Понятия демографической и семейной политики. Целевая направленность демографической политики исходя из конкретной демографической ситуации, связанной с демографическим кризисом и вытыкаемым из него негативным экономическим и социальным последствиям. Дети и защита семьи — приоритет государственной политики России. Расширение комплекса основных мер социальной поддержки граждан и семей, имеющих детей. Реализуемые меры социальной защиты граждан и семей, имеющих детей, не лишены упущений, и могут быть дополнены новыми мерами поддержки. Гражданам приходится быстро перестраиваться под постоянные изменения государственной политики и установление новых мер поддержки. Актуальность государственной политики в сфере защиты граждан, имеющих детей, способствует появлению новых нормативных правовых актов, новых мер поддержки ежегодно.
Ключевые слова: демографическая политика, семейная политика, дефицит населения, защита семьи и детей, меры социальной защиты поддержки.
В рамках настоящей статьи под демографической политикой понимается адресно-ориентированная деятельность органов государственной власти и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Указанная политика направлена в том числе на сохранение и изменение численности структуры и качества населения. [10, с. 47].
Одновременно с термином «демографическая политика» все чаще как самостоятельный термин используется термин «семейная политика». Семейную политику, как и демографическую, можно определить как адресно-ориентированную деятельность органов государственной власти и иных социальных институтов, которая призвана создавать оптимальные условия для выполнения семьей ее функций, гармонизировать отношения между личностью, семьей и обществом. [10, с. 49].
По мнению некоторых авторов, на протяжении нескольких последних лет в России сложилась негативная ситуация в области воспроизводства населения, связанная с затянувшимся демографическим кризисом и вытыкаемым из него негативным экономическим и социальным последствиям. [10, с. 9]. Одним из таких последствий считается дефицит населения, который в обязательном порядке необходимо учитывать при определении основных направлений государственной политики. Именно поэтому с точки зрения государственных интересов современное социально-экономическое развитие Российской Федерации осуществляется в условиях недостаточного демографического потенциала населения. [9, с. 11].
Основной задел на преодоление демографического кризиса в долгосрочной перспективе был сделан совсем недавно. Так, поправками в Конституцию Российской Федерации, принятыми в 2020 году, приоритетом государственной политики определены дети, защита семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье.
Меры социальной поддержки, вводимые в последние годы, в том числе направлены на достижение целей, установленных Конституцией Российской Федерации и Национальными целями развития России (сохранение населения, здоровье и благополучие людей, цифровая трансформация).
До 2018 года из всех мер социальной поддержки действовали только программа материнского капитала, поддержка семей с детьми в возрасте до 1,5 лет, а также при рождении третьего или последующих детей.
Начиная с 2018 года Правительством Российской Федерации предпринимались последовательные шаги по наращиванию объема поддержки семей с детьми:
Так, в 2018 году были введены:
– ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого и второго ребенка до достижения ими возраста 3 лет [1] в размере регионального прожиточного минимума для детей;
– начата реализация программы «Семейная ипотека» со сниженной процентной ставкой по ипотечному жилищному кредиту для семей с детьми.
С 2019 года предоставляется дополнительная выплата на погашение ипотечного кредита в размере 450 тыс. рублей семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей.
В 2020 году после оглашения Президентом Российской Федерации ежегодного послания Федеральному Собранию Российской Федерации:
– появилась ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно [2];
– право на материнский капитал предоставлено при рождении первого ребенка [3].
В 2021 году:
– введен дифференцированный размер 50, 75 или 100 % регионального прожиточного минимума на ребенка при назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет;
– появилась ежемесячная выплата женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель) [4];
– введено ежемесячное пособие одиноким родителям на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет [4];
– установлен новый порядок оплаты больничного по уходу за больным ребенком в возрасте до 8 лет — независимо от страхового стажа родителя в размере 100 % среднего заработка;
– программа «Семейная ипотека» распространена на семьи с первым и (или) последующими детьми, средства ипотечного кредита по льготной процентной ставке стало возможно направлять на строительство частного дома и приобретение земельного участка;
– изменен подход к индексации размера материнского капитала — по фактическому уровню инфляции (ранее — по прогнозному);
– социальный контракт, как один из инструментов по снижению бедности семей с детьми, заработал во всех субъектах Российской Федерации с софинансированием из федерального бюджета.
В 2022 году:
– введена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет включительно в дифференцированном размере 50, 75 или 100 % регионального прожиточного минимума на ребенка [5];
– продлено до 31 декабря 2023 года действие программы «Семейная ипотека» и дополнительной выплаты на погашение ипотечного кредита в размере 450 тыс. рублей при рождении третьего ребенка или последующих детей;
В 2023 году введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, которое объединило имеющиеся в настоящее время ежемесячные выплаты беременным женщинам и семьям с детьми до 17 лет [6].
Особое внимание при предоставлении мер социальной поддержки и социальных услуг уделяется обеспечению комплексного подхода. Поддержка семей с детьми не должна ограничиваться монетизированными мерами. Еще одной важной стороной комплексного подхода является цифровая трансформации процесса взаимодействия человека с государством.
Начиная с 2020 года сертификат на материнский капитал стал выдаваться проактивно, по факту рождения ребенка. Данное направление стало одним из первых, на котором были отработаны принципы Социального казначейства.
Все вводимые меры социальной поддержки также предоставляются на принципах Социального казначейства: по одному заявлению с минимизацией предоставляемых гражданином документов и справок.
Начиная с 2021 года осуществляется проактивное персонифицированное информирование о мерах социальной поддержки, право на которые возникает в связи с наступлением жизненных событий «Рождение ребенка», «Установление инвалидности», «Наступление пенсионного возраста».
Перечень жизненных событий постоянно расширяется, планируется дополнить их жизненными событиями «Беременность», «Получение статуса многодетной семьи», «Создание молодой семьи», «Достижение ребенком определенного возраста». Например, в связи с рождением ребенка семью проинформируют о возможности оформления материнского капитала, единовременных выплат и льгот, в том числе в регионе проживания. Для получения такого информирования в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг необходимо дать согласие.
Также с 2021 года свою работу начал Единый контакт-центр, благодаря которому по единому номеру гражданин может получать консультацию по всем мерам поддержки в круглосуточном режиме.
Повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях — одна из основных задач государственной семейной политики.
На протяжении последних лет в рамках документов стратегического планирования реализуются мероприятия, направленные на выполнение этой задачи.
В числе таких документов планы по реализации Десятилетия детства, в рамках которых также обеспечивается выполнение Концепции государственной семейной политики до 2025 года [7], планы по реализации Концепции демографической политики до 2025 года [8].
Данные документы предусматривают не только проведение ежегодных информационных кампаний, но и обобщение и распространение лучших региональных практик по реализации проектов и программ родительского просвещения и семейного воспитания, поддержку некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на формирование ответственного родительства, популяризацию традиционных семейных ценностей и многодетной семьи.
Результатами проводимой семейной политики стали:
В 2021 году:
– установление Дня отца (третье воскресенье октября);
В 2022 году:
– утверждение почётного звания «Мать-героиня» и установление единовременное денежное поощрение к нему в размере 1 млн. рублей;
– увеличение размера единовременного денежного поощрения при награждении орденом «Родительская слава» (со 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей), установление выплаты при награждении медалью ордена «Родительская слава» в размере 200 тыс. рублей.
Вместе с тем реализуемые на сегодняшний день меры социальной защиты (поддержки) семей с детьми не лишены упущений, и могут быть дополнены новыми мерами поддержки.
Так, в настоящее время активно продвигается вопрос установления возможности направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на покупку автомобиля. Кроме того, рассматривается вопрос об утверждении отдельного нормативного правового акта (возможно, в виде отдельного федерального закона), который будет регулировать вопросы защиты и поддержки многодетных семей.
При этом текущая государственная политика в области защиты семей с детьми характеризуется быстрой сменой (многие меры поддержки существуют на протяжении очень короткого времени — иногда меньше года, — а затем сменяются другими), а значит гражданам приходится быстро перестраиваться под действующие тенденции.
Актуальность государственной политики в сфере защиты граждан, имеющих детей, способствует появлению новых нормативных правовых актов, новых мер поддержки ежегодно, что в долгосрочной перспективе должно привести к преодолению текущего демографического кризиса.
Литература:
- Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2018, № 1 (часть I), ст. 2.
- Указ Президента РФ от 20.03.2020 № 199 (ред. от 10.03.2021) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ, 23.03.2020, № 12, ст. 1745.
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 19.
- Федеральный закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ (ред. от 30.04.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.05.2021, № 22, ст. 3686.
- Указ Президента РФ от 31.03.2022 № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ, 04.04.2022, № 14, ст. 2245.
- Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2022, № 48, ст. 8322.
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р // Собрание законодательства РФ, 01.09.2014, № 35, ст. 4811.
- Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 15.10.2007, № 42, ст. 5009
- Демография: практикум / составители О. В. Симен-Северская. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. — 91 c.
- Соловарова, Ю. Н. Демография: учебно-методическое пособие / Ю. Н. Соловарова. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2019. — 108 c.