого жанра игрок решает загадки и задачи, нарративный дизайн обычно в них второстепенный. Но, для большей привлекательности разработчики все же могут добавить запоминающийся сюжет для мотивации решения головоломок. Например, в игре «Portal» в процессе решения загадок в лабиринтах игроку раскрывается шокирующая история о нем и его мире.
- Ролевые игры. В этом жанре игрок обычно играет роль главного героя, который проходит квесты, выполняет главные и сторонние миссии. Нарративный дизайн направлены на развитие способностей персонажа, его отношений с другими и на достижение целей. Например, в игре «The Witcher 3" главный герой Геральт проходит квесты, выполняет миссии, борется с врагами, чтобы найти свою возлюбленную и ребенка.
- Смешанные жанры. В этом случае используются механики и различных жанров, поэтому ограничений для сюжета нет. Важно, чтобы геймплей и нарратив были согласованы, не противоречили друг другу. Например, в игре «Assassin's Creed: Odyssey» главный герой борется с врагами, что характерно для экшн-жанра, но также прокачивает способности, что свойственно ролевым играм.
Очевидно, что в последнее время в игровой индустрии стало принято создавать мульти-жанровые продукты, смешивая самые разные механики. Так, например, в одной из последних нашумевших видеоигр «Hogwarts Legacy» разработчики соединили ролевую игру, экшн, приключения и элементы симулятора. Игрок прокачивает свои способности, добывает инструменты и способы для сражения с врагами, исследует огромный волшебный мир и строит собственную комнату внутри Хогвартса.
Можно сказать, что нарративный дизайн и сюжет игры тесно связаны с ее жанром и механиками. Даже если игра предполагает использование разных механик, они должны логично вписываться в общий сюжет. Нарративный дизайн не должен создавать диссонанс между повествованием и игровым процессом.
Заключение
Понимая, какие игровые механики будут использованы в игре, разработчикам будет легче определить отправную точку для создания повествования. От геймплея можно строить различные приемы и техники, такие как нелинейное повествование и эмоциональные сюжетные повороты, чтобы сделать игру более увлекательной и запоминающейся. В конце концов, от нарративного дизайна зависит не только сюжет, но и погружение в игру, что в конечно счете влияет на успешность продукта.
Литература:
- Васильева, А. И. Сюжет в современных видеоиграх / А. И. Васильева // Юность Большой Волги: сборник статей лауреатов XVIII межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи, Чебоксары, 27 мая 2016 года. — Чебоксары: Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики дополнительного образования «Центр молодежных инициатив» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, 2016. — С. 254–258. — EDN WYAASP.
- Чистовская, О. В. Влияние классификации видеоигры на ее нарратив / О. В. Чистовская // Молодой ученый. — 2021. — № 17(359). — С. 11–14. — EDN DYRWHS.
- Кутлалиев, Т. Х. Жанровая типология компьютерных игр: проблема систематизации художественных средств: специальность 24.00.01 «Теория и история культуры»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии / Кутлалиев Тимур Хафизович; Российский государственный гуманитарный университет. — Москва, 2014. — 25 c. — Текст: непосредственный.