В данной статье автор рассматривает мужественность и условия её проявления в романе. Также автором проводится параллель между жестокостью и мужским началом, исследуется их взаимосвязь в произведении одного из известных современных писателей.
Ключевые слова: мужественность, американская литература, бойцовский клуб, саморазрушение, общество потребления, аутодеструктивное поведение.
Ни для кого не секрет, что у каждого писателя свой, особенный стиль. К числу таких писателей относится и Чак Паланик. На его творчество повлиял развод родителей и драка в летнем лагере. В молодости писатель брал различные подработки, работал волонтером в приютах и больницах. Он долгое время работал журналистом. Его романам и нехудожественным произведениям свойственны сленг, едкая сатира и чёрный юмор. Также он любит смешивать в них реальное и потустороннее. Тема отчуждения рассматривалась через призму мрачного комизма. Писатель подражает простой, разговорной речи для того, чтобы быть понятым публикой. Минимализм и динамизм делают романы Паланика облегчают читателям понимание сюжета и основной мысли. Этот подход относится к постмодернизму, так как не делит людей на читающих и не читающих. Надо отметить, что писатель придаёт роману «Бойцовский клуб» естественности посредством обращения к читателю. В некоторых героях произведений Чака Паланика наблюдается тяга к аутодеструктивному поведению, саморазрушению [2, с. 93]. Под этим понятием подразумевается желание наносить себе увечья, которое может проявляться как неосознанно, так и осознанно. Паланик начал писать только в 30 лет. После того, как издатели отвергли его первый роман, он приступил к работе над своей самой известной книгой «Бойцовский клуб», которая сделала его литературной знаменитостью после того, особенно после того, как режиссер Дэвид Финчер адаптировал ее в культовый фильм с Эдвардом Нортоном и Брэдом Питтом в главных ролях [4]. Роман и фильм были настолько популярны и влиятельны, что по всей стране возникли подражательные бойцовские клубы — в том числе один в кампусе Принстонского университета. Более поздние романы Паланика не оказали такого колоссального влияния на культуру, как «Бойцовский клуб». Писатель попытался сделать свой роман шокирующим и незабываемым, даже если его не опубликуют.
По сюжету романа 30-летний мужчина работает на бюрократической работе в американском городе двадцатого века. Его жизнь внезапно меняется, когда он встречает харизматичного и анархичного Тайлера Дёрдена. Они объединяются в группу драчунов и проказников, но Тайлер хочет пойти дальше и уничтожить цивилизацию. Теперь Рассказчик сталкивается с Тайлером в борьбе за свою жизнь. В первую очередь роман Паланика — это критика общества потребления, которое подавляет как саму личность, так и мужское начало. В нём нет места мыслям о чём-то более возвышенном, нематериальном. Сколько бы товаров не покупал человек, его жажда неутолима. «Бойцовский клуб» является своего рода сатирой на современную американскую жизнь. Рассказчик, от чьего лица ведётся повествование в романе — представитель общества потребления, его раб. Его имя не упоминается в книге ни разу, потому что его образ собирательный. Герой работает в престижной страховой компании, выезжает на места ДТП, часто ездит в командировки, обустраивает свою квартиру мебелью из «IKEA». Он чувствует себя зависимым от безудержного потребительства и рутинных серых будней, банального одноразового мира. В начале романа Рассказчик показан Палаником как «идеальный мужчина» в современном обществе Америки, который должен презентабельно выглядеть и производить благоприятное впечатление на окружающих. Он не поддерживает отношения с отцом, бросившим семью, а потому в детстве не имел наглядного примера, каким должен быть настоящий мужчина. Чтобы избавиться от хронической бессонницы, герой посещает группы поддержки для неизлечимо больных людей. Он понимает, что его проблема является пустяком, и этот метод терапии временно ему помогает. Однако жизнь Рассказчика поменялась в один миг после знакомства с Тайлером.
Стоит отметить, что Тайлер Дёрден является полной противоположностью повествователя. По своей натуре он — бунтарь, который стремится получить от жизни всё. Своими выходками он бросает вызов обществу. Для него мужественность — это осознание своего тела и готовности принять бой с любой трудностью. Герой плюет на мораль и правила и живёт по собственному кодексу, о чём говорит его мелкое хулиганство, когда он подрабатывает киномехаником и официантом [1]. Тайлер также зарабатывает продажей мыла из человеческого жира, добываемого в хранилище больничных отходов после липосакции. Желание вырваться из рутинной пучины приводит к созданию Рассказчиком и его новым знакомым бойцовского клуба как способа бунта против общественной морали. Благодаря этой идее Тайлер показал Рассказчику, что можно жить по-другому, и что для этого нужно переступить через себя и отказаться от благ современности и привычного положения вещей. Эта подпольная организация пронизана идеей того, что «воскрешение происходит только после полного саморазрушения» [1]. Насилие приобретает освободительный контекст. Члены бойцовского клуба восстают против потребительски настроенного общества, убегая от него. Они не пытаются бороться с этим обществом напрямую. Она является для героев и их последователей неким отдельным миром, где можно выпустить пар и проявить себя, получить признание и удовлетворение, обрести веру в собственные силы. Мужчины сознательно избавляются от женоподобных черт характера и чувствуют себя собой. Такие клубы со скоростью света распространяются по всей Америке. В конечном счёте детище Рассказчика и Тайлера приобретает огромный масштаб и превращается в проект «Разгром», серию актов вандализма средней степени и терроризма с целью разрушения инертного общества потребителей, которые повествователь в конечном счёте решает остановить. Так, саморазрушение если и приведёт к мужественности, то будет иметь разрушительные последствия для окружающих и того, кто пытается доказать себе, что он способен на большее. Бесконтрольная мужественность, переходящая рамки закона и морали, вредна как для самого человека, так и для общества.
Боль воспринимается героями романа как что-то объективное, реальное. В душе каждого из них преобладает доля мазохизма. И она также напрямую связана с темой мужественности и идеей саморазрушения. По философии Тайлера нужно почувствовать боль, встретиться лицом к лицу с опасностью и испытать страх, чтобы ощутить все прелести жизни. Сама природа бойцовского клуба такова, что способ испытать боль и опасность обязательно подразумевает причинение боли другому. Это показывает эпизод, где Тайлер льёт на руку Рассказчика щёлочь. «Потеряв всё, мы обретём свободу» — так он видит способ по-настоящему принять жизнь и приобщиться к ней, испытать острые ощущения. Это очень напоминает эпизод из жизни немецкого философа Фридриха Ницше, который держал в руке кусок раскалённого угля, пока все его одноклассники не согласятся с мифом о Муции Сцеволе и точкой зрения о мужестве, заключающейся в том, что любой человек сможет положить руку в огонь [4].
Нельзя не заметить, что развязка в романе Паланика имеет символический контекст. Тайлера никогда не существовало, это альтер-эго Рассказчика, которое порой брало верх над ним самим и его действиями. Рассказчик сам взорвал свою квартиру и создал бойцовский клуб, не осознавая наличия второй личности внутри себя. Тайлер представляет собой подавленную мужественность Рассказчика, её идеал. Следовательно, борьба бывает не только внешняя, но и внутренняя, психологическая. В повествователе два «я» борются между собой.
Таким образом, так как практически все герои романа Чака Паланика «Бойцовский клуб» — мужчины, то тема мужественности связана с идеей саморазрушения и просветления через боль, через аутодеструктивное поведение [3, с. 18]. Писатель неоднозначно относится к бойцовскому клубу как к явлению, так как он одновременно согласен с его принципами и критикует их. Герои посредством физической силы восстают против общества, в котором не жили, а существовали. Мужчины проявляют себя через испытания воли и силы. Бойцовский клуб в романе — это радикальный метод терапии и реакция на положение вещей в американском обществе, позволяющие пробудить в представителях сильного пола мужественность. Борьба происходит не только с соперником на поле боя, но и с собой и своими страхами. Паланик наглядно показал бунт среднего класса, материальное положение которого вполне стабильно, однако чувствующего моральную неудовлетворённость.
Литература:
- Паланик, Чак. Бойцовский клуб / Чак Паланик. — М.: АСТ, 2022. — 256 c.
- Свиридов, В. М. Аутодеструктивное поведение персонажей в произведениях американского писателя Чака Паланика / В. М. Свиридов. — Текст: непосредственный // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — 2021. — № 3. — С. 91–103.
- Шаратфудинова, К. Э. Идея саморазрушения в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб» / К. Э. Шаратфудинова. — Текст: непосредственный // Вестник Ульяновского государственного технического университета. — 2017. — № 2. — С. 16–18.
- Смысл фильма «Бойцовский клуб». — Текст: электронный // Много смысла: [сайт]. — URL: https://mnogo-smysla.ru/smysl-filma/smysl-filma-bojtsovskij-klub/ (дата обращения: 03.03.2023)